logo
Этнология_Под ред

2. Жители континентальных стран

Страны и народы. Из континентальных стран к Юго-Восточной Азии относятся: Мьянма (Бирма), Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам и часть Малайзии (островные народы Малайзии были рассмотрены в предыдущем параграфе).

Население Мьянмы многонационально: это собственно бирманцы, шаны, карены и многие лесные племена, в том числе нага — народ, населяющий пограничные с Индией области. Как и обитатели всей континентальной Юго-Восточной Азии, они в подавляющей части принадлежат к разным ветвям большой монголоидной расы. Но языковые различия между ними порой достигают уровня различий между разными языковыми семьями. Так, бирманцы и нага говорят на языках, отдаленно схожих с тибетским. Жители Таиланда — и собственно таиландцы, и северные племена — говорят на тайских языках; государственный язык страны — сиамский (или тайский). Многонационально и население Лаоса, говорящее в основном на тайских языках. Обитатели Камбоджи, камбоджийцы, или кхмеры, говорят на кхмерском языке. Основное население Вьетнама — вьетнамцы (самоназвание вьеты, или кинь), но в горных и лесных областях этой страны расселены также небольшие народности, говорящие на

самых различных языках. В континентальной части Малайзии, на полуострове Малакка, основное население — малайцы, но вместе с ними проживает и немало китайцев. В центральных лесных районах Малакки обитают потомки коренного древнего населения этих мест— семанги и сенои. Сингапур населяют преимущественно китайцы и выходцы из Индостана. Очень много китайцев и во всех соседних странах.

Конец I — первая половине II тыс. н. э. — время возникновения во многих районах Юго-Восточной Азии — от Мьянмы до Вьетнама — крупных городских центров и государств. В горных же областях народности и племена сохраняли сильные пережитки перво-111 .in го-общинного строя.

Начиная с XVIII в. в приморские области Индокитая н Малакки начали проникать европейские купцы п миссионеры. Во второй половине XIX в. англичане присоединили к своим индийским владениям Бирму, и хватили Малайю и Сингапур, а Камбоджа, Лаос и Вьетнам стали колониями Франции. Таиланд — Сиамское королевство — сохранил формальную независи-мость: англичане и французы не смогли поделить его между собой, хотя и присоединили часть его территории к своим владениям.

После Второй мировой войны все страны континентальной части Юго-Восточной Азии получили независимость— зачастую, как это было во Вьетнаме и Индонезии, после длительных и кровопролитных нацией нациольно-освободительных войн.

Хозяйственная жизнь. В этих областях Юго-Восточной Азии много народностей (значительно больше, чем на островах), живущих за счет обработки ручным способом выжженных участков леса, т. е. занимающихся бодсечно-огневым земледелием. Но большинство населения занимается плужным земледелием по речным долинам, используя искусственное орошение. Распространены рис, овощи, технические культуры, бананы и др. Разводят крупный рогатый скот, как в качестве тягловой силы (в основном буйволов), так и на мясо; молоко большая часть жителей в пищу не употребляет.

Довольно многочисленно городское население, особенно на морских побережьях и в долинах крупных рек; больше всего городов, являющихся крупными торговыми и промышленными центрами, в Таиланде, Вьетнаме и на полуострове Малакка. Мьянма, Лаос и Камбоджа в промышленном отношении уступают им, здесь у населения преобладают сельские виды занятий.

Во всех странах Индокитая и Малакки исстари самое широкое распространение имели домашние промыслы: ткачество, плетение изделий из ротана (вьющейся пальмы) и бамбука, ювелирное и кузнечное дело, обработка дерева.

Быт и культура нага. Много пережитков архаических форм быта сохраняется у горных народов, живущих вдалеке от крупных культурных центров. Особенно характерны нага Мьянмы. Многочисленные и весьма воинственные племена нага издавна наводили страх на своих соседей, постоянно устраивая грабительские набеги. Вместе с тем нага с очень давних времен занимались земледелием, сооружая на склонах узких долин ступенчатые террасы, на которых устраивались поля. Плодородной земли в горах мало, и потому во время набегов на соседей нага часто захватывали в качестве трофея землю с полей. Нага орошали свои поля, подавая на них воду по бамбуковым трубам с верховьев рек и ручьев. Они возделывали рис, овощи, а на самых высокогорных землях — кукурузу. Скотоводство, из-за отсутствия пастбищ, у них ограничивалось разведением свиней и кур.

Поселения у нага располагаются, как и поля, террасами. Каждая деревня была сильно укреплена и состояла из кварталов со своей системой укреплений. Дома строились из толстых бревен и ставились на мощные сваи. В них жили большие семьи, состоявшие из нескольких поколений родственников.

При своей воинственности нага имели большой арсенал традиционного оружия: копий, мечей, кинжалов, а с начала XX в. — и огнестрельного оружия.

Верования большей части нага архаичны. С верой в духов и душу связан широко бытовавший в прошлом

обычай охоты за головами. Юноша не мог жениться, пока не добудет голову врага. Также нельзя было построить дом, не положив такую голову под первую сваю. Значительная часть современных нага — христиане-баптисты.

Культура оседло-земледельческих народов Индокитая. Среди народов Мьянмы — шанов и каренов — мужчины носят саронги, куртки без рукавов, узкие штаны. У бирманцев мужская одежда состоит из широкого куска клетчатой ткани, которым обертывают недра наподобие юбки. Костюм дополняют плетеная шляпа и обувь, похожая на сандалии. Женский костюм схож с мужским, но шире по покрою.

Жители Таиланда располагают свои деревни по берегам рек, а нередко — и на самих реках, на пришвартованных к берегу лодках и барках. Немало бедняков проводят в таких речных поселениях всю свою жизнь, будучи не в состоянии купить клочок земли для построй-141 дома. Население страны — как сельское, так зачастую и городское — сохраняет приверженность традиционной поясной одежде, состоящей из куска ткани, обернутого вокруг туловища и ног; вместе с ней носят куртки или рубашки. Мировую известность имеет тайландский балет. Танцуют главным образом женщины. Подготовка к представлению настолько сложна, что занимает несколько часов. Коллекционерами и туристами высоко ценятся изделия таиландских ювелиров.

У крупнейшего народа Камбоджи — кхмеров деревни располагаются около рек или прудов, дома свайные, из одной-двух комнат. Традиционный костюм - саронг. Мужчины также носят куртки, а женщины — длинные шарфы.

Лаосцы (лао), являющиеся основным этносом в Лаосе, живут в больших, вытянутых вдоль улиц деревнях, в свайных домах. Разнообразны домашние производства и ремесла в этой стране: изготовление каменном культовой скульптуры, изделий из многослойного лака, резьба по дереву, ювелирное дело.

Основное население Вьетнама, вьетнамцы, занимает большую часть территории республики, кроме не-

которых северных лесных областей, где живут различные по национальной принадлежности и языку небольшие народы, во многом еще сохраняющие архаическую культуру. Однако в последние десятилетия они переняли много элементов культуры у вьетнамцев.

В современном Вьетнаме есть крупные городские центры с высокоразвитой промышленностью, но при этом не потеряли значения и традиционные ремесла. Производимые в стране ювелирные изделия и предметы, плетенные из бамбука и ротана, в большом количестве идут на экспорт. Высоким качеством отличаются вьетнамские ворсовые ковры.

Деревни у вьетнамцев большие; они тянутся вдоль подножий холмов, речных долин и дорог. В центре каждой деревни расположен общинный дом, где устраиваются общинные собрания. Дома каркасные, с обмазанными глиной стенами, сооружаются непосредственно на земле.

В сельских местностях Вьетнама в значительной мере сохраняется традиционный костюм, который схож у мужчин и женщин. Он состоит из хлопчатобумажной куртки и черных или коричневых штанов. Повсеместно носят плетеные конические шляпы из пальмовых листьев и сандалии. В городах получила распространение европеизированная одежда. В прошлом у вьетнамцев существовал обычай чернения зубов. В деревнях распространено жевание бетеля — своеобразного тонизирующего средства, представляющего собой смесь листьев бетеля (перечного растения) и кусочков семян арековой пальмы, перетертых с известью.

Вьетнамцы создали богатую духовную культуру: разнообразный фольклор (легенды о государе-драконе, эпические поэмы и многое др.), литературу и т. п. Очень древние традиции имеет театральное искусство — театр тео. Во время его представлений чередуются песни и сцены из народной жизни. Своеобразны представления театра кукол, передвигаемых по поверхности воды в пруду на поплавках.

Во Вьетнаме существует Академия наук, высшие учебные заведения, в которых немало сотрудников, получивших образование в России (Советском Союзе).

Самосознание отдельных народов Юго-Восточной Азии, их стремление к прогрессу сформировалось под воздействием целого ряда факторов: своеобразной природы и яркой культуры этого региона мира, его трудолюбивого населения и богатой славными событиями истории, победоносных национально-освободительные войн и попыток собственными силами вырваться из пут социально-экономической отсталости. В своем историческом развитии крупные этносы региона создали свои государства, освоили письменность, сделали важные шаги по пути формирования современной литературы и образования.

Но и в этом регионе, как и во многих других, существуют сложные проблемы, решение которых потребует больших усилий. К их числу относятся урегулирование межэтнических противоречий. Одно из них связанo с расселением в Юго-Восточной Азии диаспоры этнических китайцев (хуацяо), которые, заняв ведущие позиции в розничной торговле и других видах обслуживания, нередко становятся для местного населения первыми объектами межэтнической вражды. Другим примером межэтнической напряженности могут служить, претензии народности нага (в северо-западной части Мьянмы) на этническую автономию и даже воссоединение с нага, живущими в индийском штате Нагаленд. Подобных проблем немало, и отыскание способов их разрешения представляет актуальную этносоциальную задачу.

Г.Е. Марков