logo search
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Этногенез и этническая история

Изучение лингвистических и собственно этнографических данных позволяет в общих чертах проследить историю сложения современных народов Восточной Азии, а также уяснить закономерности их взаимодействия и развития.

В конце V - начале IV тысячелетия до н.э. на территории Восточной Азии существовало несколько центров формирования неолитических культур. Один из них был расположен в восточном приморском районе современного Китая (провинции Цзянсу и Чжэцзян), где возникла культура Цинляньган. Ее создатели возделывали рис, жили в свайных домах. Судя по костным останкам, цинляньганцы практиковали обряд инициации, сопровождавшийся выламыванием передних резцов у достигших совершеннолетию юношей (обычай, существовавший в более позднее время у многих народов Океании и зафиксированный также в древнейших археологических памятниках Японии). Вероятно, именно на основе населения культуры Цинляньган сложилась группа этносов, австронезийская по языку, которая позднее получила наименование "восточные и".

Одновременно с культурой Цинляньган на западе, в долине главного притока Хуанхэ - реки Вэйхэ возникла в конце V - начале IV тысячелетия до н.э. другая развитая неолитическая культура - Яншао. Хозяйство яншаосцев основывалось на возделывании чумизы (разновидности проса). Жили они в непосредственной близости от речных пойм в полуземлянках каркасно-столбовой конструкции. Одной из ведущих отраслей ремесла у яншаосцев было производство керамических сосудов, украшенных ярким полихромным орнаментом. Говорили яншаосцы, вероятнее всего, на протосино-тибетском языке. Примерно в середине IV тысячелетия до н.э. общность яншаоских племен разделилась на две ветви: одна из них переместилась в западном направлении, в верховья реки Хуанхэ, другая - на восток, в среднее течение Хуанхэ. Относительная территориальная изоляция привела к появлению локальных различий в культуре и языке. Западная ветвь яншаосцев стала впоследствии основой формирования предков тибето-бирманских народов, восточная же вошла в состав древнекитайского этноса.

В III тысячелетии до н.э. восточные яншаосцы столкнулись на Среднекитайской равнине с племенами более южного происхождения. На основе взаимодействия этих двух этнических групп возник протокитайский язык, с одной стороны, обнаруживающий в области лексики явное родство с тибето-бирманскими, а с Другой - резко отличающийся от них по особенностям своего грамматического строя. Протокитайские племена ся и шан (инь) создали во II тысячелетии до н.э. крупные союзы племен.

Антропологические данные позволяют судить о том, что протокитайские племена контактировали с многочисленными этническими группами, принадлежащими к разным расовым типам. Среди них были "классические" континентальные монголоиды с широким, но низким черепом, широким и в то же время высоким сильно уплощенным лицом; южноазиатские монголоиды с узким черепом, высокой мозговой коробкой и широким носом; наконец, восточно-азиатские монголоиды, близкие как к самим иньцам, так и к современному северокитайскому типу. Эти данные дают основание считать, что тибетоязычные цяны, расселявшиеся к западу от иньцев, по своему антропологическому типу лишь незначительно отличались от протокитайских племен. На основе древней цянской общности сформировались впоследствии все народы, говорящие ныне на языках тибето-бирманской группы сино-тибетской семьи.

В это время Северо-Восточный Китай и часть Корейского полуострова были населены народами, отличавшимися от протокитайцев как по своему физическому типу, так и по языку. Это были предки современных тунгусо-маньчжурских народов. Трудно определить время проникновения на Японские острова их первонасельников - протоайнов, сформировавшихся, вероятнее всего, в южной части Юго-Восточной Азии. Несомненно, тем не менее, что неолитические культуры, получившие название "дземон", возникли в Японии в результате взаимодействия протоайнского и австронезийского этнических компонентов. Племена южного происхождения участвовали и в происхождении древних корейцев.

В начале I тысячелетия до н.э. на Среднекитайской равнине завершается длительный процесс сложения древнекитайского этноса, самоназванием которого стало "хуася". Консолидация этнической общности древних китайцев явилась одной из предпосылок объединения древнекитайских царств, существовавших в ту эпоху в бассейнах Хуанхэ и Янцзы, и создания в III в. до н.э. централизованных империй Цинь и Хань.

Примерно в тот же период в степях Монголии складывается этническая общность алтаеязычных кочевников-сюнну. В результате длительных войн с Ханьской империей сюнну оказались в первых веках нашей эры разделенными на , две части: одна из них, жившая в северных границах Древнекитайского государства, признала власть Хань и через несколько столетий была почти полностью ассимилирована; другая — переместилась на северо-запад и позднее, впитав в себя инородные этнические компоненты, стала известна под именем гуннов.

На смену сюнну в лесостепной зоне Монголии в первых веках нашей эры пришли монголоязычные сяньбийцы. Примерно в это же время на территории северной части Кореи, где несколько столетий до этого существовало государство Чосон, возникла держава Когуре, а в более южных частях полуострова - Силла и Пэкче. На Японских островах в этот период складываются древнейшие государственные образования, среди которых выделялось Ямато. В культуре народов, населяющих все эти территории в первых веках н.э., обнаруживаются общие черты, обусловленные прямым или косвенным влиянием кочевников.

III - VI вв. нередко называют эпохой "восточноазиатского переселения народов". Под влиянием разнообразных исторических причин огромные массы населения Восточной Азии пришли в движение, создавая почву для интенсивных этнических контактов, в значительной мере изменивших лицо взаимодействовавших народов. По своим социально-политическим последствиям эти события сопоставимы с теми, что происходили в это время в Европе: результатом их было создание на севере Китая многочисленных "варварских" государств. В эту эпоху начинает отчетливо прослеживаться противопоставление северных и южных китайцев.

К VII - XII вв. на территории Восточной Азии сложились все основные народы, которые могут рассматриваться в качестве предков современного населения Восточной Азии. Этот период отмечен процессом консолидации японского и корейского этносов, формированием предков современных маньчжуров, сложением Тюркской этнолингвистической общности, обособлением отдельных народов тайской группы, созданием государственности у предков современных тибетцев завершением процесса этногенеза монголов и сложением этнической общности современных китайцев.

К началу XX в. из всех крупнейших этносов Восточной Азии наиболее консолидированными были японцы и китайцы. После победы народной революции в Китае, Северной Корее и Монголии сложились условия для дальнейшего развития в этих странах этнической консолидации. Преобразования в Монголии явились основой для преодоления былой разобщенности между отдельными группами монголов. А в наши дни монголы, составляющие основное ядро населения страны, складываются в единую этническую общность. Особую проблему составляет ситуация, исторически сложившаяся в среде китайских эмигрантов, в течение длительного времени проживающих в ряде стран Юго-Восточной Азии, Америки и Океании. В некоторых странах "хуацяо", изолированные от своего основного этнического массива, приобретают черты культуры и быта, которые отличают их от китайцев КНР. Так, китайцы Сингапура обнаруживают тенденцию формирования самостоятельной этнической группы, называя себя сингапурцами и не отождествляя себя полностью с китайцами.