logo search
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Духовная культура. Народное творчество

Духовная культура и творчество народов Юго-Восточной Азии исключительно богаты и разнообразны, имеют чрезвычайно давние и прочные традиции. При этом между духовной культурой разных народов существуют глубокие связи, что является следствием столетних и тысячелетних взаимовлияний.

Еще с раннего средневековья во многих государствах Юго-Восточной Азии возникли и формировались культурные и научные центры, профессиональное и народное искусство, создавалась обширная духовная и светская литература. При этом для духовной культуры большинства крупных народов полуострова Индокитай большое значение имели связи с соседними народами Восточной и Южной Азии; для Явы, Западной Суматры, части островов Нуса Танггара - древнее воздействие южноиндийской, а в средние века западноазиатской культуры, пришедшей вместе с исламом.

Неблагоприятные последствия для духовной культуры всех народов Юго-Восточной Азии имела колониальная эпоха. Угнетение, эксплуатация, подавление культурной самостоятельности приводили к разрушению традиционных ценностей, понижению культурного уровня многих слоев общества, оказывали отрицательное воздействие на его образование. Поэтому возрождение национальной культуры было одним из лозунгов длительной национально-освободительной борьбы, и после достижения национальной независимости стали предприниматься энергичные меры до культурному возрождению.

По мере возможности создавались благоприятные условия для развития профессионального и народного искусства. Однако в ряде случаев этому препятствовало тяжелое наследие колониального времени. Исключительно большие усилия приходилось прилагать для ликвидации почти сплошной неграмотности трудящихся слоев населения.

В наше время повсеместно высокого уровня развития достигло национальное профессиональное искусство, прилагаются значительные усилия для возрождения многих видов народной культуры, народных промыслов, часть которых почти исчезла в колониальную эпоху. Развитию народных промыслов способствует возросший во всем мире спрос на сувениры, изготовляемые народными мастерами, что влечет за собой, к сожалению, зачастую падение художественной ценности изделий, появление массовой рыночной продукции невысокого качества.

Тысячелетние традиции имеет народное творчество во Вьетнаме. В народе широко распространены различные жанры эпических произведений, музыкально-драматическое искусство. Разнообразна народная музыка, танцы, песни. Богато представлен фольклор в Таиланде. Популярностью в народе пользуются разные виды театральных представлений: театр жестов, кукол, маскированных актеров. Во всем мире знамениты бирманский и кхмерский балет, возникший и получивший профессиональное завершение на основе народных традиций. Широко популярен у народов этих стран театр, в котором исполняются песни по мотивам местных и индийских мифологических и фольклорных произведений.

В Индонезии, как и в большинстве других стран Юго-Восточной Азии, народ, в прошлом почти поголовно неграмотный, не имел возможности пользоваться благами профессиональной культуры, вследствие чего исключительно большое распространение имели народные формы культуры. Издавна в Индонезии огромной любовью у народа пользовались представления театра теней ваянг-пурво, в котором исполняются пьесы героического содержания на основе местного и индийского фольклора и мифологии. Такие представления в сельских местностях в праздничные дни иногда продолжались по нескольку дней с перерывами на сон и еду. Столь же популярен театр марионеток и костюмированных актеров, сыгравший немалую роль в национально-освободительной борьбе в годы колониального порабощения, так как в них разыгрывались сцены, разоблачавшие действия властей, плантаторов, звучали призывы к борьбе за свободу. Актеры этих театров жестоко преследовались колониальными властями. Большую известность имеют яванские национальные оркестры "гамелан", состоящие из десятков и сотен ударных инструментов. Исключительно мелодична и красива филиппинская народная музыка, в частности тагалов, популярная в Европе и Америке. Оригинально народное творчество лесных народов: воинские и бытовые, охотничьи песни, танцы, представления во время проведения инициации молодежи. Частые их праздники обязательно сопровождаются музыкой и танцами.

Большинство земледельческого населения полуострова Индокитай (за исключением Малакки) - мьянма, сиамцы, лао, вьеты, кхмеры и другие - исповедуют разные толки буддийской религии, сочетающиеся с традиционными народными верованиями, аграрными культами, культами предков, тигра, магическими и анимистическими представлениями. Большая часть обитателей Западной Малайзии и Индонезии - мусульмане суннитского толка. Своеобразна древняя религия жителей острова Бали, сохранивших некогда принесенные мигрантами из Южной Азии буддийские и индуистские верования, слившиеся в одну синкретическую религию. В нее вошли и многие древние верования. Многочисленные религиозные и бытовые праздники сопровождаются грандиозными представлениями, плясками на раскаленных углях и другими церемониями.

Племена охотников и собирателей, многие группы ручных земледельцев сохраняют и до настоящего времени древние первобытные религиозные верования: анимистические, тотемистические, магические представления, веру в духов, в переселение душ, культ предков. С магическими представлениями и обрядом инициации связан обычай охоты за головами, некогда довольно широко бытовавший у лесных народов: нага, даяков и др. В наше время усилиями государственных властей этот жестокий обычай практически изжит.

На Филиппинах у развитых народов господствуют различные толки христианской религии, у моро - ислам, а у лесных народов сохраняются племенные верования.