logo
Этнология_Под ред

9. Религиозная жизнь

Верующие. Несмотря на многообразие бытующих в Москве конфессий (вероисповеданий), она является ведущим центром Русской православной церкви. Традиционно Москву отличала очень высокая концентрация церквей, монастырей и всего, что связано с православным культом и бытом. В старой Москве охотно подавали милостыню юродивым, в некоторые периоды истории город буквально наводняли толпы странников, божьих людей (нищенствующих богомольцев, путешествовавших по монастырям и иным местам религиозного паломничества).

По данным более чем пятнадцатилетней давности (1987г.), около 20% москвичей назвали себя в той или иной мере верующими, до 70% — неверующими, при-нлп штелыю 9% — активными атеистами. Хотя с тех пор соотношение верующих и неверующих заметно изме-пилось в пользу первых, едва ли все москвичи стали верующими.

По состоянию на 1996г., в Москве были зарегистрированы свыше семисот различных религиозных организаций, более трехсот из которых принадлежали Московскому патриархату, а остальные относились к другим вероисповеданиям. В Москве имеются не только православные храмы, но также мусульманские мечети (по некоторым оценкам, в столице постоянно проживают до 220 тыс. мусульман), иудаистские синагоги, старообрядческие молельные дома.

Секты. В наше время неустойчивость экономической и социальной жизни подчас провоцирует психически неуравновешенных людей вступать в нетрадиционные религиозные общины, среди которых встречаются изуверские и полностью подавляющие волю человека.