logo
Этнология_Под ред

Материальная культура

Поселения. Самые ранние (родовые) поселения у зарубежных славян располагались «гнездами» и «кучами». Многодворные поселения в большинстве славянских стран представлены несколькими основными типами.

Кучевые поселения (Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Хорватия) имели неправильную, круглую или вытянутую планировку. В середине некоторых из них находилась площадь. Этот тип планировки чаще всего встречался в районах с пересеченным рельефом или в предгорьях.

Разбросанные поселения (Болгария, Альпийская Словения, Македония, Черногория) представляли собою крестьянские усадьбы или группы усадеб, расположенные особняком, в произвольном порядке.

Рядовые поселения (Польша, Словения, Чехия) вытянуты вдоль рек и имеют широкую улицу с двумя проезжими дорогами по сторонам. Так постепенно возникают уличные поселения. К рядовому плану относят и цепеобразные деревни предгорий и горных долин (Словакия). Их осью служит дорога, идущая вдоль долины. Дома тянутся в два ряда и объединяются в небольшие группы, образующие как бы звенья цепи.

Поселения веретенообразной планировки (Западная Польша, Лужица) состоят из улицы, расширяющейся в центре населенного пункта, в форме линзы или треугольника.

При круговой планировке (Польша, Чехия, Слова-кия, Лужица, Болгария) дома селения группируются вокруг центральной площади.

Под влиянием естественного прироста населения происходило укрупнение поселений, а их застройка появилась плотнее. С развитием капиталистических отношений начался процесс дробления крестьянских хозяйств. В деревнях вырастали новые кварталы и улицы, что приводило к усложнению планировки старых поселений.

VII в. п. э. — время зарождения будущих городов па славянских землях. Центрами таких городов становились площади — прямоугольные или чаще квадратные; застройка велась прямоугольными кварталами (Краков, Варшава). В Средние века все крупные города получили каменные оборонительные стены. Древнейшие города южных славян (София, Пловдив) ведут свою историю с Античного времени. В эпоху Возрождения выросли небольшие городки из сел с развитым

ремеслом (Габрово). В капиталистическую эпоху некоторые из этих городков разрослись в промышленные центры.

Жилище. Традиционное сельское жилище в цент-ральноевропейских и балканских славянских странах отличалось большим разнообразием типов.

Южнославянский тип, имеющий много подтипов, бытует на Балканах. Для него типично наличие кышты — комнаты с открытым очагом типа камина. Кроме нее, в таком доме имелось одно, а чаще два жилых помещения (соба, стая). Для этого типа характерна галерея (род террасы), расположенная под навесом крыши и опирающаяся на столбы. В комнате с очагом непременно был водник— место у стены, где вешались ведра, держали посуду, ложки. Рядом стоял ларь с мукой и другими припасами. Ели за низким круглым столиком, сидя на низеньких трехногих табуретках. Спали на скамьях вдоль стен или на полу.

В равнинных местностях Балканского полуострова строительным материалом в XIX в. служили глина и камень. Глинобитные постройки возводили двумя способами. В одних случаях стены наращивали постепенно, выкладывая их, слой за слоем, из смеси глины с мякиной и соломой (такая смесь называется саман). Более сложным было набивание глины в дощатую опалубку, которая после высыхания стены удалялась. Строили дома и из обожженного кирпича. Подобные постройки встречаются также у западных славян.

Западный среднеевропейский тип дома во многом близок к южноевропейскому и встречается в Лужице, на западе Польши и в Чехии. В древности он был широко распространен у кельтского населения Центральной Европы. В горных районах Словении встречается альпийский тип жилища. Это высокая двух-трехэтажная постройка и жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей.

Восточный среднеевропейский тип распространен у поляков, чехов, словаков, лужичан. Это срубный или каркасный «подсеневый» дом. Свое название он получил от пристроенного с торцовой стороны навеса —

подсеней, опирающегося на несущие столбы. Углы сруба скреплялись самыми разными способами: «в остаток», «в замок», «в гладкий угол», «на шип». Конструкция крыши чаще всего была стропильной, двускатной или четырехскатной. Покрывали ее дранью (тонкими узкими дощечками) или соломой.

Срубной технике предшествовала столбовая. Основу столбовой конструкции составляли вертикальные столбы с выдолбленными пазами, в которые вставлялись короткие горизонтальные бревна. Встречались у зарубежных славян и легкие плетеные дома, обмазанные глиной.

Со строительством жилищ у славян был связан ряд обычаев. Так, под передний угол нижнего венца сруба клали монеты, ладанки «на счастье», кусок хлеба и горсть пшеницы. Считалось, что это должно обеспечить жильцам строящегося дома безбедную жизнь и удачу и делах.

Современное сельское жилище южных и западных славян значительно отличается от традиционного. Повсеместно прослеживается унификация планировки. Жилища обставлены городской мебелью фабричного производства. Усиливается дифференциация функций помещений, что свидетельствует о развитии народного быта.

Одежда. Этнографы отмечают разнообразие типов традиционной одежды славянских народов. Так, в Средневековье отчетливо прослеживается сословная, имущественная и региональная дифференциация типов форм одежды и ее деталей. Наряд пастухов отличался от одежды земледельцев. Пожилые люди носили менее красочные костюмы, чем молодые. Одежда разнится но покрою, способам ношения, расцветке.

Основу женского и мужского костюма у зарубежных славян в прошлом составляла рубаха из домотканого льняного или конопляного полотна. Наиболее архаичной была рубаха туникообразного покроя с надплечными вставками. Встречались и другие варианты покроя из двух полотнищ со сборками у ворота и треугольными вставками на плечах. В Черногории и Бол-

гарии рубаха имела вырез на груди и вышивку не вороту и рукавам. Рубахи шились длинными и короткими. В Болгарии поверх рубахи надевали глухой сарафан (сукмин) из синей или черной шерстяной материи. Полы сарафана нередко украшали вышивкой или шнуром, а подпоясывали шерстяным узорчатым поясом. Типичной частью женской поясной одежды служил либо передник-фартук, либо два фартука, надевав пгахся спереди и сзади. Задний фартук (пристилка) был короче и шире, передний — узким, гладким и более ярким. Со второй половины XIX в. широкое распространение в Центральной и юго-восточной Европе получила юбка европейского городского покроя, присобранная в талии.

Разнообразием форм и фасонов отличалась верхняя одежда южных и западных славян (полушубки, кафтаны, накидки). Древнейшей ее разновидностью можно считать несшитую плащевидную одежду, сохранившуюся до наших дней в костюме болгарских и черногорских горцев, у некоторых групп хорватов, поляков и лужичан.

Многообразием местных форм отличались и головные уборы мужчин и женщин. Девушки летом ходили

с непокрытой головой, заплетая волосы в одну или две

косы.

Старинные женские головные уборы были сложны и даже причудливы: двурогие, однорогие, в виде цилиндра, усеченного конуса. Повсеместно носили шапки, отороченные мехом, платки, косынки, чепцы, наколки и др.

Разнообразны были и типы традиционной обуви — кожаные башмаки, мягкие туфли, шерстяные ноговицы, обувь на деревянной подошве и т. п.

Классический народный костюм дополняется различными украшениями: ожерельями из серебряных монет и бисера, коралловыми бусами. На севере Далмации женщины носили пояса в виде литых металлических цепочек.

В некоторых районах Болгарии, Сербии, Боснии, Герцеговины, Черногории на покрое одежды заметно сказалось турецкое влияние. Жители этих мест переняли у турок женские шаровары, мужские красные фиски, головные полотенца, суконные шапочки, повязываемые сверху платком.

Отдельные творчески переработанные элементы тради- ционной одежды внедряются в наши дни в продукцию текстильной и швейной промышленности. Среди жителей больших городов Центральной и юго-восточной Европы популярны изделия местных деревенских рукодельниц, особенно вышитые рубахи, платки, косынки, выполненные ажурной техникой.

Старинная одежда изготавливается также для коллективной художественной самодеятельности. Ее надевают во время праздничных процессий и фольклорных выступлений. За ней закрепляется и функция (знак) принадлежности к определенной региональной или локальной общности.