5. Совремеввые этнические процессы
Государственная национальная политика. Во второй половине XX в. бывшие африканские колонии стали независимыми государствами. Первой в рассматриваемом регионе получила независимость Гана в 1957 г., последней — Намибия в 1990 г. Большинство стран обрело свободу в I960 г., который был назван «Годом Африки». В многонациональных государствах (а таких в тропической Африке большинство) руководящие государственные посты на первых порах занимали по преимуществу представители какого-либо одного народа: конго в Конго, бауле — в Кот-д'Ивуаре, темпе — в Сьерра-Леоне, хауса и йоруба — в Нигерии, фульбе — в некоторых западноафриканских странах и т. д. Во многих странах по этническому признаку формировалась армия, какому-нибудь одному языку отдавалось предпочтение в административной деятельности и т. п. Все это не способствовало межнациональному сплочению, вызывало противодействие других народов. В ряде случаев это приводило даже к государственным переворотам, гражданским войнам (в Нигерии, Уганде и др. странах), а то и к военным конфликтам между государствами, где разбросанно живут представители одного и того же народа (так было, например, в отношениях между Эфиопией, Сомали и Кенией). Государства Африки в рамках созданной в 1963 г. Организации африканского единства приняли решение не пересматривать государственные границы, чтобы избежать таких столкновений.
Почти все независимые государства Африки официально провозгласили цель создания из своих граждан «единых наций». В действительности такая цель оказалась иллюзорной. Этнические процессы имеют неодинаковую направленность: это и сближение в различных формах — ассимиляция (растворение одного народа в другом), консолидация (слияние этнически близких племен и групп в один этнос) и интеграция (сближение и слияние неродственных этносов в единую нацию), и размежевание — самостоятельное развитие отдельных частей одного народа (обычно в границах
разных государств). Процессы этнического сближения развиваются, как правило, при лидерстве высокоразвитых народов, имевших в прошлом свои политические образования: в Кот-д'Ивуаре такую лидерскую роль играют бауле, в Мали — бамана, в Нигерии — хауса, ибо и йоруба, в Демократической Республике Конго — конго и луба и т. д. Консолидации и интеграции помогает и принятие в качестве языка межэтнического общения единого языка — например, суахили в Танзании и Кении.
Огромную роль в процессе этнического сближения играет совместный труд в полиэтничной среде. Происходит все более активное смешение населения. Продолжаются начавшиеся еще на рубеже XIX — XX веков сначала временные, а потом и постоянные миграции сельскохозяйственных рабочих из сопредельных стран в Гану, Гвинею, Кот-д'Ивуар на плантации кофе и какао, а в Уганду — на плантации бананов. Массы мигрантов-рабочих привлекают рудники и предприятия «Медного пояса» в Демократической Республике Конго, Замбии, Зимбабве, а также горнорудные предприятия в ЮАР. Многолетняя засуха последней четверти XX в. вынудила к переселениям жителей пустынь и полупустынь, и в наше время туарегов, например, можно встретить даже в городах гвинейского побережья.
В Африке значительно быстрее, чем на других континентах, растет городское население. Города являются важными центрами смешения населения и взаимного влияния народов. Они играют двойственную роль. С одной стороны, недавние переселенцы из деревни
чувствуют себя в них чужаками и стремятся создавать земляческие союзы, компактно селиться и общаться со своими соплеменниками. Так усиливается чувство этнического сближения и самосознания. С другой стороны, городская жизнь побуждает людей разных национальностей к близкому взаимодействию — как на работе, так и в быту, — способствует росту числа смешанных браков. Все это приводит к разрушению чувства этнической обособленности, изолированности, усиливает взаимное культурное влияние.
Народная культура сегодня. В народной культуре африканских народов наблюдаются две противоречивые тенденции. Прежде всего отчасти происходит утрата ее этнических черт. Многие элементы культуры — одежда, жилища, пища — приобретают европейский, а точнее интернациональный облик. В некоторых случаях типы европейской одежды стали восприниматься как традиционные. Так, женская одежда гереро в Намибии — это почти копия европейских костюмов XVII в., а в ДРК «народным» костюмом объявлены длинные женские платья и мужские легкие костюмы полувоенного образца. Часто используются сочетания элементов местной и европейской одежды: рубаха и мужская юбка у сомалийцев, длинная рубаха и пиджак — на Занзибаре, европейский костюм и легкая накидка кенте в Гане и т. д.
Вместе с тем происходит взаимовлияние культур разных народов континента. Народная одежда одного из них может стать общенациональной, а нередко и общеафриканской — мужские бубу или гвинейский женский костюм. Такая одежда все чаще становится престижной и торжественной, дорогой и нарядной. В африканских странах работают свои модельеры, создающие модные модели с учетом местных традиций.
Дольше сохраняются этнические особенности в пищевых пристрастиях, в запретах (табу), обрядах жизненного цикла. Но обряды тоже меняются. Некоторые из них исчезают, другие теряют религиозный характер. Подчас перенимаются обряды народов-соседей. Типичен пример г. Конакри, столицы Гвинеи. Основное население там — бага, но язык общения — сусу, а в
материальной культуре предпочтение отдается традициям фульбе и малинке. Изменяются формы обычного права (неписаных законов). Материнское право уступает место отцовскому, записываются кодексы обычного права, становящиеся, после внесения многих изменений в их содержание, столь же обязательными, как и государственные гражданский и уголовный кодексы.
Этносы Африки в настоящее время находятся на различных стадиях складывания народностей и наций. Этническое самосознание многоступенчато. Один и тот же человек в разных ситуациях назовет себя либо клановым, либо этническим именем, либо укажет свое государственное гражданство.
Эти процессы неодинаково протекают в отдельных государствах. Там, где большинство населения говорит на близкородственных языках (Северная Африка, Сомали, Мадагаскар и др.), они происходят спокойнее, чем в странах пестрых в этноязыковом отношении (как большинство государств Западной Африки). Особенно сложны эти процессы на Юге Африки, с многочисленным европеоидным населением (немалая часть которого живет в Африке уже в течение нескольких поколений).
Инонациональные общины. Своеобразно складывается судьба потомков европейского населения в Африке. Уже с конца XV в. в нынешних Анголе и Мозамбике появились португальские поселенцы; с 1652 г. на самом юге континента обосновались голландцы. В XVIII и особенно в XIX в. возникли большие общины англичан в благоприятных для заселения областях современных ЮАР, Зимбабве, Кении. Французы селились главным образом в Западной Африке, немцы — в Намибии (некогда Германская Юго-Западная Африка). Многие из переселенцев вернулись в метрополии, но далеко не все. Потомки португальцев в Африке называют себя ангольцами и мозамбикцами. Сохраняется значительная немецкая община в Намибии и английские общины в Кении и Зимбабве. Как те, так и другие обычно нe порывают связей с исторической родиной, сохраняют некоторые черты привычек и быта.
Несколько иначе идет развитие этих групп в современной ЮАР. За триста лет существования переселенческой колонии здесь из потомков голландских переселенцев и французских беженцев-гугенотов сложился особый этнос. Принадлежащих к нему людей на первых порах называли бурами (по-голландски «крестьяне»), а с прошлого века стали именовать африканерами. С начала XIX в., когда Юг Африки перешел к Англии, там появились и англичане. Их потомков, тоже считающих себя африканцами, называют англо-африканцами. Эти две группы, составляющие белое меньшинство Южно-Африканской Республики, подавляя черное большинство, находились с ним в экономическом и политическом противостоянии. Когда в 1948 г. к власти пришло правительство африканеров, оно провозгласило политику апартхейда (раздельного развития рас). Она предусматривала раздельное поселение и жизнь всех проживающих в Южной Африке групп населения — белых, азиатов, цветных (метисов), чернокожих — и полное исключение «небелого» населения из социальной и политической жизни.
Борьбу против этой бесчеловечной политики возглавил Африканский Национальный Конгресс (АПК), возникший как организация черного населения, но затем объединивший все прогрессивные силы. «Хартия Свободы», принятая в 1956 г., провозглашала, что «Южная Африка принадлежит всем народам, ее населяющим, — белым и черным». Борьба увенчалась успехом, апартеид был отменен. В 1994 г. в результате первых демократических выборов президентом страны стал Нельсон Мандела, в течение 26 лет бывший узником режима. Однако ныне ЮАР переживает нелегкое время. Осуществляется жесткая политика африканизации, нарастают националистические тенденции — как у белых африканеров, так и у некоторых чернокожих народов (особенно зулусов).
Э.С. Львова
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология