logo search
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Материальная культура

Разнообразие типов жилища у народов Восточной Азии определяется прежде всего особенностями хозяйственно-культурных типов. Образ жизни оседлых земледельцев обусловил распространение у них постоянных, долговременных жилищ, тогда как у кочевников-скотоводов преобладают различного рода разборные и переносные жилища. Специфика хозяйственного уклада и естественно-природной среды сказывается также в конструкции дома и традиционном наборе строительных материалов.

У земледельческих народов Восточной Азии жилище может быть дифференцировано в зависимости от уровня пола относительно поверхности земли. У ручных земледельцев умеренного пояса в IV – III тысячелетиях до н.э. были распространены полуземлянки; позднее на смену им пришли наземные жилища. В то же время у земледельцев теплого пояса преобладали свайные жилища с полом, приподнятым над землей, что было рационально в условиях влажного климата и обилия ядовитых пресмыкающихся.

Другой отличительной особенностью жилища у большинства народов Восточной Азии является так называемая каркасно-столбовая конструкция (основная тяжесть кровли ложится на каркас из столбов и балочных перекрытий, а стены как таковые не несут сколько-нибудь значительной нагрузки и даже вообще могут отсутствовать). Каркасно-столбовая конструкция характерна для заглубленных в землю, наземных и для свайных жилищ древних и современных народов Восточной Азии - китайцев, корейцев, японцев, тайских и мон-кхмерских народов. В противоположность этому, у уйгуров Синьцзяна, а также у тибетцев и ицзу имеют распространение дома с несущими стенами, возводимыми из сырцового кирпича или тесаного камня.

Определенное значение для классификации постоянных типов восточно-азиатского жилища имеет наличие и расположение очага. В свайных домах, типичных для теплого пояса, очаг служит лишь для приготовления пищи (огонь чаще всего разводится в плоском ящике, наполненном землей). В наземных домах южных китайцев и японцев постоянный очаг отсутствует, и в холодное время года здесь обогреваются переносными жаровнями. У северных китайцев и корейцев получили распространение специальные отапливаемые лежанки ("кан" - кит.).

Переносные жилища кочевников-скотоводов не оставались неизменными по своей конструкции на протяжении истории этих народов. Сюнну, насколько можно судить по сообщениям китаеязычных источников, жили в шалашах, остов которых сооружался из ветвей ивы и покрывался сверху войлоком. В середине I тысячелетия н.э. у кочевников Восточной Азии появилась юрта с разборным деревянным каркасом, сохранившаяся в быту современных монгольских и тюркских народов. Основным типом жилища кочевников-скотоводов высокогорий является шатер из кошмы или грубой шерстяной ткани (чаще всего - черного цвета), натягиваемый на каркас из жердей.

На протяжении длительных этнических контактов между народами Восточной Азии происходил процесс заимствования отдельных элементов жилища, приводивший к трансформации его первоначальных типов. Под влиянием китайцев многие тайские народы перешли от свайных к наземным жилищам, а китайцы, живущие на юге страны, стали широко использовать такой нетипичный для севера строительный материал, как расщепленный бамбук. В процессе перехода некоторых групп кочевников к оседлому образу жизни у них стали распространяться постоянные наземные жилища, которые нередко еще сохраняли некоторые черты традиционного разборного дома типа юрты (например, круглую в плане форму). Кан, столь характерный для современного северокитайского жилища, был заимствован китайцами у тунгусо-маньчжурских народов в Х-ХII вв.

Черты одежды кочевников-скотоводов издревле отражали специфику их хозяйственно-культурного уклада. В частности, "изобретением" кочевников были штаны, совершенно необходимые при верховой езде и лишь сравнительно поздно заимствованные земледельческими народами. Помимо штанов основным компонентом костюма кочевников Восточной Азии была наплечная распашная одежда типа халата, причем вплоть до позднего средневековья у них преобладала манера запахивать халат на левую сторону (правая пола наверху). Наконец, неотъемлемой частью костюма скотовода-кочевника были высокие кожаные или войлочные сапоги.

В отличие от них у земледельцев умеренного пояса наплечная одежда запахивалась направо, причем, с точки зрения древних китайцев, эта черта была главным признаком их отличия от "северных варваров" (правый запах сохранился у китайцев вплоть до настоящего времени). Существенные изменения в костюме древних китайцев произошли в IV - III вв. до н.э., когда они заимствовали такой элемент "варварской одежды", как штаны, ранее им совершенно неизвестные. На первых порах их стали носить только воины, но затем они превратились в постоянный компонент как мужского, так и женского повседневного костюма (для состава древней и средневековой китайской одежды вообще было характерно отсутствие различий по признаку пола).

У народов юга Восточной Азии, принадлежавших к ХКТ ручных земледельцев теплого пояса, первоначально были распространены набедренные повязки (у мужчин) и несшитые юбки типа саронга (у женщин), а наплечная одежда и обувь зачастую отсутствовали вовсе. Однако на протяжении веков одежда этих народов значительно изменилась (главным образом, под влиянием китайцев, чему способствовали эпохальные изменения климата - перемещение на юг северной границы субтропиков). В настоящее время у большинства народов КНР распространена правозастежная наплечная одежда, сохраняющая значительные локальные различия в покрое и орнаментации. Своеобразна традиционная одежда корейцев, в особенности женская, состоящая из короткой кофты, широких шаровар и юбки, повязываемой выше талии длинным кушаком.

На фоне прогрессирующей нивелировки особенностей материальной культуры народов Восточной Азии обращает на себя внимание прочное сохранение этнических традиций одежды в такой индустриально развитой стране, как Япония.

В пище народов Восточной Азии противопоставлены друг другу два Различных комплекса. Первый из них характерен для скотоводов-кочевников, второй - для земледельцев. Основу рациона кочевых народов Восточной Азии составляют мясные и молочные продукты. Согласно представлениям монголов, лошади и бараны относятся к животным с "горячим дыханием", поэтому конина и баранина считаются наиболее полезными сортами мяса и им отдается предпочтение перед говядиной. Молоко, которое, кстати, никогда не употребляется ими в сыром виде, используют для приготовления большого числа продуктов - простокваши, кумыса, масла, сыров. Мучные блюда ("борцог" - кусочки теста, сваренные в бараньем жире; "хальмаг" - поджаренное тесто, замешанное на пенках и т.д. - монг.) хотя и популярны, но их доля в общем рационе незначительна.

Напротив, практически у всех земледельческих народов Восточной Азии в той или иной степени существует противопоставление "основной еды", приготовленной из крупы или муки ("чжуши" - кит.; "сюсеку" - япон.), и "второстепенной еды" представляющей собой овощное, мясное или рыбное блюдо ("фуши" – Кит., "фукусеку" - япон.). Среди различных видов "основной еды" абсолютно преобладает рис, сваренный на пару; у северных китайцев вместо риса часто употребляют вареные на пару несоленые хлебцы из пшеничной или кукурузной муки ("маньтоу" и "вовотоу"), а также разнообразные лепешки. "Второстепенная еда" готовится из мелко порезанных продуктов, приготавливаемых чаще всего путем жарения в глубокой полусферической сковороде. Особенностью японской кухни является употребление в пищу сырой рыбы, сдобренной различными приправами ("сасими") Вареный рис подается на стол обязательно в горячем виде и раскладывается по пиалам, а "дополнительное" блюдо (их по возможности стараются готовить несколько) ставится в одной большой общей чашке, откуда участвующие в трапезе достают его с помощью деревянных палочек. Молоко и в особенности кисломолочные продукты большинство восточноазиатских земледельческих народов в пищу не употребляют.

Многие народы юга Восточной Азии (в частности, таи) предпочитают обычному рису клейкие сорта, которые на севере используются только в праздничной пище. Кроме того, в рационе народов Восточной Азии большую роль играет рыба. Из нее приготавливают и специальный соус или пасту, широко используемые для заправки блюд. Несколько особняком стоит пища тибетцев, в которой элементы скотоводческого компонента сочетаются с регулярным использованием мучных продуктов. Наиболее популярное блюдо тибетцев -"цзамба" (поджаренная ячменная мука), которую едят, смешивая с чаем или молоком. Из ячменя тибетцы готовят и "чан" (подобие пива); у других восточноазиатских народов в настоящее время популярностью пользуются различные сорта рисовой водки.