Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
Народы. Аравийский полуостров населяют в основном арабы. На восточном побережье Средиземного кроме арабов, проживают также евреи (в Изра-
иле), марониты— своеобразные группы арабов-христиан и друзы (в Ливане). Основное население Турции — турки. Вместе с ними проживает ряд других народов, например юрюки, которых считают субэтносом турок (на юге). В центральных и северных областях Турции есть отдельные поселения выходцев с Кавказа и русских-старообрядцев, на западе с давних времен живет много греков. Очень многонационально население Ирана. Наряду с иранцами (персами), говорящими на государственном языке фарси, на севере страны расселено много туркмен и азербайджанцев. Центральные и западные области Ирана населяют оседлые и кочевые курды, другие кочевые племена. На юго-востоке Ирана живут белуджи. Не менее разнообразно население Афганистана. В его южных и центральных областях живет самый крупный народ страны — пуштуны. Очень многонационален север этого государства, населенный разными группами таджиков, узбеков и представителями ряда других народов.
Современное население Передней Азии принадлежит к разным группам большой европеоидной расы и говорит на многочисленных языках, принадлежащих к трем языковым семьям: семитской (арабы, евреи, ассирийцы), тюркской (турки, азербайджанцы, туркмены и другие) и индоевропейской (персы, таджики, пуштуны-афганцы и другие, менее многочисленные пароды).
Земледельцы. Земледелие в подавляющем большинстве областей Передней Азии зависит от систем искусственного орошения, различающихся по способом их устройства в разных местностях. В долинах многоводных и средних по размерам рек сооружаются сложные ирригационные сооружения в виде системы оросительных каналов и плотин. При высоком расположении полей воду приходится на них поднимать искусственно. Для этого с древнейших времен и до наших дней используются водоподъемные механизмы, приводимые в действие животными или — в наше время при помощи моторов. Сегодня воду нередко поднимают насосами с электрическим двигателем. На
небольших речках и ручьях оросительные сооружения проще, но и там нередко применяются водоподъемные колеса.
Оросительные сооружения требуют огромных затрат труда на их строительство и поддержание. Ежегодное очищение каналов от наносов при ручном труде требует очень больших усилий. Зато в условиях жаркого климата и на плодородной почве урожаи бывают очень высокие. Орошаемое земледелие распространено по речным долинам на восточном побережье Средиземного моря, в Сирии, Ираке, Турции, Иране и Афганистане.
В большинстве стран Передней Азии преобладают гористые местности, а в предгорьях текут лишь небольшие ручьи, воды которых хватает только на орошение небольших участков земли. Вот почему еще в старые времена в предгорьях начали строить подземные водосборные галереи (перс, кяризы), откуда вода выводится на равнину. Такой способ орошения особенно распространен в Иране и Афганистане. Строительство кяризов требует большого искусства, так как специалисты-мастера прокладывают галереи без использования современной техники, руководствуясь только опытом, который передается из поколения в поколение.
Земледельцы Передней Азии выращивают зерновые — пшеницу, ячмень, рис, — а также бобовые культуры, масличные растения, хлопчатник, табак. Во многих арабских странах культивируют кофе. Повсеместно собирают урожаи винограда, яблок, груш, персиков и других фруктов, арбузов и дынь. Особенно славятся арбузы из пустынных областей, где их выращивают без искусственного орошения. Эти арбузы отличаются особенной сладостью и достигают огромных размеров и веса — до 25 и более килограммов. На Аравийском полуострове во многих местностях основная земледельческая культура — финиковая пальма.
Для сельскохозяйственных работ во многих местностях Передней Азии применяются самые примитивные орудия, известные еще с древних времен, —деревянный плуг, в прошлом с каменным, а теперь со стальным лемехом, примитивная борона и т. п. В плуги и
бороны впрягают волов, реже — ослов. Небольшие участки земли — под огороды, сады и т. п. — вскапывают лопатами и тяжелыми мотыгами. Столь же древними способами и орудиями собирают урожай, обмолачивают и провеивают зерно. В сельских местностях зерно мелют на водяных мельницах или мельницах, приводимых в действие животными. Во многих деревнях муку до сих пор изготавливают и на ручных мельницах.
Земледельцы содержат скот, но обычно лишь небольшое количество: буйволов, коров, овец, коз, а также ослов и домашнюю птицу. Для большого количества скота вблизи поселений не хватает пастбищ. Скот пасут на ближних к поселениям пастбищах небольших размеров или отгоняют на лето в горы, на альпийские луга. Но пасти животных вдалеке от поселений могут только богатые хозяева: у небогатых крестьян нет достаточного количества вьючных животных, необходимых для перекочевки. Лошадей для верховой езды могут позволить себе держать только зажиточные земледельцы.
Скотоводы. В пустынных, степных и горных областях Передней Азии до настоящего времени распространено кочевое и полукочевое скотоводство. Номадами являются бедуины Центральной Аравии и прилегающих пустынных местностей Сирии и Ирака, часть юрюков Турции, курдов. Много кочевых племен и народов в Иране. Это Ауры, бахтиары, часть курдов, туркмен, белуджей. На юге Афганистана обитают многочисленные номады-пуштуны.
Номады занимаются не только кочевым скотоводством, но и почти все, за исключением бедуинов Центральной Аравии, обрабатывают небольшие участки земли, на которых они выращивают овощи, иногда ячмень. Но небольшое подсобное земледелие не дает помадам достаточного количества растительных продуктов, и они издавна вынуждены покупать их на базарах в оазисах. Средства для этого с давних времен до-obi вались путем продажи того, что дает скотоводческое хозяйство, а также различных изделий: ковров, войлоков, связанных из шерсти вещей. Всего этого, однако,
недостаточно для жизни, и в последние десятилетия все большее число кочевников разоряется и вынуждено переселяться в земледельческие оазисы или города, где они превращаются в работников по найму или пополняют ряды безработных.
Кочевые скотоводы передвигаются в течение года по пастбищам. На равнинах номады обычно на лето перекочевывают на север, а зиму проводят на южных, зимних пастбищах. В горных местностях они проводят зиму в долинах, где сохраняется корм для скота, меньше ветра и легче найти топливо, а начиная с весны поднимаются с животными в горы, на альпийские луга, где проводят лето и начало осени. Затем цикл повторяется снова. Расстояния, на которые кочуют номады, очень различны и зависят от природных условий. Так, бедуйны - верблюдоводы Центральной Аравии проходят за год до 2 — 2,5 тыс. км. А вот овцеводы (шавия) в Сирии и Ираке в своих кочевках не удаляются слишком далеко от оазисов. Летом бедуины также пригоняют верблюдов к границам оазисов, где достаточно воды для людей и животных, а на всю зиму уходят в глубь пустыни. Бедуины разводят одногорбых верблюдов-дромедаров. На немалые расстояния кочуют и пуштуны южного Афганистана. Значительно короче кочевки номадов Турции и Ирана. Так, некоторые группы туркмен кочуют вокруг колодцев, не удаляясь от них на большое расстояние и передвигаясь за год всего на несколько десятков километров. Не слишком длительны и перекочевки скотоводов горных местностей.
Влияние промышленности на быт. Индустриальное производство в странах Передней Азии начало развиваться только в XX в. Открытие и разработка богатейших месторождений нефти привлекло интенсивное вложение местного и особенно иностранного капитала, способствовало развитию нефтедобычи, нефтепереработки и сопряженных отраслей промышленности в большинстве арабских государств, а также в Иране. Развиваются легкая промышленность (в том числе текстильная, кожевенная, строительных матери-
алов). Концентрация рабочих, инженеров, другого персонала на производствах постепенно меняет производственный и общественный быт значительных слоев населения. Влияние архаических традиций заметно ослабевает (в первую очередь в Турции). Меняются типы жилищ, одежды, ритм жизни.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология