logo search
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК

Народы Полинезии

Несмотря на большую территориальную распыленность по многочисленным, нередко далеко отстающим друг от друга архипелагам, все полинезийские народы близки между собой по своему антропологическому типу, языкам и традиционной культуре.

Расовый тип полинезийцев специфичен. Для него характерны темно-смуглая кожа, высокий рост, широковолнистые волосы, средняя степень развития третичного волосяного покрова, слегка прогнатное лицо и средневыступающий, довольно широкий нос. По мнению ряда исследователей, полинезийцы в антропологическом отношении представляют собой контактный тип между монголоидной и австралоидной расами, некоторые же ученые допускают и примесь европеоидного элемента.

Полинезийские языки, как уже отмечалось, относятся к восточноокеанийской группе океанийской ветви австронезийской семьи. Всего насчитывается три десятка отдельных полинезийских языков.

Число полинезийских народов несколько больше - свыше 40, так как в Полинезии разные этносы, живущие на далеко отстоящих друг от друга островах, иногда говорят на различных диалектах одного и того же языка; 14 из полинезийских народов живут не в самой Полинезии, а в Меланезии и Микронезии (так называемые внешние полинезийцы, о которых уже говорилось). Среди полинезийских этносов имеется пять сравнительно крупных и хорошо консолидированных народов: новозеландские маори (свыше 0,4 млн человек), самоа (около 0,3 млн), гавайцы (0,15 млн), таитяне (более 0,1 млн), тонга (свыше 0,1 млн человек). Многие из перечисленных этносов сейчас частично метисированы (имеют в своем составе группы полинезийско-европейского происхождения), причем среди гавайцев и таитян неметисов осталось мало. Все остальные полинезийские народы значительно меньше по своей численности.

К моменту европейской колониальной экспансии в Полинезии был распространен особый хозяйственно-культурный подтип или даже тип, который называют островным, или океанийским.

Основными занятиями полинезийцев являлись, да и сейчас являются ручное земледелие и рыболовство. Главные возделываемые культуры - кокосовая пальма, хлебное дерево, панданус, бананы, сахарный тростник, таро, ямс, батат, тыква, кабачки. В настоящее время выращиваются также маниок, кукуруза, рис, кофейное дерево, какао-бобы, ваниль, цитрусовые, ананасы и др. Наиболее распространенным традиционным земледельческим орудием был деревянный кол, который сейчас вытеснен покупной железной лопатой. В отличие от Меланезии в Полинезии земледелием занимаются оба пола, а на Тонга - только мужчины.

Из домашних животных прежде были известны нелающая собака местной породы, которую разводили только для мяса, свиньи и куры (на некоторых островах, например Туамоту, собак на мясо разводят до сих пор). Сейчас появились и другие домашние животные (например, на острове Пасхи важнейшей отраслью хозяйства стало овцеводство, разводятся также крупный рогатый скот, козы, лошади).

Рыболовство повсюду в Полинезии играет важную роль, однако носит в основном потребительский характер. Орудиями лова служат крючки, сети, устраивают полинезийцы и запруды, бьют рыбу копьем, стреляют в нее из лука и т.д. Охота же имеет в этом регионе еще меньшее значение, чем в Меланезии.

Полинезийцы - искусные ремесленники. Они изготовляют разнообразные изделия из дерева, плетут циновки, сумки и т.п. Прежде было широко распространено производство тапы (сейчас ее изготовляют в основном для туристов), ткачество же совершенно отсутствовало. Не получило развития и гончарство. На отдельных архипелагах оно прежде было известно, но затем забыто.

Не знали полинезийцы и металла. Орудия, оружие, утварь изготовлялись из камня, кости, зубов животных, раковин и дерева. В настоящее время широкое распространение получили железные орудия.

Полинезийцы известны как прекрасные мореплаватели. Они пересекали водные пространства, ориентируясь по солнцу и звездам, морским течениям и постоянным ветрам, на обладавших великолепными мореходными качествами лодках разных типов (одиночных, двойных, с одним или двумя балансирами).

Очевидно, предки полинезийцев, переселившиеся во второй половине II тысячелетия до н.э. с Фиджи на Тонга, уже обладали определенными навыками мореходства. Многовековая жизнь на архипелаге Тонга, состоявшем из разрозненных небольших островов, необходимость пополнять свой рацион продуктами морского рыболовства способствовали еще большему развитию мореходного искусства полинезийцев, что позволило им переселиться на дальние архипелаги.

Население Полинезии до сих пор живет преимущественно в деревнях. Раньше преобладали мелкие поселения, но затем под влиянием миссионеров, стремившихся с целью усиления контроля над своей паствой собрать ее в одном месте, стала наблюдаться тенденция к укрупнению поселений.

Традиционное полинезийское жилище имеет столбовую конструкцию, в плане прямоугольно или овально. Стены дома обычно плетут из листьев, травы и т.п., иногда же они отсутствуют, и тогда жилище состоит в первую очередь из массивной, низко свешивающейся крыши из пальмовых листьев или соломы. В настоящее время многие полинезийцы (особенно гавайцы, маори, таитяне) живут в домах европейского типа, построенных из современных материалов.

Полинезийская одежда состояла из набедренной повязки или передника у мужчин и юбочки либо передника у женщин. Материалом для изготовления одежды служили тапа, трава, циновки, растительные волокна, иногда птичьи шкурки, перья. Теперь такую одежду можно увидеть только во время празднеств, в обиход же прочно вошла дешевая покупная одежда европейского типа. Очень распространены в Полинезии различные украшения. Одно из самых излюбленных украшений - цветы.

Социальное расслоение зашло в Полинезии так далеко, как нигде в других регионах Океании. Почти на всех архипелагах выделились наследственные вожди и связанная с ними элита (арики, арии, алии и т.д.).

Следующим социальным слоем были свободные общинники, а за ними шла группа несвободного населения, включавшая и рабов.

Основной общественной ячейкой была большая патриархальная семья, считавшаяся обычно собственником земли. Между разными большими семьями не было равенства. Несколько живших в одной деревне больших семей объединялись в территориальную общину. Последняя управлялась советом, в котором решающую роль играли главы патриархальных семей.

Формы собственности в Полинезии были разнообразны. Кроме общинной собственности на землю, существовала также частная собственность на движимое имущество. Для полинезийских архипелагов было характерно сравнительно слабое развитие обмена (в этом отношении Полинезия существенно уступала отстававшей от нее по общему уровню социально-экономического развития Меланезии).

Интересной особенностью Полинезии является отсутствие у большинства населяющих ее народов родовой организации. Несмотря на то, что отцовский род в этом регионе не сложился, возникшие вместо него большие семьи носили, безусловно, патриархальный характер.

В конце XVIII - начале XIX вв. у ряда полинезийских народов (гавайцев, таитян, тонга) стали складываться государственные образования.

Традиционный общественный строй в разной степени сохранился у разных групп полинезийцев. Он совершенно разрушился у гавайцев, мало что осталось от него у маори и таитян. На Тонга, Самоа и других архипелагах Полинезии прежние социальные порядки в значительной мере сохранились, подвергшись, конечно, существенным изменениям.

В противоположность этому традиционная религия полинезийцев практически везде отошла в прошлое, лишь кое-где можно увидеть измененные ее остатки, пережитки. Сейчас практически все население Полинезии христианизировано, причем новая религия проникла здесь в жизнь гораздо глубже, чем в Меланезии и Папуасии. Из направлений христианства наибольшее распространение получил протестантизм, представленный разными течениями: конгрегационализмом, методизмом (в основном на Тонга), реформатством (во Французской Полинезии) и др. Католиков в Полинезии сравнительно мало.

Что касается прежней полинезийской религии, то она достигла довольно развитых форм. У полинезийцев существовала иерархия в пантеоне, где выделялись четыре верховных бога природы: Тангароа (Тангалоа, Тагалоа, Каналоа и т.д.), Тане (Кане), Ронго (Лоно) и Ту (Ку). Души умерших вождей причислялись к пантеону. Значительное развитие получили космологические представления. В Полинезии в своеобразной форме существовала известная нам по Меланезии вера в безличную силу мана, причем наибольшая мана приписывалась вождям. Культ отправляли жрецы, пользовавшиеся большим влиянием.

Спектр положительных знаний полинезийцев был широк. Они различали звезды и планеты, имели верные представления об окружающих их водных пространствах и соседних архипелагах, составляли примитивные карты из палочек. Все это позволяло полинезийцам совершать отдаленные путешествия.

Глубиной отличались и представления полинезийцев о своем прошлом (исторические предания, генеалогии вождей и родов).

В Полинезии существовали своеобразные школы с 4-5-летним обучением, носившим сословный характер. Жители острова Пасхи создали свою идеографическую письменность.

Народное творчество у полинезийцев было более развитым чем У их западных соседей. Изобразительное искусство представлено резьбой по камню (в Восточной Полинезии), дереву и кости. Жители острова Пасхи прежде вытесывали из мягкого камня огромные статуи.

Широкое развитие получило и музыкальное искусство. Музыкальные инструменты, главным образом, ударные (гонг и барабан, погремушки, трещотки) и духовые (различные трубы, флейты), но есть среди них и струнные ("музыкальный лук"). Полинезийцы очень любят песни, особенно хоровые, и танцы. Последние весьма своеобразны, их исполняют, не сходя с места. Широкую известность обрели гавайские танцы хула.

Перечисленные формы народного творчества довольно хорошо сохранились и поныне в большей части современной Полинезии. Что же касается полинезийского фольклора, то он, к сожалению, в значительной мере позабыт. Наряду с космогоническими мифами полинезийцам были известны исторические предания, сказания о необожествленном культурном герое Мауи и богатырях Тафаки и Рата, сказки о животных, пословицы, поговорки и т.д.

В целом можно констатировать, что большинству полинезийских этносов удалось в значительной мере сохранить свою культуру. Больше других утратили свои этнокультурные особенности гавайцы и маори, о которых следует сказать отдельно.

Гавайские острова были открыты в 1778 г. Джеймсом Куком. Их население было близко по своему культурному и социальному облику к жителям других островов Полинезии. В конце XVIII в. один из гавайских вождей Камеамеа I объединил под своей властью весь архипелаг, создав государство. Однако на протяжении XIX в. на острова все более усиливалось проникновение европейцев и американцев, которыми были созданы крупные плантации сахарного тростника и ананасов. С усилением на островах американского влияния независимость гавайцев делалась все более призрачной. Для обеспечения плантаций рабочей силой начался ввоз законтрактованных рабочих из стран Азии (сначала из Китая, а затем также из Японии, Кореи и с Филиппин) и с принадлежащих Португалии островов - Азорских и Мадейра. Доля в населении Гавайских островов полинезийцев стала быстро сокращаться, старая культура подверглась разрушению. В 1898 г. уже фактически зависимые от США Гавайи были официально аннексированы, а в 1959 г. превращены в штат США.

В настоящее время этнический состав населения Гавайских островов (общая численность -1,2 млн человек) корённым образом отличается от прежнего. В стране сложилось многорасовое и многонациональное общество, причем ни одна этническая группа не составляет сейчас большинства. Американцы вместе с другими лицами европейского происхождения (среди европейцев немало португальцев) образуют свыше четверти населения, японцы - четверть. Немало также филиппинцев (главным образом, илоков), китайцев, корейцев и представителей ряда других народов. Гавайцы же составляют сейчас около одной восьмой населения штата, причем подавляющее большинство их - метисы, говорящие на английском языке (по разным оценкам, свободно говорят по-гавайски лишь от 1 тыс. до 5 тыс. человек) и сохраняющие лишь отдельные элементы традиционной культуры.

Лучше сохранили свою культуру японцы, филиппинцы, китайцы, корейцы и некоторые другие, живущие на Гавайях группы. И хотя архипелаг представляет собой своего рода котел, где сплавляются в единое целое различные этнокультурные элементы, до полного культурного однообразия здесь еще далеко.