Материальная культура
Разнообразие типов жилища у народов Восточной Азии определяется прежде всего особенностями хозяйственно-культурных типов. Образ жизни оседлых земледельцев обусловил распространение у них постоянных, долговременных жилищ, тогда как у кочевников-скотоводов преобладают различного рода разборные и переносные жилища. Специфика хозяйственного уклада и естественно-природной среды сказывается также в конструкции дома и традиционном наборе строительных материалов.
У земледельческих народов Восточной Азии жилище может быть дифференцировано в зависимости от уровня пола относительно поверхности земли. У ручных земледельцев умеренного пояса в IV – III тысячелетиях до н.э. были распространены полуземлянки; позднее на смену им пришли наземные жилища. В то же время у земледельцев теплого пояса преобладали свайные жилища с полом, приподнятым над землей, что было рационально в условиях влажного климата и обилия ядовитых пресмыкающихся.
Другой отличительной особенностью жилища у большинства народов Восточной Азии является так называемая каркасно-столбовая конструкция (основная тяжесть кровли ложится на каркас из столбов и балочных перекрытий, а стены как таковые не несут сколько-нибудь значительной нагрузки и даже вообще могут отсутствовать). Каркасно-столбовая конструкция характерна для заглубленных в землю, наземных и для свайных жилищ древних и современных народов Восточной Азии - китайцев, корейцев, японцев, тайских и мон-кхмерских народов. В противоположность этому, у уйгуров Синьцзяна, а также у тибетцев и ицзу имеют распространение дома с несущими стенами, возводимыми из сырцового кирпича или тесаного камня.
Определенное значение для классификации постоянных типов восточно-азиатского жилища имеет наличие и расположение очага. В свайных домах, типичных для теплого пояса, очаг служит лишь для приготовления пищи (огонь чаще всего разводится в плоском ящике, наполненном землей). В наземных домах южных китайцев и японцев постоянный очаг отсутствует, и в холодное время года здесь обогреваются переносными жаровнями. У северных китайцев и корейцев получили распространение специальные отапливаемые лежанки ("кан" - кит.).
Переносные жилища кочевников-скотоводов не оставались неизменными по своей конструкции на протяжении истории этих народов. Сюнну, насколько можно судить по сообщениям китаеязычных источников, жили в шалашах, остов которых сооружался из ветвей ивы и покрывался сверху войлоком. В середине I тысячелетия н.э. у кочевников Восточной Азии появилась юрта с разборным деревянным каркасом, сохранившаяся в быту современных монгольских и тюркских народов. Основным типом жилища кочевников-скотоводов высокогорий является шатер из кошмы или грубой шерстяной ткани (чаще всего - черного цвета), натягиваемый на каркас из жердей.
На протяжении длительных этнических контактов между народами Восточной Азии происходил процесс заимствования отдельных элементов жилища, приводивший к трансформации его первоначальных типов. Под влиянием китайцев многие тайские народы перешли от свайных к наземным жилищам, а китайцы, живущие на юге страны, стали широко использовать такой нетипичный для севера строительный материал, как расщепленный бамбук. В процессе перехода некоторых групп кочевников к оседлому образу жизни у них стали распространяться постоянные наземные жилища, которые нередко еще сохраняли некоторые черты традиционного разборного дома типа юрты (например, круглую в плане форму). Кан, столь характерный для современного северокитайского жилища, был заимствован китайцами у тунгусо-маньчжурских народов в Х-ХII вв.
Черты одежды кочевников-скотоводов издревле отражали специфику их хозяйственно-культурного уклада. В частности, "изобретением" кочевников были штаны, совершенно необходимые при верховой езде и лишь сравнительно поздно заимствованные земледельческими народами. Помимо штанов основным компонентом костюма кочевников Восточной Азии была наплечная распашная одежда типа халата, причем вплоть до позднего средневековья у них преобладала манера запахивать халат на левую сторону (правая пола наверху). Наконец, неотъемлемой частью костюма скотовода-кочевника были высокие кожаные или войлочные сапоги.
В отличие от них у земледельцев умеренного пояса наплечная одежда запахивалась направо, причем, с точки зрения древних китайцев, эта черта была главным признаком их отличия от "северных варваров" (правый запах сохранился у китайцев вплоть до настоящего времени). Существенные изменения в костюме древних китайцев произошли в IV - III вв. до н.э., когда они заимствовали такой элемент "варварской одежды", как штаны, ранее им совершенно неизвестные. На первых порах их стали носить только воины, но затем они превратились в постоянный компонент как мужского, так и женского повседневного костюма (для состава древней и средневековой китайской одежды вообще было характерно отсутствие различий по признаку пола).
У народов юга Восточной Азии, принадлежавших к ХКТ ручных земледельцев теплого пояса, первоначально были распространены набедренные повязки (у мужчин) и несшитые юбки типа саронга (у женщин), а наплечная одежда и обувь зачастую отсутствовали вовсе. Однако на протяжении веков одежда этих народов значительно изменилась (главным образом, под влиянием китайцев, чему способствовали эпохальные изменения климата - перемещение на юг северной границы субтропиков). В настоящее время у большинства народов КНР распространена правозастежная наплечная одежда, сохраняющая значительные локальные различия в покрое и орнаментации. Своеобразна традиционная одежда корейцев, в особенности женская, состоящая из короткой кофты, широких шаровар и юбки, повязываемой выше талии длинным кушаком.
На фоне прогрессирующей нивелировки особенностей материальной культуры народов Восточной Азии обращает на себя внимание прочное сохранение этнических традиций одежды в такой индустриально развитой стране, как Япония.
В пище народов Восточной Азии противопоставлены друг другу два Различных комплекса. Первый из них характерен для скотоводов-кочевников, второй - для земледельцев. Основу рациона кочевых народов Восточной Азии составляют мясные и молочные продукты. Согласно представлениям монголов, лошади и бараны относятся к животным с "горячим дыханием", поэтому конина и баранина считаются наиболее полезными сортами мяса и им отдается предпочтение перед говядиной. Молоко, которое, кстати, никогда не употребляется ими в сыром виде, используют для приготовления большого числа продуктов - простокваши, кумыса, масла, сыров. Мучные блюда ("борцог" - кусочки теста, сваренные в бараньем жире; "хальмаг" - поджаренное тесто, замешанное на пенках и т.д. - монг.) хотя и популярны, но их доля в общем рационе незначительна.
Напротив, практически у всех земледельческих народов Восточной Азии в той или иной степени существует противопоставление "основной еды", приготовленной из крупы или муки ("чжуши" - кит.; "сюсеку" - япон.), и "второстепенной еды" представляющей собой овощное, мясное или рыбное блюдо ("фуши" – Кит., "фукусеку" - япон.). Среди различных видов "основной еды" абсолютно преобладает рис, сваренный на пару; у северных китайцев вместо риса часто употребляют вареные на пару несоленые хлебцы из пшеничной или кукурузной муки ("маньтоу" и "вовотоу"), а также разнообразные лепешки. "Второстепенная еда" готовится из мелко порезанных продуктов, приготавливаемых чаще всего путем жарения в глубокой полусферической сковороде. Особенностью японской кухни является употребление в пищу сырой рыбы, сдобренной различными приправами ("сасими") Вареный рис подается на стол обязательно в горячем виде и раскладывается по пиалам, а "дополнительное" блюдо (их по возможности стараются готовить несколько) ставится в одной большой общей чашке, откуда участвующие в трапезе достают его с помощью деревянных палочек. Молоко и в особенности кисломолочные продукты большинство восточноазиатских земледельческих народов в пищу не употребляют.
Многие народы юга Восточной Азии (в частности, таи) предпочитают обычному рису клейкие сорта, которые на севере используются только в праздничной пище. Кроме того, в рационе народов Восточной Азии большую роль играет рыба. Из нее приготавливают и специальный соус или пасту, широко используемые для заправки блюд. Несколько особняком стоит пища тибетцев, в которой элементы скотоводческого компонента сочетаются с регулярным использованием мучных продуктов. Наиболее популярное блюдо тибетцев -"цзамба" (поджаренная ячменная мука), которую едят, смешивая с чаем или молоком. Из ячменя тибетцы готовят и "чан" (подобие пива); у других восточноазиатских народов в настоящее время популярностью пользуются различные сорта рисовой водки.
- Этнический фактор в мировой истории 259
- Проблемы прикладной этнологии 268 заключение 270 предисловие
- Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Предметная область этнологии
- Социальные функции этнологии
- Понятие и термины этнологии
- Классификация народов мира
- Географическая классификация
- Народы Австралии и Океании
- Народы Азии
- Народы Америки
- Народы Африки
- Антропологическая классификация
- Языковая классификация
- Индоевропейская семья
- Эскимосско-алеутская семья
- Афразийская (семито-хамитская) семья
- Нигер-кордофанская (конго-кардафанская) семья
- Нило-сахарская семья
- Койсанская семья
- Северокавказская семья
- Сино-тибетская семья
- Классификация народов мира по историко-этнографическим (историко-культурным) областям
- Очерк истории этнологической науки
- Этнологические (этнографические) источники
- Методы исследовательской работы
- Западная европа
- Очерк этнической истории
- Этнический состав
- Хозяйство и материальная культура
- Социальный быт и духовная культура
- Семейный быт и обряды
- Праздники
- Славянские народы центральной и юго-восточной европы Общие сведения
- Этническая история западных и южных славян
- Хозяйство и материальная культура
- Поселения
- Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
- Религия
- Праздники
- Фольклор
- Восточнославянские народы. Расселение и численность. Расовые типы. Языки
- Происхождение и этническая история
- Хозяйственные занятия
- Поселения
- Социальные структуры и институты. Общественный быт
- Семья и семейный быт
- Традиционная народная культура
- Религия и верования
- Народное искусство и фольклор
- Народы волго-камья
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественный и семейный быт
- Духовная культура
- Народы прибалтики
- Этногенез и этническая история
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы севера восточной европы
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство и материальная культура
- Духовная культура
- Народы юго-запада и юга восточной европы
- Народы сибири
- Этногенез и этническая история
- Традиционное хозяйство коренного населения Сибири
- Духовная жизнь. Верования
- Народы Сибири и торгово-промышленная цивилизация
- Народы кавказа
- Лингвистическая классификация
- Этногенез и этническая история
- Материальное хозяйство
- Поселения
- Общественный и семейный быт
- Религиозные верования
- Фольклор
- Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы
- Обитатели Америки до начала европейской колонизации. Первоначальное заселение континента
- Адаптация человека к различным экологическим средам
- Арктическая область Северной Америки
- Северная лесная область
- Северо-западное (тихоокеанское) побережье Сев. Америки
- Калифорния
- Лесные области востока Северной Америки
- Мезоамерика
- Огненная Земля
- Леса и степи Южной Америки
- Тропические леса Южной Америки
- Промежуточная область
- Центральные Анды
- Завоевание и колонизация Америки европейцами
- Аборигены и европейцы
- Насильственная иммиграция из Африки
- Трансформация этнического самосознания
- Культуры и этносы Америки в постколониальный период
- Народы и культуры африканского континента
- Народы Северной Африки
- Народы Восточной Африки
- Мадагаскар
- Народы Южной Африки
- Население островов Индийского океана
- Народы Западной Африки
- Народы Центральной Африки
- Этнические процессы в современной Африке
- Народы западной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Общественные отношения
- Духовная культура
- Религия
- Народы южной азии
- Этногенез и этническая история
- Современный этнический состав
- Хозяйство
- Материальная культура
- Семья и семейные отношения
- Социальный строй и общественная организация •
- Духовная культура
- Народы юго-восточной азии
- Этническая история
- Современный этнический состав
- Этнические процессы
- Хозяйство
- Материальная культура
- Социальные отношения и общественная организация
- Духовная культура. Народное творчество
- Народы восточной азии
- Этногенез и этническая история
- Современные этнические процессы
- Этнолингвистическая классификация
- Антропологический состав
- Хозяйственно-культурные типы
- Материальная культура
- Социальная организация
- Духовная культура
- Народы центральной азии
- Этногенез и этническая история
- Хозяйство
- Общественная организация
- Материальная культура
- Духовная культура
- Народы австралии и океании
- Историко-культурное районирование Австралии и Океании
- Проблемы этногенеза народов Австралии и Океании и основные этапы этнической истории этого региона
- Европейское проникновение в Австралию и Океанию и его последствия
- Народы Австралии
- Народы Папуасии (Новой Гвинеи)
- Народы Меланезии
- Новая Каледония
- Народы Фиджи
- Народы Полинезии
- Народы Новой Зеландии
- Народы Микронезии
- Этнический фактор в мировой истории
- Современные тенденции этносоциального развития в мире. Межэтнические конфликты
- Проблемы прикладной этнологии
- Заключение