Украина
Богатая лесами, реками, равнинами и лучшими в мире черноземами территория Украины окаймлена на западе Карпатами, а далеко на юге — Крымскими горами.
Украинцы (самоназвание украшець, украшка). Украинская народность исторически начала складываться на той же территории, которая и до сих пор считается для украинцев центральной — по течению Днепра. Сегодня украинцы составляют основное население Украины (37,4 млн. человек).
Кроме того, в общей сложности 4,3 млн. украинцев проживает по всей территории России и компактно на Кубани и Дону, на Алтае, на Дальнем Востоке. Украинцы расселены в Казахстане (896,2тыс), Молдавии (600,4 тыс.), 480 Белоруссии (291 тыс.), Узбекистане (153,2тыс), Кирги-
зии (108 тыс.), Латвии (92,1 тыс.), а также за пределами бывшего СССР: в Польше (350тыс.), Канаде (550тыс.), США (500 тыс.), Аргентине (100 тыс.).
В мире к концу 1980-х гг. их насчитывалось около 46 млн. человек.
Антропологические типы. Украинцы вместе с близкородственными им русским и белорусским народами относятся к восточным славянам. В антропологическом смысле украинцы, как и другие восточнославянские народы, относятся к европеоидной расе. Они входят в днепро-карпатскую группу популяций, для которой характерна более темная по сравнению с другими славянскими группами пигментация и относительно широкое лицо. Среди украинцев преобладают люди выше среднего роста. Светлоглазые встречаются чаще, чем темноглазые, а черноволосые — приблизительно в половине случаев.
Язык и говоры. Говорят украинцы на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи. В этом языке различают три наречия: северное, включающее в себя левобережные, правобережные и волынско-полесские говоры, юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские и подне-стровские говоры), юго-восточное (поднепровские и восточно-полтавские говоры).
В XVI — XVII вв. в Украине сложилось два разговорных литературных языка: славяно-русский — в результате взаимодействия церковно-славянского и древнерусского языков и так называемая «проста мова», «руська мова» — украинская разговорная речь на основе древнерусского языка. В процессе формирования украинской народности украинский язык приобрел общеукраинские черты, соединив северный, юго-западный и юго-восточный говоры, вобрав разговорную речь всех районов Украины. Но именно говоры юго-восточного наречия в XVI в. стали базой староукраинского книжного языка, а на рубеже XVIII — XIX вв. — современного украинского (новоукраинского) литературного языка.
Письменность на украинском языке получила распространение с XIV в. на основе кириллицы.
В XX в. усилились языковая ассимиляция украинцам насаждение русского языка. Этому обстоятельству способствовало принятое в 1930-х гг. решение об оонательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей. Ускорению этих гщессов способствовала и быстрая урбанизация, так и этническое смешение в городах, особенно круп-ы происходит интенсивнее, чем в сельской местно-па В результате, к концу XX в. на территории Укра-анреально существовало русско-украинское двуязычии, распространившееся, согласно переписи 1989г., почти на 78% населения республики.
С провозглашением независимости сфера употребления украинского языка в общественной жизни Украины расширилась. Согласно принятой в июне 1996г. сжтитуции, он признан единственным государствен-1шязыком. Этот факт и уменьшение числа русских школ не могут не затрагивать интересов 11-миллионого русскоязычного населения Украины.
Происхождение этнонима. Название «украинцы» арлзходит от топонима «Украина».
Словом «Украина» еще в XII — XIII вв. обозначались южные и юго-западные части древнерусских земель. Впервые это понятие встречается в Ипатьевской летописи под 1187г. в значении «окраинная территория», пограничная местность» (от древне-русского оукраина). К ХVIII — XVIII вв. оно получило массовое распространение в значении «краина», т.е. страна, и послужило основой для этнонима «украинцы». Последнее употреблялось наряду с первоначальными названиями: «козаки, козацкий народ», «руськи», «черкасы», а позже, в дореволюционное время, —«малороссияне», «малороссы» или «южнороссы».
Появление и распространение обозначения украинцев «хохлами», связывают с обычаем запорожских казаков выбривать голову, оставляя хохол на макушке. В течение XIX-нач. XX в. в районах смешанного русско-украинского расселения (Кубанская
область, Воронежская, Курская, Уфимская, Омская губернии) прозвище «хохлы», благодаря широкому распространению и устойчивому бытованию, потеряло обидную окраску и превратилось в своеобразный этноним.
Расселение и основные этапы формирования украинского этноса. В формировании украинского этноса принимали участие несколько восточнославянских племен, в том числе поляне, древляне, волыняне, северяне, уличи, тиверцы, бужане, белые хорваты. Все они проживали в IX — XII вв. в пределах государства Киевская Русь.
Древнерусская народность объединила в себе как общие для восточных славян особенности культуры, так и локальные варианты традиций, которые и создали предпосылки для возникновения на ее основе русских, украинцев и белорусов.
Этническое складывание украинцев проходило в центральных районах Древнерусского государства в среднем Приднепровье — на Киевском правобережье, в Переяславском, Чернигово-Северском, Волынском, Галицком княжествах.
Процесс зарождения и развития украинской народности шел в условиях непрекращающейся иноземной экспансии: в XI —XII вв. со стороны венгерских феодалов, в середине XIV —первой половине XV вв. — польских магнатов и литовцев, в начале XVI в. — турецких султанов. Но к ассимиляции формирующейся украинской народности все эти многочисленные нападения, захваты территорий и пленения населения не привели.
Во второй половине XII в. на юге Древнерусского государства обособилась самая западная область — Галицко-Волынское княжество с центром в г. Галич, которое стало центром национальной жизни формирующейся украинской общности. Это государство существовало еще столетие 1тосле нашествия Батыя, а в его волынской части — до второй половины XV в.
В 1362г. образовалось новое Киевское княжество, в состав которого вошли старые переяславские земли
и смежные районы черниговских земель. Оно было подчинено Литве. Однако в Украине, главным образом в ее западной части, постепенно усиливалось польское влияние.
После Люблинского сейма 1569г. Польша отобрала у Великого Литовского княжества почти все украинские земли, кроме Закарпатской Украины, Буковины, Берес-тейского воеводства и старой Черниговской земли, ставшей с 1503г. частью Московского государства.
Во время польского господства в Украине началось движение за национальное и культурное возрождение, свободу вероисповедания. Дело в том, что Брестская церковная уния 1596 года объединила на территории Речи Посполитой украинскую и белорусскую православную церковь с католической в униатскую. Православное духовенство, дворяне и мещанство, стремившиеся сохранить свою веру и самостоятельность, обратились за помощью к новой социальной силе — украинскому казачеству.
В XV в. возник феномен запорожского казачества, расширившего за счет заселения юго-западных окраин этнические территории расселения украинцев и создавших государство — Запорожскую Сечь. Оно стало политическим оплотом украинцев, хотя само по себе оно и не было этнически однородным, так как его формировали наряду с украинцами русские, белорусы, молдаване и др.
Непрекращающаяся в XVI — XVII вв. борьба с иноземными завоевателями существенно консолидировала украинскую народность.
В XVII в. пограничная с Москвой территория пустующих степных земель (по современному административному делению — Харьковская и частично Луганская, Сумская, Курская, Воронежская и Белгородская обл.) заселялась украинскими переселенцами из польского Правобережья и из Поднепровья. Эти земли получили название Слободской Украины (от казацких слобод — то есть поселений свободных жителей; кроме украинцев здесь были и русские служилые люди, беглые крестьяне и холопы, но постепенно украинцы стали преобладающим населением).
При гетмане Б. Хмельницком в январе 1654г. на Переяславской раде было провозглашено воссоединение Украины с Россией. К концу века с Россией были воссоединены Левобережная Украина, Киев с прилегающими территориями, Запорожье и Чернигово-Северская земля. Это обстоятельство ускорило процесс этнокультурной консолидации украинцев, развития национального самосознания, культуры, языка, внут-риукраинских экономических связей.
После воссоединения Украины с Россией, а особенно после победы России над Османской империей в войнах конца XVIII в. украинцы стали заселять новые присоединенные к России земли Северного Причерноморья (Новороссию), а также земли между Южным Бугом и Днестром, где кроме украинцев жили также русские, сыгравшие существенную роль в заселении и хозяйственном освоении южно-украинских областей, болгары, словаки, чехи, молдаване, греки, гагаузы, армяне. Эти земли стали впоследствии частью Украины. В 90-е гг. XVIII в. в состав России вошла и Правобережная Украина, а в первой половине XIX в. — придунайские украинские земли.
Московское государство препятствовало усилению самостоятельности Украины. При Петре I и в особенности при Екатерине II власть гетманов была ликвидирована, казацкая аристократия перестала быть сколько-нибудь значимой политической силой.
В украинской этнической истории XVIII —XX вв. также большую роль играли миграции населения, приведшие к образованию обширной диаспоры. Украинские переселенцы (в основном из лесостепных районов Левобережной Украины) успешно заселяли и осваивали в России обширные пространства сначала в Поволжье и Южном Приуралье, а затем на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Несмотря на значительные миграционные процессы, численность украинского населения в пределах этнической территории постоянно возрастала. Именно на рубеже XVIII —XIX вв. сложился современный повоукраинский литературный язык.
Украинская тема в тот период нашла свое отражение в творчестве А.С. Пушкина, И.Е. Репина, Н.А. Ярошенко, А.И. Куинджи. Мелодии украинских народных песен звучали в произведениях русских композиторов П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова. Формирующаяся в XIX — XX вв. украинская литература, произведения Т. Шевченко, классиков украинской драматургии М. Старицкого, Г. Квитки-Основьяненко, Карпенко-Карого (И. Тобилевич), Ивана Франко, Леси Украинки, внесла свой вклад в процесс взаимовлияний между русской и украинской драматургией, обогатила галерею образов русской актерской школы, привлекли внимание Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, К. Станиславского.
Украина в XX в. После революции 1917г. Центральной радой была провозглашена Украинская Народная Республика (20.11.1917), с конца 1922г. вошедшая в состав СССР. Воссоединение украинских земель проходило на фоне событий Второй мировой войны: 1 ноября 1939г. западная часть Украины была включена в состав СССР и воссоединена с Украиной. В августе 1940 г. в состав Украины была включена Северная Буковина. И, наконец, 29 июня 1945г. правительства СССР и Чехословакии подписали договор о включении Закарпатья в состав Украины.
После Второй мировой войны украинцы большими группами переселялись в Калининградскую область, Москву, Ленинград и другие регионы России. Общая численность и удельный вес украинцев в составе населения России постоянно возрастали.
В 1954г. из состава России в состав Украины был передан Крым.
В 1960 — 1980 гг. наблюдался быстрый рост украинской научно-технической и гуманитарной интеллигенции. В ее составе поэты П.Г. Тычина и М.Ф. Рыльский, кинодраматург и режиссер А.П. Довженко, художник Н.С. Самокиш, композитор B.C. Косенко. Имена многих ученых Украины значимы в мировой науке. Это физиолог А.А. Богомолец, геохимик В.И. Вернадский, микробиолог Д.К. Заболоткый, создатель первых со-
ветских космических кораблей СП. Королев, одни из первых космонавтов П.Р. Попович и Г.Т. Береговой.
В 1991г. Украина стала суверенным государством в составе СНГ.
Последние годы отмечены для украинцев консо-лидационными процессами: крепнут связи с украинской диаспорой, идет процесс возвращения части украинцев из России, Казахстана и др. государств бывшего СССР в Украину.
После провозглашения независимости, вектор западной политики Украины стал определяющим. Украина взяла курс на интеграцию в евро-атлантические структуры.
Субэтнические группы. По сохранившимся до наших дней локально-бытовым признакам Украину можно разделить на центральный (юго-восточный), северный (полесский) и западный (юго-западный) этнографические районы. В составе украинского языка выделяют те же три основные группы диалектов — северную (полесскую), юго-западную, юго-восточную. И хотя традиционная бытовая культура украинцев едина во всех этнографических районах Украины, сложился ряд этнографических групп, сохраняющих различия в культуре, быте, языке. Эти различия обусловлены и естественными географическими условиями, и этнокультурными контактами, и исторической спецификой. Это карпатская этнографическая группа — гуцулы, лемки, бойки — западноукраинских областей и полесская этнографическая группа — полищуки районов украинского Полесья.
Гуцулы населяют горные районы Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областей. Они отличаются специфическими особенностями в поселениях, одежде, фольклоре.
Бойки населяют горные районы Львовской, Ива-по-Франковской и Закарпатской областей.
Лемками называется часть населения, издавна проживающая на крайнем западе Украины. После образования Польской Народной Республики между
польским и советским правительством было подписано соглашение, по которому многие лемки переселились на территорию Львовской, Тернопольской, Николаевской, Ивано-Франковской, Херсонской, Кировоградской областей. И сегодня этногеографические границы территории расселения лемков четко не выделяются.
Материалы переписи 1989г. указывают на существование нескольких этнографических групп с родным украинским языком: буковинцы (Черновицкая обл.), верховинцы (Львовская и Закарпатская обл.), гайналы (Закарпатская область), казаки (Краснодарский край), пинчуки (Волынская, Житомирская, Ровенская области), русины (ед.ч. руський) (Ивано-Франковская, Львовская, Черновицкая, Закарпатская области).
Хозяйственные занятия. Украина традиционно была аграрным краем. Население с давних пор занималось хлебопашеством, животноводством и садоводством. Основной системой земледелия было паровое трехполье, перелог, известный у восточных славян еще со времен Киевской Руси.
Пахотные земли засевались озимой и яровой рожью и пшеницей. Последняя занимала основное место среди зерновых в черноземных южных степных районах, в Закарпатье и в лесостепной зоне. Сеяли также ячмень, гречиху, просо, горох, лен, коноплю, хмель.
В Украине издавна было три вида тягловых пахотных орудий: плуг, рало и соха. Рало было древнейшим. Его варианты сводятся к двум основным разновидностям — однозубые и многозубые. Однозубым ралом пахали, как правило, мягкий грунт, тягловой силой была пара волов (волове рало), либо пара лошадей (кiньске рало).
Вторым важнейшим пахотным орудием украинцев был деревянный плуг с железным лемехом. Все разнообразие вариантов традиционного плуга сводится к двум типам: с неподвижной и передвижной полицами. Плуги были разных размеров, и в зависимости от этого в них запрягали от 2 до 4 пар волов.
Бытовавшие в Украине традиционные сохи подразделялись на два основных вида: «московскую», «односторонку», характерную для Левобережья и «полесскую», «паристую» «соху-рогача», которая была распространена в правобережном Украинском Полесье.
Сеяли преимущественно вручную.
Основным орудием уборки колосовых был серп. Им жали рожь, пшеницу, ячмень, реже — просо; остальные злаки срезались преимущественно косой. Повсеместно в сельском хозяйстве применяли разнообразные по конструкции грабли и вилы.
Скошенный хлеб, а также гречиху, просо, овес вязали в снопы, используя для этого влажную солому. Сноп был единицей измерения зажиточности.
Основным орудием молотьбы был цеп с ременной связью. При веянии зерно обычно подбрасывали лопатой на ветру. Зимой веяли на лед, чтобы зерно было чистым. Мололи хлеб на ручных жерновах или на мельницах — стержневых ветряных, водяных, а с конца XIX в. еще и паровых.
Из овощных культур наиболее распространенными были свекла, морковь, капуста, огурцы, лук, чеснок, бахчевые. Необходимо упомянуть также о садах, обилие которых стало одной из характерных черт украинского села.
Важную роль играло животноводство. Здесь разводили коров, выращивали породистых лошадей, овец, издавна разводили свиней, коз, домашнюю птицу, занимались пчеловодством.
Во многих районах Украины было развито рыболовство, преимущественно речное. Рыбу ловили плетеными из лозы вершами и другими рыболовецкими снастями — сетями, саками, переметами.
Охота большого значения в хозяйстве украинцев не имела.
Еще со времен Древней Руси у восточных славян развивалось городское и сельское ремесленное производство. Обработка льна, конопли и шерсти для производства тканей была неотъемлемой частью домашних промыслов крестьянской семьи. Было также развито ковроткачество, кожевенное дело. Деревообрабатываю-
щие промыслы были развиты в лесных и лесостепных районах в качестве приработка или даже основного занятия крестьянства. Из древесных материалов делали возы, сани, лодки, ткацкие станки, сундуки, ведра, бочки, ложки, миски, коромысла.
Поселения и постройки. Традиционными сельскими поселениями украинцев были села, слободы, хутора с уличной, радиальной, разбросанной и др. видами планировки. Они отличались благоустроенностью, чистотой, обилием зелени, фруктовых деревьев, ягодных кустов, цветов.
Крестьянское жилище было глинобитным или сруб-ным, побеленным изнутри и снаружи, 1—2—3–камерным с глинобитным полом и четырехскатной крышей, крытой соломой, камышом или дранкой. Многокомнатные дома с усложненной планировкой были характерны для поселений городского типа, для слобод с развитой промысловой деятельностью и для казачьих станиц.
Типичный для Украины план дома назывался «украинско-белорусским» или «западнорусским», так как был распространен и в Белоруссии, и в западных русских губерниях, и в Молдавии, и в Прибалтике, и в Польше. Стены дома расписывали разноцветной глиной, синькой, красками, передний угол украшали рушниками, искусственными и живыми цветами, колосьями ржи и пшеницы.
Преобладал открытый тип двора, на котором располагались хозяйственные постройки — амбар или камора, сарай для сельскохозяйственного инвентаря, летняя кухня, погреб, кладовые, сараи для животных и сад-огород с ливадой (лугом). От улицы и от соседней усадьбы отгораживались забором из плетня, частокола, жердей или досок.
Пища. Основу питания украинцев составляли растительная и мучная пища. Значительное место занимала рыба, так как мясная пища крестьянству и городскому населению была доступна лишь по праздникам. Говядине предпочитали свинину. Мясо и сало исгголь-
зовали для заправки разных блюд, к праздникам готовили колбасы, сальтисон, голубцы, холодец. Для длительного хранения мясо солили, замораживали.
Особой любовью пользовались блюда из лапового теста: галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней, лапша. Популярным был типично украинский борщ из свеклы, капусты, с добавлением других овощей и круп, заправленный салом или растительным маслом. В повседневном рационе употребляли свежее, топленое, замороженное и кислое молоко (варенец), заготовленный в бочках подсоленный творог (сир).
Хлеб пекли ржаной и пшеничный из кислого заквашенного теста, круглый или продолговатый по форме. Он назывался паляница, хлибина, бохан. Из дрожжевого и пресного теста выпекали пироги с начинкой, лепешки— пампушки, коржи, налисники, блины и оладьи. Хлебные изделия играли важную роль в семейных и календарных обрядах. Они символизировали гостеприимство и благополучие; каждая крошка бережно собиралась.
Любимым напитком украинцев был квас из ржаных сухарей, солода, ягод, свеклы, а также компот из сушеных фруктов и ягод — узвар. Многие делали домашние настойки и наливки, хмельную брагу, медовуху, самогон. Из алкогольных напитков распространены были также водка и популярная горилка с перцем. В XIX в. в Украине распространяется традиция чаепития, правда с региональной спецификой — вместо чая заваривали мяту, липу, зверобой, шиповник, смородину, другие местные растения.
В последнее время при сохранении пищевой традиции, рацион украинцев обогатился новыми блюдами, заимствованными из кулинарии других народов — пельмени, беляши, плов, бешбармак, шурпа, шашлык.
Одежда. Красочен и колоритен был традиционный украинский костюм.
Женская одежда состояла из вышитой туникооб-разной сорочки, служившей еще и в начале XX в. нагельной и одновременно выходной одеждой, и несшитой дерги (запаски, плахты), которую с XIX в. замени-
ла сшитая юбка — спидница; в прохладную погоду носили безрукавки керсетки, киптари.
Праздничной одеждой повсюду была плахта, состоящая из двух длинных полотнищ домотканой яркой клетчатой шерсти, богато орнаментированных геометрическими узорами из розеток, ромбов, звезд, стилизованных цветов.
Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы, украшали лентами, цветами. Женщины носили различные чепцы очипки, полотенцеобразные головные уборы намитки, обрусы, платки, разнообразные по цвету, фактуре, способу повязывания.
Эффектным элементом женского костюма были съемные украшения—браслеты, серьги, кольца, шейные и нагрудные ожерелья из драгоценных камней, сплавов, стекла и особенно бусы или подвески с монетами — монисто.
Мужской костюм состоял из сорочки с узким стоячим вышитым воротом со шнурком, заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в остальное время — войлочные или каракулевые цилиндрические шапки. Во многих украинских селах до недавнего времени носили традиционную высокую барашковую шапку кучму, зимние шапки с удлиненными наушниками — треух, малахай. С конца XIX в. распространяется картуз, позднее — кепка.
В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу— однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или черного сукна. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном кобеняк, зимой — длинные тулупы кожухи из овчины.
Наиболее распространенной обувью были постолы, сшитые из одного куска сыромятной кожи, чореви-ки — туфли или ботинки, в Полесье — лычаки (лапти), среди зажиточного населения — сапоги чоботи. С конца XIX в. в Украине распространяется кожаная обувь фабричного производства.
В последнее время заметно стремление к возрождению украинской народной одежды как способу проявления этнической самоидентификации украинцев.
Общественный и семейный уклады. В общественной жизни украинского села вплоть до конца XIX в. сохранялись элементы патриархальных отношений. Значительное место занимала соседская община — громада. Сохранялись традиционные коллективные формы труда (толока, супряга) и отдыха («парубочи громады» — объединения неженатых парней; вечорни-цы и досвитки, новогодние колядки и щедровки).
В XIX — нач. XX в. у украинцев господствующей была двух- и трехпоколенная (родители жены/мужа, муж, жена, дети) семья с выраженной властью ее главы — мужа и отца. Более демократичные взаимоотношения были там, где не было стариков-родителей. Имущество считалось общей собственностью всех членов семьи.
Для современной украинской семьи характерны положительные тенденции, связанные как с демократизацией внутрисемейных отношений, так и с всевозрастающим значением института семьи, доминирующим вниманием к воспитанию детей, приобщению их к этническим ценностям.
Верования. Верующие украинцы в основном православные. В Западной Украине распространено католичество византийского обряда (греко-католики и униаты).
В духовной жизни украинцев в селах и городах православие уживалось со сложным комплексом остатков верований в сверхъестественные мифические существа — в домового, в ведьм, упырей, вурдалаков, русалок. Этот синкретизм проявился во многих явлениях семейного и общественного быта — в обрядах, праздниках, обычаях.
Календарные праздники. В общественной жизни украинцев важную роль играли календарные праздники и обряды. Многие из них были приурочены к датам христианского календаря. Святки сопровождались вечерними ритуальными трапезами, магическими действиями с хлебом, зерном, гаданиями, карнавальным весельем с ряжеными, пением колядок под Рождество, щедровок под Новый год. На Пасху устраива-
лись гулянья, хороводы, игры молодежи; большое значение придавалось обрядовой еде, освящали в церкви паску (кулич), крашеные яйца, колбасы, жареного поросенка, мед. На Троицу украшали хату и двор зелеными ветками, травами и цветами, девушки иногда «завивали березу». На Ивана Купалу устанавливали на высоком берегу реки срубленное обрядовое дерево — купалу, украшенное венками, цветами, жгли костры, девушки гадали на венках, бросая их в воду, собирали лекарственные травы, обливались водой.
В последнее время сохраняются многие традиционные элементы праздников старого календарного цикла — на Новый год (колядование, щедрование, ряжение), на Масленицу (катание на лошадях, санках, угощение блинами, варениками), активно отмечаются главные христианские праздники — Рождество, Троица и особенно Пасха.
Семейная обрядность. В современной сельской и городской украинской свадьбе нередко соблюдается значительная часть обрядов, характерных именно для традиционной семейной свадебной обрядности. К ним относится сватовство, каравайный ритуал, подношение подарков, принесение приданого, «свадебный поезд» жениха в сопровождении «дружки» и «бояр», «выкупы» невесты по старинным обычаям, торжественная встреча новобрачных в доме жениха, свадебная трапеза, игровые действия на второй и третий день свадьбы. В последние годы возродилась традиция церковного венчания.
Многие старинные обычаи родильной обрядности исчезли (специальность повивальной бабки, размывание рук, положение ребенка на кожух), хотя по-прежнему принесенному из роддома ребенку родственники и друзья делают подарки «на зубок». В последние годы во многих семьях совершается церковное крещение детей, избираются кум и кума.
Частично сохраняются старинные традиции в похоронных обрядах. Кое-где совершаются ночные бдения при покойнике, чтение псалтири, верующих отпевают в церкви. Стойко бытуют обычаи поминания — после похорон, на девятый, сороковой день, через год —
с сохранением многих ритуальных блюд. Во многих семьях поминания, как и в прошлом, приурочиваются к определенным календарным датам, особенно к Пacxe.
Этнические группы в составе населения современной Украины. По данным переписи 1939 года, на территории Украины проживают представители почти 130 национальностей — русские, евреи, болгары, поляки, венгры, румыны, крымские татары и др.
В Украине проживают значительные группы русских. Существуют обширные зоны смешанного украинско-русского населения (Донбасс). В Западной Украине (Прикарпатье и Закарпатье) живут также потомки древнейшего коренного русского населения Киевской Руси — русины (то есть «сын Руси»). Несмотря на многовековое существование в составе различных государств, оторванность от России и украинизацию, они сохранили русское этническое самосознание, русский язык и православную веру. С XVII в. в Украину переселились многочисленные русские старообрядцы, спасавшиеся здесь от религиозных гонений.
В Крыму и Херсонской области проживает около 270 тыс. крымских татар, сформировавшихся в результате смешения мигрировавших в Крым тюркоязычных кочевников Причерноморья (хазары, половцы, монго-ло-татары) с местными оседлыми жителями горных и прибрежных районов полуострова — таврами, киммерийцами, аланами. Крымские татары считаются самостоятельным этносом со своим крымско-татарским языком, отличным от булгаро(волжско)-татарского.
Цыгане, с XV века кочевавшие по Европе, пришли на территорию Украины в XVII в. Этнокультурное взаимодействие с местным населением привело к формированию на этих территориях различных этнических групп цыган. Среди них кырымытика рома — цыгане Херсонской, Запорожской, Одесской, северных районов Крымской областей Украины и цыгане еэвры, жившие на украиноязычных территориях Российской империи с XVI —XVII вв.
Цыгане традиционно зарабатывали себе на жизнь ремеслом (кузнечество, серебряных дел мастера), тор-
говлей лошадьми, дрессировкой медведей, искусством песен и плясок, профессиональным нищенством и попрошайничеством, гаданием.
У цыган нет единой конфессиональной принадлежности. Традиционные верования обычно тесно переплетены с господствующей на территории расселения религией.
Несмотря на все эти отличия, представители всех этнических групп цыган относят себя к рома (самоназвание) и говорят на цыганском языке (индийская группа индоевропейской языковой семьи).
Цыгане имеют достаточно сложную социальную структуру, делятся на преимущественно отцовские роды, состоящие из нескольких поколенных патриархальных семей, каждый член которой отвечает за репутацию всего рода в целом. В цыганской семье XIX — начала XX в. мужчины пользовались беспрекословной властью, особо почитались и старые женщины. При соблюдении определенных нравственных принципов молодые девушки имели относительную свободу. Замужние женщины вынуждены были соблюдать ряд запретов при общении с окружающими, так как считались «нечистыми» (например, женщина не имела права подходить к тому месту в шатре или палатке, в которых цыгане жили во время кочевания, где находились «чистые» вещи: сбруя, кнут, икона, посуда, самовар, зеркало).
С весны до глубокой осени цыгане из соображений экономической целесообразности и безопасности объединялись в табор, от которого в любой момент могла отделиться любая семья. В нем господствовали коллективный труд, уравнительное распределение, абсолютный авторитет вожака, отстаивающего интересы таборного сообщества.
Специфика кочевого быта сохранилась у перешедших с середины XX в. к оседлости цыган в элементах убранства жилища (напр., пристрастие к большому количеству подушек и перин), хотя в целом быт цыган мало отличался от быта окружающего населения.
Для цыган характерна приверженность к традиционному костюму. Женский костюм состоит из
юбки — несшитого куска присборенной ткани с оборкой внизу и кофты особого покроя — с широкими рукавами и глубоким вырезом, удобным для кормления ребенка грудью; обязательный атрибут наряда замужней женщины — повязанный определенным образом платок и многочисленные украшения. Мужской костюм обычно составляли шаровары, сапоги, пиджак.
До сегодняшнего дня споры, конфликты любой степени сложности в качестве единственной инстанции разбирают не государственные суды, а цыганский сэндо (крис), состоящий из уважаемых пожилых цыган, выбирающих из своего числа главного. Именно его решение считается в цыганской среде приоритетным по отношению к возможному решению государственных судов, и не подвергается обсуждению.
Евреи (йегудим— самоназвание на иврите, йид, айид— самоназвание на идиш), живущие на территории Украины — это потомки восточно-европейских евреев, говоривших на идиш, которые относятся к субэтнической группе ашкеназов (от древнееврейского Ашкиназ — Германия). До середины XX в. сохранялось подразделение евреев на этнографические группы живущих в Украине и в Бессарабии украинских евреев и западно-украинских галыцианер.
Иврит — язык Ветхого Завета — является общееврейским языком и используется как язык литургии, религиозного и светского образования. Отцом современного литературного иврита считается Элиезер Бен-Иегуда (Лазарь Перельман) (1858—1922).
Идиш возник в X —XII вв. в Германии и стал в Средние века и Новое время разговорным языком большей части евреев. Среди евреев Украины был распространен его юго-восточный диалект. Во второй половине XIX в. на идиш писали Менделе Мойхер Сфорим (Ш.Я. Бройде-Абрамович), Шолом Алейхем (Ш. Рабинович), И.Л. Перец.
Сегодня большинство евреев Украины использует в качестве разговорного русский язык, в меньшей степени — украинский.
Характер традиционного жилища и пищи евреев обычно определялся местными традициями, которые
дополнялись собственно еврейскими элементами: роспись и аппликации на восточной стене дома (мизрах), неоштукатуренный участок стены как напоминание о разрушении Иерусалимского храма, пищевые религиозные табу (кашрут, кошерная пища), в соответствии с которыми запрещалось смешивать молочные и мясные продукты («не вари козленка в молоке его матери»), употреблять рыбу, не покрытую чешуей, свинину и т. д.
Типичными элементами традиционного мужского костюма можно считать шерстяные черно-белые или бело-голубые молитвенные шали с кистями, длинные халаты, плащи, длиннополые кафтаны лапсердаки, обязательное покрытие головы специальной шапочкой ермолкой (или кипой) как на улице, так и в помещении. При этом мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы), а замужние женщины голову брили и покрывали париком.
Национальная религия евреев — иудаизм. Знатоком, хранителем, толкователем религиозных и общинных традиций является раввин — служитель синагоги. Синагога выполняет не только духовные, но и светские социальные, культурные функции, о чем говорит само ее название («дом собраний»).
В Западной Украине среди украинских евреев Волыни, Подолии, Галиции в середине XVIII в. зародилось мистическое учение иудаизма — хасидизм, которое проповедует служение Всевышнему в материальном мире, почитание цадиков (праведников). Распространившись среди украинских евреев, хасидизм проник на территорию Белоруссии и Литвы.
Подавляющая часть евреев Царской России жила на территории современной Белоруссии, Польши и Украины, так как эта территории входили в зону так называемой «черты оседлости» (введена в 1791г.). Евреи пользовались в рамках Российской империи «суженными» правами. Указ 1835г. запретил евреям селиться за пределами нескольких западных и южных российских губерний (Польши, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, Курляндии, большей части Украины, Николаева, Ялты, Севастополя, Кавказа и Средней Азии). А закон 1882г. ограничил их расселение городами и
местечками — переходной от сельской к городской форме поселений с преимущественно еврейским населением, обязательными синагогой, ритуальной баней-миквой, еврейским кладбищем. Так еврейство было отрезано от земледелия.
Большинство евреев жило ремеслом, мелкой торговлей, ростовщичеством в особых кварталах городов — гетто. Местная община (кегила) функционировала в рамках самоуправления (кагала).
Ухудшение социально-экономического и политического положения евреев вызвало с середины 1870-х гг. их массовую эмиграцию в Соединенные Штаты и Канаду, Аргентину, Палестину (в последней стали возникать еврейские земледельческие общины). Только в США в XIX — начале XX в. прибыло по разным источникам от 1,4 до 1,7 млн. евреев. В результате, Белоруссия и Украина оказались родиной многих политических и культурных деятелей зарубежных стран. Среди них — первый президент Израиля (еврейского государства в Палестине, созданного в 1948г.) Хаим Вейцман, выросший в местечке Мотоль Брестской области, родившийся в МозеЛе художник Казимир Малевич и др.
В Украине, по материалам последней переписи 1989 года евреев насчитывается 486 тыс. Но, если соотносить фактические данные переписи с еврейской традицией (галаха), согласно которой евреем может считать себя не только еврей по самосознанию, но и каждый рожденный матерью-еврейкой или (и) исповедующий иудаизм, то число евреев на 20 — 25% превысит данные переписи.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология