logo search
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Современные этнические процессы

Этнические судьбы народов Восточной и Центральной Азии складывались в XX в. во многом по-разному. Причиной тому были такие факторы, как численность того или иного народа (китайцы - самая многочисленная на земном шаре этническая общность, насчитывающее более 1 млрд. человек, а проживающих в Тибете лоба - не многим более 2 тыс.), уровень социально-экономического развития, общая политическая ситуация и т.д. После второй мировой войны было нарушено государственное единство Кореи, от Китайской Народной Республики отделился Тайвань. Значительные по своей численности китайские иммигрантские общины существуют в настоящее время во многих странах Юго-Восточной Азии, США, Канаде. Эти обстоятельства объективно способствуют зарождению этноразделительных процессов внутри крупных общностей, достигших к началу XX в. высокого уровня консолидации.

В таких странах, как Китайская Народная Республика и Монголия, за последние десятилетия отчетливо прослеживаются процессы сближения различных этнических общностей, существующих в рамках единых государств. Этому способствует распространение культуры и языка численно преобладающего этноса, объединяющего вокруг себя другие народы страны.

В современную эпоху одной из закономерностей этнических процессов является преобладание в ряде регионов этнообъединительных процессов над этноразделительными. Это характерно и для тех народов Восточней Азии, которые еще сравнительно недавно включали сильно различавшиеся этнографические группы, например, тибето-бирманские по языку ицзу и таеязычные чжуан в Южном Китае. Именно появление единого самосознания и, как следствие этого, общего этнического самоназвания может рассматриваться как свидетельство завершения процесса консолидации народа. В то же время, по-видимому, еще рано говорить об окончательном сложении таких народов Южного Китая, как мяо и яо: отдельные группы внутри этих общностей имеют собственные самоназвания, а этнонимы, под которыми они фигурируют в официальных перечнях народов, представляют не самоназвания, а экзоэтнонимы, т.е. названия, данные со стороны. К этому следует добавить, что, например, яо говорят на сильно различающихся между собой языках, исключающих взаимопонимание.

Вместе с тем в современную эпоху происходит своеобразный процесс возрождения тех небольших по численности этносов, которые еще сравнительно недавно казались уже полностью ассимилированными своими соседями. В Китае это характерно, в частности, для маньчжуров, почти полностью утративших свой язык и традиционную специфику материальной культуры. То же явление наблюдается сейчас в Японии, где потомки древнейшего населения архипелага айны, в культурном отношении фактически растворившиеся в среде японцев, выступают за изучение молодежью айнского языка, восстановление народного ремесла и т.д. Рост этнического самосознания - важная тенденция развития современных народов Восточной и Центральной Азии, прослеживающаяся также и в большинстве других регионов Земли.