Устное народное творчество
Олень-человек. Среди сказок саамов выделяется волшебная сказка, еще не полностью оторвавшаяся от своей мифологической основы, — сказка об олене-че-
ловеке. Неподалеку от жилища четы лопарей — старика и старухи — стал появляться необыкновенно красивый олень. Никому не давался он в руки, только их красавице-дочери. Однажды олень превратился в человека — прекрасного юношу по имени Мяндаш. Девушка стала его женой. Конец сказки трагический: либо до времени уничтожают оленью шкуру Мяндаша (пока он оыл человечьем облике), либо убивают олененка — одного из сыновей Мяндаша и дочери стариков-лопарей.
Легенды, предания. Помимо обычного фольклоРа - сказок, песен, пословиц и т. п. — жители Российского Европейского Севера сохранили много преданий — интересных проявлений народной исторической памяти. Одно из них— предание о Девичьем острове па Онежском озере. В давние времена на местных жителей — русских или вепсов — нападали грабители патл-чудины. Однажды после очередного налета на прибрежные деревни они отправились пировать на остров, оставив в лодке связанную девушку. Раскачав лодку, девушка спустила ее на воду и была спасена рыбаками, а грабители погибли.
Среди фольклорных произведений коми известно предание о колдуне-разбойнике Шипиче, который своей волшебной силой останавливал плывшие по реке суда и лишал способности защищаться их команды. Большой популярностью среди коми пользовались сказания о Пере-богатыре. Пера-богатырь был крестьянином и охотником (он ловил соболей шелковыми сетями), обладал очень большой силой. Ответив на вызов ооярского сына, Пера борется с ним и побеждает.
Руны «Калевала». К наиболее ярким проявлениям художественного гения карелов (а также, как это будет видно из дальнейшего, и финнов) относится эпос «Калевала». В 30-х гг. XIX в. финский врач Элиас Лёнрот увлекся собиранием среди финских и карельских крестьян своеобразных песен — рун. Исполнители пели их, сев верхом па лавку лицом друг к другу и взявшись за руки:
Дорогой мой друг и братец,
Золотой товарищ детства!
Так подай свои мне руки,
Пальцы наши вместе сложим,
Песни разные споем мы.
И начнем мы с лучших песен.
Первый певец исполнял одну строку, второй — следующую и т. д., в результате чего получались повторы, сообщавшие стиху песни и ее образности своеобразное усиление.
В самой Финляндии в силу ряда исторических причин калевальские руны встречались относительно редко. Но неожиданно для себя Э. Лёнрот обнаружил обилие калевальских рун в Северной Карелии, особенно в деревне Вокнаволок, где жил особенно большой знаток и любитель народного поэтического эпоса крестьянин-карел Архип Перттунен, со слов которого и удалось записать основную часть эпических стихотворных историй.
Руны поэтически рассказывали о роде Калева, к которому принадлежали старый мудрый Вяйнямейнен, имеющий черты вождя и жреца, мастер-кузнец Илма-ринен, изготовивший (частью благодаря мастерству, а частью — колдовству) волшебную мельницу «Сампо», что могла создавать все необходимые блага для счастливой жизни калевальцев. Однако Лоухи — злая владычица северных холодных стран (Похьелы) похитила «Сампо». Дальнейшее развитие сюжета состоит в борьбе за возвращение волшебной мельницы.
Э. Лёнрот и современные ему фольклористы придерживались романтических взглядов. Им казалось, что песни-руны калевальского (или
какого-нибудь другого) типа представляют собой отри нки некогда целостного эпоса (наподобие «Илиады» или «Одиссеи»), и Э. Лёнрот полагал своей задачей воссоздание его. Собиратель рун оказался хорошим поэтом. Он действительно скомпоновал из разрозненных рун целостную поэму, и «Калевалу» (хорошо известную в России в переводе Л. Вельского) можно считать почти в равной мере как произведением народного творчества, так и поэтического таланта) Э. Ленрота.
Русские былины. К числу бесценных поэтических па- мятников народного искусства относятся русские былины (старины). Большая часть былин записана в областях Севера, заселенных русскими (в селах по pp. Онеге, Печоре, вокруг Онежского озера, в Каргопольском крае, в Поморье и других местах). Почему былины сохранились именно в северном регионе расселения русского народа, мнения ученых расходятся. Большинство их считает, что этому способствовали отсутствие крепостного права и относительная обособленность от основных областей хозяйственной и социально-политической жизни.
Первым сообщил (в 50—60-х гг. XIX в.) о живом бытовании былин в крестьянской среде П.Н. Рыбников. Он издал четыре тома былин, записанных им во время служебных поездок по Олонецкой губернии. (П.Н. Рыбников был административно высланным и служил чиновником в губернской администрации.) В 1870–1871 гг. две летние экспедиции в Заонежье и Каргопольский край, давшие материал для двухтомного издания «Онежские былины», совершил профессор А.Ф. Гильфердинг. После того состоялось много поездок, принесших обильные записи и исследования былинного эпоса. Однако исследование А.М.Астаховой (в 40—50-х гг. XX столетия) показало, что живая былинная традиция практически пресеклась.
Сохраняются и бытуют сказки, лирические песни, частушки и другие фольклорные формы.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология