Хозяйство
Земледелие. Кавказ вообще и Северный Кавказ — в особенности имеет большое значение как родина многих зерновых, огородных и плодовых культур.
Возникновение земледелия здесь относится к глубокой древности. Идо сих пор в сочетании со скотоводством оно остается основным занятием большей части сельского населения. Продукты земледелия и скотоводства составляют основу питания горцев. Даже
высоко в горах, где практически нет пригодной для земледелия земли, используется каждый ее клочок, часто созданный искусственно.
Народное предание с горьким юмором повествует о том, как горец сбросил на землю бурку (валяная шерстяная накидка) и не увидел своего «поля», так как все оно оказалось накрыто буркой. Эти крохотные участки земли среди скал Дагестана особенно хорошо видны при спуске с высокогорья. Кажется, что горы покрыты лоскутным одеялом. Иначе выглядят предгорья, долинные и равнинные районы. Здесь значительно теплее. Помимо зерновых культур и огородных растений, тут выращивают виноград, бахчевые культуры, айвовые и абрикосовые деревья и др.
Животноводство. Земледелие без скотоводства существует крайне редко. Чтобы вспахать землю, в прошлом в качестве тягловой силы использовали волов, буйволов. Лошадь на Северном Кавказе обычно служила для верховой езды или как вьючное животное. Коровы и овцы обеспечивали людей молочными продуктами. Осетины-христиане разводят также свиней. Разведение различных видов домашней птицы — кур, гусей, индеек, уток — также устойчивая часть сельского хозяйства народов Северного Кавказа. Подсобные отрасли хозяйства дополняли эти занятия. Среди них охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство.
Ремесло. Важную роль в хозяйственной деятельности играли ремесла: ткачество, сукноделие, гончарство, ковроткачество, ювелирное мастерство, обработка металла, камня, дерева, рога. Иногда ремесло становилось основным источником дохода. Не только на Кавказе, но и во всем мире известны изделия злато- и сереброкузнецов из высокогорного дагестанского селения Кубачи. Уже в IX в. арабские географы называли кубачинцев персидским словом «зирехгерен» (коль-чужники). Основными занятиями всех мужчин этого селения были металлообработка и оружейное дело. Холодное оружие, кольчуги, панцири кубачинцев на-
ходили покупателей на Кавказе, в Турции, Иране, а с конца XIX в. — в России и Западной Европе. В XX в. — вплоть до настоящего времени — в Кубачах изготавливаются ювелирные изделия и высокохудожественные предметы домашней утвари (традиционные женские браслеты, кубки из рога, кумганы, рюмки, обрамленные металлом с чеканкой и т. п.).
В советские годы бурными темпами на Северном Кавказе развивалась промышленность. Это способствовало оттоку сельского населения в города. Число городов и рабочих поселков городского типа быстро росло. Они стали центрами подготовки кадров национальных специалистов во многих отраслях промышленности. Особенно бурным этот рост был в 50 — 60-е гг. XX в. Это превратило многие республики из аграрных в индустриальные.
Хозяйство и верования, календарная обрядность. Хозяйственные занятия — основа жизни. Земля, вода для полива, климатические и иные природные условия – все становилось предметом особого наблюдения и почитания у народов Северного Кавказа. Землю рассматривали как священный объект. Ее нельзя было бить палкой, плевать на нее со злостью, без нужды втыкать в нее острые предметы. А изречение «пусть на кажет земля» стало одной из форм клятвы. Тяжек был труд горцев, получение главного продукта питания — хлеба – было сопряжено с многочисленными заботами. Хлеб наделяли магическими свойствами, он имел силу оберега — средства против сглаза (его клали под голову спящему ребенку) и т.п. Даргинцы (один из пародов Дагестана) для торжеств и праздников пекли
хлебную куклу и делили ее между собой. Хлеб рассматривался как священный источник жизни; считалось, что его нельзя резать ножом (можно только ломать), нельзя есть сразу после извлечения из печи, перепрыгивать через него и т. п.
Для районов, где земледелие зависело от дождя и водных источников, характерно особое почитание воды и водной стихии. Обряды, связанные с преодолением засухи, очень сходны у всех народов Кавказа, как, впрочем, и у земледельцев всего мира. В магических обрядах, связанных с вызыванием дождя, использовались змея, лягушка, а также скот, который выводили на поля. На общественные деньги покупали жертвенное животное, которое после разнообразных магических действий убивали, а мясо делили на всех. Ходили по селению с куклой-чучелом, изображавшей божество.
Такая важнейшая отрасль хозяйства, как скотоводство, служила показателем обеспеченности, состоятельности, богатства. Поэтому сохранению и приумножению поголовья скота придавали первостепенное значение. С этим тоже сопряжены религиозные представления и обряды. Черепа лошадей прикрепляли к краям загонов для скота в качестве оберегов. Различные приемы использовали для «борьбы» с болезнями животных: прогон скота между кострами, обход с ним вокруг плодородного поля. Наиболее архаичный обычай такого рода соблюдался ахвахцами (жителями горного Дагестана) — опахивание селения плугом; в него впрягались двенадцать женщин, которые во время своего магического действия отгоняли демонов болезни криками и проклятьями.
Весь хозяйственный год кавказцы делили на циклы (периоды), связанные с тем или иным видом деятельности. Каждый из периодов сопровождался определенными обрядами и магическими действиями. Особенно много их приходится на день весеннего равноденствия — 22 марта. То был праздник, призванный «помочь» весне вступить в свои права и заложить основу для урожая. В Дагестане он был особенно популярен среди аварцев и лакцев и сохраняется в наши дни. К празднику полагается готовить ритуальные блю-
да, обязательными составляющими которых являются семь продуктов, считающихся главными в пищевом рационе: кукуруза, фасоль, пшеница, черный горох, припасенные еще с осени высушенные челюсти и ножки животных, молоко, соль. Готовят хинкал (блюдо из вареного мяса и галушек), ритуальные хлебцы в виде фигурок лошади, быка, петуха и т. п. В прошлом в самый день равноденствия участники обрядов жгли костры — в селениях, на плоских крышах домов, на возвышенностях, считавшихся священными; скатывали с гор горящие поленья, чучела, символически изгоняя таким образом зиму; перепрыгивали через костры — (читалось, что это избавляет от застарелых недугов.
Важнейшим из обрядов, связанных с весенними полевыми работами, считался обряд проведения первой борозды. В этот день земледельцы украшали животных: аварцы, например, насаживали быкам на рога ритуальные хлебцы, даргинцы— вешали им на рога оа ранки, лакцы — обмазывали рога жиром и кашей и привязывали к ним разные амулеты. Сам пахарь работал в шубе наизнанку и в папахе из овчины с длинной, вьющейся шерстью (от «сглаза»). После этого 40 дней — до появления всходов— он не должен был ориться и стричься.
Многие из этих обрядов и магических действий остались в далеком прошлом и даже забыты, однако сегодня у представителей разных народов Северного Кавказа наблюдается огромный интерес к познанию и ооповлению своего прошлого.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология