logo
Этнология_Под ред

7. Городской фольклор

Причитания. В Москве имели распространение классические формы и жанры фольклора, характерные для всей территории расселения русского народа. Вот пример свадебного причитания матери невесты:

— Вот выживаем тебя из дому, словно ворога из п >рода, а там схватимся, да спохватимся, да негде взять. 11осудите, люди добрые, каково жить в чужой дальней стороне, чужим куском давишься, кулаком слезы ути-р.почи (А.Н. Островский).

Песни. Фольклорное творчество (созданное в Москве или описывающее Москву) изображало столичный город как центр России, почитаемое и желанное место. Поздний цикл русских былин некоторые исследователи называют московским. В свадебных песнях упоминается о «сватовьях» «из славной Москвы». Завидная, привлекательная невеста — персонаж одной из свадебных песен — говорит о себе:

Мое имя Катерина,

Московского купца дочь.

Герой лирической песни подчеркивает торговое значение Москвы и одной из ее центральных частей — Китай-города:

Я поеду ль, я поеду ль

В Китай-город погуляти.

Я куплю ли, я куплю ли

Молодой жене покупку...

Фольклор рабочей среды. Московская городская специфика нашла свое выражение в песнях городских окраин и рабочего люда, в которых народ горько жаловался на свою судьбу:

У Морозова, у Саввушки завод —

Обирают там без жалости народ

Уж найдите вы управушку

На Морозова, на Саввушку...

Художественная самодеятельность. Особая насыщенность Москвы фольклором вследствие постоянного притока в столицу рабочей силы из русских губерний питала народную художественную самодеятельность. Среди объединений «писателей из народа» особенно выделялся «Суриковский кружок» (1872— 1933), основатель которого И.З. Суриков, был автором очень популярных стихов «Вот моя деревня», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина...» и др. В число участников кружка входили также ставший известным поэтом С.Д. Дрожжин и А.Е. Разоренов (автор слов известной песни «Не брани меня, родная...»).

«Фольклорный потенциал» широких масс москвичей послужил исходным условием для повсеместного распространения художественной самодеятельности в послереволюционное время. Коллективы или группы любителей, проводившие концерты, театрализованные представления, появились всюду — на заводах и фабриках, в учреждениях и школах, при жилищных кооперативах и в воинских частях. Нередки были смотры художественной самодеятельности (районные и городские).

Московская фольклорная среда стала благоприятной почвой для деятельности такого художественного коллектива, как созданный М.Е.Пятницким (1864—1927) и много лет руководимый композитором и дирижером В.Г. Захаровым знаменитый Русский народный хор. 11о его образцу возникли народные хоры и ансамбли во многих центрах России.

Интерес к фольклору, в частности к фольклорной музыке, сохранился у жителей Москвыдо сихпор. По данным 1987г., почти половина взрослых москвичей проявляла интерес к народной музыке. Конечно, вкусы большинства более разнообразны, но любовь к русской народной музыке (в том числе и песне) остается неизменно устойчивой.

8. ГОРОД И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Общественная среда столичного мегаполиса в большой мере способствует созданию важнейших составляющих национальной профессиональной культуры, тем самым влияя на становление патриотического национального самосознания.

Образование. Театр. Уже в XVIII в. в российском обществе сложилось убеждение, что обучен не в средних и высших учебных за ведениях должно вестись на русском (а не на латинском ии каком-либо другом) языке, что и было осуществлено в Московском университете с момента его создания. В Москве был сформирован национальный русский театр, чему деятельно способствовали драматург АН. Островский и артистический коллектив Малого театра. Москва традиционно занимала центральное место во всероссийском театральном процессе.

Писатели и издатели. Общепризнанна роль московских писателей в создании литературы о Москве (Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов, А.Н. Островский, А.П. Чехов и многие др.). Однако литература становится подлинно национальной, когда получает общероссийское распространение. Существенную роль в этом отношении сыграли московские издатели.

Торговля вразнос способствовала распространению в народной среде книг, лубочных изданий, листовок, календарей и т. п. продукции. Разносные торговцы (офени, коробейники) из самых разных губерний собирались в Москве для закупки товара и отсюда расходились и разъезжались по всей России. Вкусы покупателей долго оставались крайне неразвитыми, о чем свидетельствует разговор офеней с Л.Н. Толстым, пришедшим поговорить с ними при покупке товара: «Писал бы ты, Лев Николаевич, книжечки-то свои пострашнее, а то все милостивые пишешь да жалостливые. Такие берут только грамотеи: поповы дети, писаря, а в глуши, в деревнях, только и выезжаем на чертяке. Вот какого надобно — зеленого да красного, — указывали они на картинку...» (Н.Д. Телешов).

Распространением настоящей литературы, при этом невысокой по цене, успешно занимались «Товарищество И.Д. Сытина», одно из крупнейших полиграфических предприятий в России, издательство «Посредник» и другие.

Средства массовой информации. Складыванию национальной читательской аудитории во многом спо-

собствовала печать, а в наше время — радио и телевидение. Русские газеты и журналы в большинстве гноем являли пример последовательного патриотизма и при этом, как правило, были чужды национальной неприязни и ненависти. Одна из прогрессивных газет XIX в., «Русские ведомости», печатала на своих страницах произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л I I. Толстого, Г.И. Успенского, В.Г. Короленко, А.П. Чехова, М. Горького, Д.Н.Анучина, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева и других виднейших деятелей русской культуры, искусства и науки. Часть современных газет и журналов стремится продолжать прежнюю традицию, демонстрируя этническую терпимость и широту взглядов.

Профессиональная русская культура издавна обладала в Москве развитой организационной структурой. Московский государственный университет им. M.В. Ломоносова, Московская консерватория им. П.И. Чайковского, Исторический музей, художественные училища составляли и составляют прочную базу национальной культуры.