Способы классификации этносов
Относительно точную и полную картину мира могут дать только определенным образом сгруппированные и систематизированные сведения о народах. В народоведении используется ряд классификаций, совокупность которых дает возможность охарактеризовать такое сложное явление, каким является этнос, и установить место каждого этноса в ойкумене (населенной людьми части Земли).
При этом следует иметь в виду то, что научное этнологическое описание — не произвольное, хаотическое нагромождение всевозможных фактов из жизни народов, пусть даже занимательных и необычных. Всякая наука, в том числе и народоведение (этнология), имеет свой научный язык — целую систему специальных терминов и понятий, с помощью которых ведется описание, анализ и классификация изучаемых явлений н процессов. Некоторая часть необходимых терминов используется в настоящем учебнике.
Основные виды классификаций включают географическую, антропологическую, языковую, историко-этнографическую, хозяйственную, религиозную (этно-конфессиональную) группировки.
Географическая классификация (классификация по континентам и регионам) помогает уточнить места обитания народов или их групп. Различают народы Австралии и Океании, народы Азии, Африки, Америки, Европы. Отдельную группу составляют народы России и сопредельных с ней стран. Можно говорить также о народах Кавказа, Карибского бассейна, Южной Африки и т. п.
Антропологическая классификация учитывает биологические особенности народов. Все населяющие Землю люди принадлежат к одному биологическому виду — Homo sapiens («человекразумный»), однако отдельные группы человечества различаются рядом физических (биологических) признаков, связанных с единством происхождения и одновременно определенной областью распространения. Исторически сложившиеся группы людей, объединенные общностью физических признаков, называются расами. Такие признаки передаются по наследству. В настоящее время различают четыре большие расы: негроидную (африканскую), европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую) и австралоидную (океанийскую). Расовые различия проявляются в цвете кожи, радужной оболочки глаз, волос, в форме волос, черепа, длине тела, а также в более глубинных (генетических) признаках — группах крови, рисунке на коже пальцев и ладоней и т. д. Они сформировались в течение длительного времени — по-видимому, 40 — 20 тыс. лет до н. э. Таким способом люди подобно всем живым организмам телесно приспосабливались к естественно-географическим (природным, экологическим) условиям существования.
Расовые характеристики людей проливают свет на историю формирования народов. Так, физической антропологией установлено, что все народы нашей планеты являются смешанными в расовом отношении.
Все человеческие расы обладают одинаковыми биологическими возможностями для развития культуры и общественной жизни. Представления о физической, психической и умственной неравноценности рас, о «высших» и «низших» расах (именуемые расизмом) антинаучны и антигуманны. Расизм осуждается подлинной наукой и демократической общественностью мира.
Языковая группировка имеет важное значение для понимания происхождения народов. Языки тех или иных народов принято объединять в языковые семьи (и филии — группы семей) по признаку сходства (родства), устанавливаемого путем их сравнения (прежде всего их словарного состава). Сходство языков может свидетельствовать либо о родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. В самую крупную языковую семью — индоевропейскую — входят, например, такие сильно отличающиеся друг от друга языки, как русский, английский, персидский, армянский и греческий. На языках индоевропейской языковой семьи говорит около 45% всего населения мира.
В составе больших языковых семей различают меньшие языковые группы — ветви. Так, индоевропейская языковая семья состоит из десяти ныне живущих групп языков, алтайская семья языков включает три языковые ветви, а вот древнешумерский или нивхский языки до сих пор не удается включить ни в одну языковую группу: они — изоляты (обособленные языки).
Нередки случаи, когда разные народы говорят на одном и том же языке. На испанском говорят не только испанцы, но и большинство крупных народов Латинской Америки. На английском языке говорят англичане, американцы США, англоканадцы, англоновозеландцы, англоафриканцы, ямайцы и ряд других народов. Немецким языком пользуются немцы, австрийцы, герма-но-швейцарцы.
Точное число языков на Земле неизвестно. Специалисты полагают, что их от 4 до 6,5 тыс. При этом на двенадцати языках, к которым относятся китайский, английский, хинди и близкий ему урду, испанский, русский, арабский, португальский, японский, немецкий и французский, говорит более 60% всего человечества.
Чаще всего каждый народ говорит на одном языке: монголы — на монгольском, венгры — на венгерском, финны — на финском и т. д. Но в мире широко распространено и двуязычие, реже — трехъязычие (владение и пользование этносом или его частью двумя и большим числом языков). Двуязычны значительная часть населения Бельгии и Швейцарии, ряда африканских стран, Индии, Индонезии и других государств. Двуязычие широко распространено в России и сопредельных странах, где, по некоторым данным, более половины нерусского населения знает русский язык.
Многие народы до сих пор остаются бесписьменными. К ним относятся аборигены Австралии, многие индейские племена Южной Америки, пигмеи, бушмены и готтентоты в Африке. У значительной части этносов письменность была создана в XX в. с помощью органов государственной власти и народного просвещения. Более 50 народов бывшей царской России — например, алтайцы, марийцы, хакасы, чукчи — обрели
письменность после революции 1917г., в 20 —30-е годы прошлого столетия.
Историко-этнографические (историко-культурные) области. Наряду с языковым родством, между народами может также существовать историко-этногра-фическое, или историко-культурное сходство. Оно возникает на определенных территориях у народов-соседей, длительное время поддерживавших хозяйственные, культурные, экономические, политические и иные связи между собой, взаимно влиявших друг на друга и приобретших в результате этого ряд общих черт. Такие территории принято называть историко-этногра-фическими, или историко-культурными, областями (ИЭО), историко-культурными провинциями и даже региональными цивилизациями. Примером историко-этнографических областей могут служить Юго-Восточная Прибалтика — район расселения литовцев, латышей и эстонцев и Урало-Поволжье — регион, объединяющий тюркские, финно-угорские и славянские народы. Историко-этнографической провинцией можно считать область расселения восточных славян и окружающих их этносов. А Восточная Азия — Монголия, Китай, Корея и Япония — принадлежит к региональной цивилизации. Такого рода области, провинции и региональные цивилизации ученые выделяют на всех континентах нашей планеты.
Хозяйственная классификация. Немало народов, говорящих на разных языках и живущих далеко друг от друга (иногда даже на разных континентах), имеют много похожего в культуре. Такие этносы (или части этносов) принято группировать по определенным типам культуры или хозяйственно-культурным типам (ХКТ), складывающимся в сходных природных условиях обитания на основе одинаковых видов хозяйственной деятельности. Хозяйственно-культурные типы чаще всего характеризуют этносы, находящиеся на ранних, доиндустриальных ступенях развития. Различия между хозяйственно-культурными типами в первую очередь касаются основных занятий и способов
существования — сельского хозяйства, промыслов, ремесел, но наряду с ними орудий труда, жилищ, пищи и т. п., а нередко также фольклора и верований.
Различают три основные группы хозяйственно-культурных типов:
1. Группы с присваивающим хозяйством. Его представляют охотники, собиратели и рыболовы, для которых собирание дикорастущих растений и охота на диких животных являются единственным или основным источником существования. Это — исторически самый ранний ХКТ, он начал складываться в эпоху палеолита (древнекаменного века). В настоящее время к числу охотников и собирателей относятся ведды острова Шри-Ланка, семанги Малакского полуострова, аэта Филиппин, пигмеи бассейна реки Конго в Африке и некоторые другие этнические группы.
2. Народы и группы с производящим хозяйством. Для них характерно мотыжное (ручное) земледелие и животноводство. Основным источником существования при таком типе хозяйства является выращивание культурных растений и разведение домашних животных. Становление этого ХКТ относится к эпохе неолита (новокаменного века). В наши дни ручными земледельцами продолжают оставаться некоторые малочисленные народы Индии, Южного Китая, Индонезии, тропической Африки и бассейна Амазонки в Южной Америке.
3. Для развитого производящего хозяйства характерно плужное (пашенное) земледелие с использованием тягловой силы домашних животных. Древнейшие очаги пашенного земледелия возникли в долинах великих рек — Тигра, Евфрата, Нила, Инда, Ганга, Амударьи, Хуанхэ — в эпоху бронзового и в начале железного веков (IV — начало III тыс. до н. э.). В Америке, Австралии, Океании, в Африке к югу от Сахары этот ХКТ отсутствовал, но зато преобладал у народов почти всего Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Северной Индии и Северного Китая.
Религии народов мира и этноконфессиональная группировка. При этнологическом описании народов немаловажное значение имеет религиозная .принадлежность верующей части населения в составе этих народов. Религия играла существенную роль в жизни различных обществ в прошлые исторические эпохи и продолжает оказывать заметное влияние на материальную и духовную культуру народов, их общественные и семейные отношения.
Некоторые древнейшие формы религии, появившиеся на стадии родоплеменного общества, сохранились до настоящего времени. К ним относятся:
■ тотемизм — вера в родство между группой людей (обычно родовой общиной) и так называемыми тотемами — определенными видами животных, растений, реже предметов. Тотемизм особенно полно сохранился у аборигенов Австралии;
■ анимизм — вера в духов и души — непременный элемент почти всех религий;
в шаманизм — представление о сверхъестественном общении служителя культа (шамана) с духами во время соответствующего ритуала. Шаманизм известен многим народам Северной и Восточной Азии, индейцам Америки;
■ фетишизм — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов, например деревьев, пещер, орудий труда и специально изготовленных культовых предметов;
■ магия — вера в способность человека колдовским (сверхъестественным) образом воздействовать на других людей, животных, природу — присутствует во многих религиях.
На этапе перехода общества от родоплеменного строя к государству стали возникать более сложные и разветвленные формы религий. Три из них — буддизм, христианство и ислам (мусульманство), — получившие в более позднее время широкое распространение, именуются мировыми религиями.
Самой ранней из мировых религий был буддизм, возникший в VI —V вв. до н. э. в Индии, откуда он распространился во многих странах Юго-Восточной и
Центральной Азии, отчасти — в Сибири. Его основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Центральное место в буддизме занимает учение о «четырех благородных истинах», согласно которому в мире существует страдание, причиной же его является сама жизнь, но есть и состояние без страдания (нирвана). Будда предложил путь преодоления страданий, как освобождение от волнений, беспокойства и желаний.
Различные формы буддизма распространены в странах Восточной и Юго-Восточной Азии: Шри-Ланке, Мьянме (Бирме), Таиланде, Лаосе, Камбодже, Японии, Китае, Индии, Малайзии, Монголии, в Тибетском автономном районе Китая, а также среди бурят, тувинцев и калмыков России. В мире насчитывается более 350 млн. буддистов.
Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине. В IV в. оно стало господствующей религией Римской империи. В XI в. христианство раскололось на два направления — католицизм и православие. В XVI в. в результате Реформации от католицизма отделился протестантизм. Протестантизм объединяет множество обособленных церквей и сект.
Все христианские вероисповедания объединяет вера в Иисуса Христа, рассматриваемого в качестве богочеловека, спасителя мира и воплощение второго лица триединого бога (Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа). Главный источник вероучения — Священное Писание (Библия). В протестантизме нет противопоставления духовенства мирянам, упрощены религиозные обряды, отсутствует монашество, нет икон.
Христианство — самая распространенная из мировых религий: в мире насчитывается почти 2 млрд. христиан. В Европе, Америке, Австралии и Океании почти все страны преимущественно христианские. В Африке христианство менее распространено, а в населении Азии доля христиан совсем невелика.
Из христиан наиболее многочисленны католики. В основном католическими странами являются южные государства Западной Европы, страны Латинской Америки. Много католиков и в США (при преобладании протестантов). Основной регион распространения
православия — страны Восточной и Юго-Восточной Европы и отчасти Закавказья (Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Греция). Областями распространения различных форм протестантизма остаются страны Северной и Центральном Европы (Скандинавские государства, Великобритания, Нидерланды, Швейцария, значительная часть Германии). Протестантизм преобладает в Северной Америке, Австралии и в большинстве стран Океании.
Ислам (мусульманство) — самая молодая мировая религия возник в VII в. н. э. среди арабов Аравии. Его основателем считается Мухаммед, признаваемый посланником единого бога — Аллаха. Последователи ислама называются мусульманами. Священная книга мусульман — Коран. В результате арабских завоеваний ислам распространился в Юго-Западной Азии и Северной Африке (составляющие так называемый Ближний и Средний Восток), а в более позднее время и в ряде других районов мира (некоторые страны и области Балканского полуострова, Урало-Поволжья, Сибири, Средней, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, тропической Африки и др.). По численности мусульмане занимают второе место после христиан.
Одной из крупных религий является индуизм. Число его последователей приближается к 800 млн. человек. I То к числу «мировых» религий он не относится, так как распространен в основном в двух странах — Индии и Непале. Основа индуизма— учение о перевоплощении душ, происходящем по закону воздаяния (кармы) за добродетельное или дурное поведение. Почитаются верховные боги Вишну и Шива или их воплощения. Индуистом нельзя стать: им можно быть только по рождению, что ограничивает распространение индуизма. За пределами Индии индуизм исповедуют выходцы из Индии, осевшие в других странах.
Кроме мировых религий, существует большое число других религий, религиозных течений, сект, региональных, местных и даже племенных верований. Например, такие религиозные учения, как конфуцианство и даосизм распространены преимущественно в Китае,
синтоизм — чисто японская религия, иудаизм — религия большинства верующих евреев. В Африке и на некоторых островах Океании сохраняется немало племенных верований, распространенных на небольших территориях среди малочисленных народов.
Наука использует немало и других способов классификации народов — например по типам жилища, костюма, характеру питания, применяемым орудиям труда и т. д.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология