Этническая история
Юго-Восточная Азия относится к числу областей мира, где проходили ранние этапы антропогенеза. На Яве обнаружены останки древнейшего "обезьяно-человека-прямоходящего" - питекантропа. На континенте и островах исследованы многочисленные стоянки каменного века, свидетельствующие о давнем развитии здесь человеческой культуры, а также сделаны археологические находки палеометаллических эпох. Считается доказанным, что в глубокой древности Юго-Восточная Азия служила мостом, соединявшим Азию с Австралией, по которому в позднем палеолите последняя была заселена человеком. Полагают, что из Юго-Восточной Азии происходило заселение Океании.
В древнейшей этнической истории Юго-Восточной Азии остается еще множество белых пятен. Древнейшее население Малайского архипелага, Малакки, Филиппин, в значительной мере и полуострова Индокитай относилось по антропологическим признакам к разным типам австралоидной (или веддо-австролоидной) расы, малорослым пигмейским группам негритосов, меланезийским и папуасским типам. Реликтовые черты, смешанные с более поздними антропологическими типами, сохраняются у кубу, лубу, акит, сакаев Суматры, пунанов и букитов Калимантана, сеноев и семангов Малакки, ифугао Филиппин, ряда народов Индокитайского полуострова.
Сложные этнические процессы происходили в течение многих тысячелетий в странах Индокитайского полуострова. Древнейшее население Мьянмы (Бирмы) было по антропологическому типу веддо-австролоидным. Примерно за 3 тыс. лет до н.э. в Мьянму начали переселяться монголоиды, причем эти миграции были длительными и включали несколько волн. В конце I тысячелетия до н.э. с севера на юг, в долину реки Иравади, продвигались предки современных бирманцев — мьянма. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. на территории Мьянмы появились предки тайских народов. В первых веках нашей эры в южных районах Бирмы среди собственно бирманского населения развертываются процессы классо-образования и возникает первое государство. В позднем средневековье, в XIII в. в Мьянме начинают расселяться качины, которые, как и некоторые другие этнические группы, основывают государства.
В середине XIX в. Англия начала расширять свои колониальные владения из Индии на восток и захватила Мьянму. И только после ожесточенной и длительной национально-освободительной борьбы народы Мьянмы завоевали национальную независимость; в 1948 г. была создана Республика Бирманский Союз.
В науке существует точка зрения, что древнейшим населением Таиланда было население, говорившее на кхмерских языках. В последние века до нашей эры на территорию современного Таиланда начались миграции монголоидного населения, говорившего на языках тайской (таи, лао) и других групп, постепенно ассимилировавшего древних местных жителей.
Таиланд, оказавшийся в сфере колониальных интересов Англии и Франции, которые не сумели его поделить, благодаря этому сохранил политическую независимость, хотя в экономическом отношении оказался под сильным влиянием западных стран.
Этническая история Лаоса исследована мало, достоверно известно лишь то, что предки современных лао и горных тайских народов стали продвигаться на его территорию во второй половине I тысячелетия до н.э. Миграции растянулись на Длительное время. В XII в. в Лаосе сложилось первое государство. Самая крупная этническая группа страны - лао — консолидировалась к XIV в. и в борьбе с другими этническими группами создала централизованное феодальное государство. К XIX в. относится переселение на территорию Лаоса некоторых групп мяо-яо и населения, говорившего на тибето-бирманских языках. В конце XIX в., после Длительной и кровопролитной борьбы, народы Лаоса оказались в колониальной зависимости от Франции, что крайне неблагоприятно сказалось на культурном и социально-экономическом развитии страны. В 1945 г. в результате ожесточенной национально-освободительной борьбы Лаос добился освобождения от колониальной зависимости.
Еще в XIX в. стали происходить процессы этнического сближения между отдельными народностями и этническими группами страны, чему способствовала общая борьба против колонизаторов.
Значительные проблемы остаются невыясненными в связи с древнейшими этапами этнической истории Вьетнама. Судя по антропологическим данным, часть Вьетнама, как и соседних областей, была в глубокой древности заселена веддо-австралоидами, которые постепенно вытеснялись и ассимилировались монголоидами, шедшими с севера. Существует гипотеза, согласно которой в зоне контакта монголоидов и австралоидов происходило формирование австроазиатских языков. Предки вьетов, современных вьетнамцев, пришли на места современного расселения в I тысячелетии до н.э. Между ними и китайцами часто происходили столкновения, но шел и культурный обмен. Существует предположение, что из Вьетнама пришли в Китай культуры апельсинов, мандаринов. Высказывалась даже гипотеза, что культура риса проникла в Китай из Вьетнама. В свою очередь, Китай оказал на Вьетнам немалое культурное влияние в области образования. Происходил взаимный обмен навыками ремесла, искусства и т.п.
В X в. у вьетов сложилось централизованное феодальное государство. Во второй половине XIX в., несмотря на упорное сопротивление, Вьетнам, как и другие страны восточной части Индокитайского полуострова, попал в колониальную зависимость от Франции. Но борьба народов против колонизаторов не только не прекратилась, а все время нарастала и завершилась в ходе августовской революции 1945 г. провозглашением Демократической Республики Вьетнам на севере полуострова. Позднее Южный и Северный Вьетнам объединились в одну республику. В
В первой половине III тысячелетия до н.э. началось переселение южных монголоидов с континента на острова Индонезии и Филиппин. По языку они принадлежали к австронезийской (или малайско-полинезийской) семье. Эти миграции продолжались длительное время и завершились лишь к рубежу нашей эры. В результате сложились разнообразные этнические группы и распространились малайские языки. Первые монголоиды-переселенцы интенсивно смешивались с местным населением. Потомками этой "протоиндонезийской" волны переселенцев стали батаки, жители Ниаса и Ментавая, некоторые группы даяков и др. При преобладании у них монголоидного типа заметна примесь субстратного населения. Следующие, более поздние волны переселенцев-монголоидов сложились в этнические группы, в антропологическом типе которых или вовсе не заметно влияние древнего населения, либо оно довольно слабо. В их числе можно назвать яванцев, минангкабау Суматры, жителей прибрежных областей Малайского архипелага и Малайзии - малайцев. Неоднородная по этническому составу общность, получившая наименование малайцев, сложилась около середины I тысячелетия н.э. и широко расселилась на континенте и островах. Отдельные их группы говорят на близких языках и имеют многие общие этнографические черты.
В первых веках нашей эры на Яву и в западную часть Суматры совершилась миграция из Южной Азии, имевшая не столько антропологические, сколько культурные последствия. Воздействие мигрантов было очень существенным для развития ряда областей Индонезии. Они принесли с собой многие культурные навыки, индийскую образованность, распространение брахманизма, индуизма, буддизма. Все это значительно ускорило развитие классового общества и государства, только еще складывавшихся к началу южноиндийских миграций. Важным событием стало проникновение в Х1-ХП вв. в Индонезию ислама, получавшего по мере развития процессов феодализации все большее распространение и вытеснившего к XV в. почти повсеместно, кроме острова Бали, все прежние религии. Первобытные верования сохранились у обитателей внутренних областей островов.
Древнейшее население Филиппин было, как предполагается, преимущественно веддо-австралоидным по антропологическому типу.
Вследствие длительных и сложных этнических процессов из переселенцев-монголоидов и частично древнего местного населения сложились три группы: наиболее развитые в культурном и социально-экономическом отношениях равнинные жители, по религиозной принадлежности по большей части христиане; обитатели южных островов, до недавнего времени сохранявшие отсталое феодальное устройство, по религии мусульмане; горные племена, стоящие на разных уровнях разложения первобытнообщинных отношений, исповедующие разные племенные религии. Постепенно население, относящееся к этой группе, покидает горы, переселяется на равнину, где переходит к земледелию и более высоким формам социального устройства.
Во второй половине XVI в. Филиппины были захвачены и подчинены Испанией. В 1896-1898 гг. была провозглашена независимая Филиппинская республика, но в 1899-1901 гг. она была захвачена США. В 1946 г. была признана независимость Филиппинской республики.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение