logo
Этнология_Под ред

Фольклор и художественная литература

Прошлое и настоящее удивительно переплетаются в жизни горцев Северного Кавказа. Постепенно включившись в состав России, он обогатил культурой своих народов культуру жителей многонациональной державы и получил взамен письменность на национальных языках, которая отсутствовала у большинства пародов, высокий уровень европейского образования, материальной и духовной культуры.

Устное народное поэтическое творчество северо-кавказцев отражает характерные черты их труда, быта

и самосознания. Песни, предсказания, сказки, пословицы и поговорки говорят о любви к родине, природе своего края, храбрости воина и нежности влюбленного, об упорстве в труде крестьянина и об остроумии лукавого пройдохи.

Особое место в фольклоре занимает нартский эпос, распространенный у многих народов Северного Кавказа, но полнее всего представленный в поэтическом творчестве осетин. Герои эпоса — витязи и труженики, охотники, скотоводы и лишь отчасти — земледельцы, совершающие подвиги, мстящие своим кровникам и даже решающиеся на открытую борьбу с богами-небожителями. Специалисты считают, что в нартском эпосе содержатся отголоски и мотивы, восходящие к культуре и социальной жизни скифо-сар-матов, а также древних алан. Эпические сказания сложены рифмованными двустишиями. Всего зафиксировано более ста отдельных сюжетов.

Широкое и устойчивое бытование фольклора подкреплялось и до настоящего времени поддерживается неослабевающим интересом к нему местного населения — не только старшего поколения, но и молодежи. Так, ученые установили, что среди современных кабардинцев и балкарцев — мужчин, проживающих в сельской местности, хорошо знают предания и легенды своего народа от 44 до 50%, сказки — от 20 до 30%, народные песни — около 70%, народные танцы — 80 — 90%. (Показатели среди горожан были лишь немного ниже.)

Фольклор в значительной степени послужил основой формирования профессиональной художественной культуры, в особенности литературы. Характерная черта северокавказской художественной литературы — особенно сильное развитие поэзии. Уже в конце XIX — начале XX в. у ряда местных народов появляются яркие самобытные писатели и поэты. Здесь упоминаются лишь некоторые из многих. Если, например, лезгин-

ский поэт Сулейман Стальский (1869— 1937) еще теснейшим образом связан с фольклорной традицией, то основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров (1859— 1906) был вполне профессиональным писателем. Будучи чрезвычайно одаренным человеком, К.Л. Хетагуров смог внести очень ценный вклад также в ряд гуманитарных наук (этнологию, филологию) и изобразительное искусство (живопись). Аварская литература получила мощные импульсы в творческой деятельности Гамзата Цадасы (1877—1951) и в особенности его сына Расула Гамзатова (род. в 1923г.) — одного из самых популярных поэтов не только Дагестана, но и Советского Союза.

В послереволюционную эпоху развитие национальных литератур рассматривалось местными народами как очень желанный факт, связанный с развитием этнического достоинства и престижа. Все республики способствовали развитию этого процесса. Например, в Кабардино-Балкарии видными фигурами стали поэты — балкарец Кайсын Кулиев (род. в 1917г.) н кабардинец Алим Кешоков (род. в 1914г.). Среди местного населения устойчиво сохраняется читательский интерес к национальной литературе. Так, в Кабардино-Балкарии произведения своих национальных писателей и поэтов предпочитают от 25 до 33% обследованных.

Все это свидетельствует о высоком уровне национального самосознания, сформировавшегося у местных народов.

Ю.И. Зверева