logo
Этнология_Под ред

2. Этническая история

Происхождение древних насельников Средней Азии. Установлено, что эта часть азиатского материка была одним из центров, где проходило становление мировой цивилизации. С неолитического времени население Средней Азии занималось земледелием и скотоводством. В эпоху бронзы складываются поселения городского типа. В степной части страны широко распространилось подвижное скотоводство, а в оазисах земледелие занимало ведущее положение.

Скорее всего, в глубокой древности сюда приходили группы людей из разных мест, вероятно, из Восточной Европы и из Месопотамии. Большую роль в формировании населения и в истории культуры Средней Азии сыграли народы, говорившие на языках индоевропейской семьи, появившиеся здесь в конце II тыс. до н. э. Это было началом эпохи скифских народов в Евразии. Скифы оставили после себя культурное наследие, на основе которого выросли цивилизации народов Средней Азии. Например, народ хорасмии создал в дельтах Амударьи и Сырдарьи государство — Древний Хорезм. Большие пространства — от современного Ташкента на востоке до Бухары на западе — освоили родственные хорезмийцам согдийцы. В этногенезе народов региона приняли участие также дахи и эфталиты, создавшие здесь свое государство.

С первой половины I тысячелетия до н. э. земледельческие районы страны входили в державу Ахеменидов и появились первые письменные свидетельства о народах, живших в северных сатрапиях Ирана и в пограничных с ними районах.

Во второй половине I тысячелетия до н. э. южные районы были завоеваны греко-македонскими войсками и включены в державу Александра Македонского. Александром Великим был основан один из древней-

ших в регионе городов — Александрия Крайняя — внешний Ходжент (на севере Таджикистана). Греческое завоевание оказало заметное влияние на культуру народов части Средней Азии. После распада державы Александра Македонского здесь образовалось несколько государств, жителей которых античные источники вывали парфянами, бактрийцами и т. д.

На рубеже нашей эры большая часть страны была ооевана народом юэджи, пришедшим из пограничных со Средней Азией восточных областей. Юэджи создали мощное Кушанское государство, население яторого было преимущественно ираноязычным, а в антропологическом отношении — европеоидным.

Тюрки. Существенные изменения произошли в вредней Азии в начале V в. н. э. В это время на территорию Средней Азии с северных и северо-восточных рениц страны стали проникать тюркоязычныс народы. Поразительно схожа легенда о происхождении хирок с легендой о происхождении основателей 'та — Ромула и Рэма. По преданию, прародителей тюрок, близнецов-братьев Шина и Ашина выкормила волчица на берегу озера Байкал. Этот сюжет нашел свое художественное отражение в росписи дворца одного из првителей средневекового государства Уструшаны, располагавшегося на севере Таджикистана (X в.).

Тюрки создали громадное государство — Тюркский каганат, простиравшийся от Каспийского моря на западе ю Корейского полуострова на востоке. Продвинувшись в Среднюю Азию, тюрки в первую очередь тюркизировали ираноязычное кочевое население степной части региона, навязали свой язык согдийцам, сакам и дгуим народам этой страны. Тюркизированные кочевники оседая в оазисах, приносили туда с собой и тюркскую речь, но в оазисах больше сохранялись и прежние иранские языки — преимущественно согдийский.

Арабы. Начало следующему периоду в этнической оории Средней Азии (начиная с VIII в.) положило арабское завоевание, последствия которого применительно к этой истории еще недостаточно исследованы.

Арабские завоеватели принесли с собой новую религию — ислам, воспринятый подавляющим большинством народов края. Не исключено, что вместе с арабами сюда пришла и большая группа ираноязычных скотоводов. Время после арабского завоевания примечательно тем, что на рубеже I и II тысячелетий н. э. происходит еще большее сближение двух больших хозяйственно-культурных областей, представляющих органическое единство — кочевнических степей и оседло-земледельческих оазисов. Языкового барьера между этими двумя группами населения не существовало. Жители оазисов и степной зоны говорили как на тюркских, так и на иранских языках. Исключение составлял лишь язык дари, на котором говорили только в оазисах и преимущественно жители городов.

Караханиды, сельджуки, монголы. Спустя некоторое время после арабского завоевания на территории Средней Азии возникают крупные государства: создаются государство Саманидов, держава пришельцев с востока —тюрок-караханидов, усиливается Хорезм и т. д. В стране развиваются наука, искусство, стабилизируется хозяйство.

Этническая принадлежность населения страны на рубеже I и II тыс. н. э. не вполне ясна, в особенности из-за большой пестроты народов и племен. В оазисах на равнине, а также в горных местностях большинство населения продолжало говорить на древних восточно-иранских языках (наиболее распространенным был согдийский) и на фарси (язык персов). Однако заметно увеличилась численность и тюркоязычного населения. А вот в степной части страны на тюркский язык перешло, по всей вероятности, большинство населения. С востока в Среднюю Азию продолжали проникать группы степняков (монголоидные по антропологическому типу). В X в. из степей Средней Азии на запад, по южному берегу Каспийского моря двинулась большая масса кочевников-скотоводов. Средневековые авторы называют их турками-сельджуками. Сельджуки завоевали Иран, Закавказье и восточную часть современной Турции. Завоевание сопровождалось тюркизаци-ей местного населения.

В XIII в. Средняя Азия подверглась опустошительному завоеванию ордами Чингисхана. Особенно пострадали оазисы. Конница завоевателей превратила цветущие оазисы в безлюдные пастбища. Захватчики разрушали города, а их жителей убивали. Население убегало в труднодоступные горы. Уничтожались библиотеки, медресе (мусульманские учебные заведения). Пустыни поглотили сады и поля. Вся Средняя Азия была разорена и отброшена в своем развитии на много веков назад. Население степей пострадало меньше. Сталкиваясь в своих завоевательных походах с населением степей, монголы вовлекали воинов-степняков в свои ряды.

Существует мнение, что вместе с завоевателями в страну стал проникать и монголоидный антропологический тип. Монголоидные черты больше присущи каракалпакам, казахам, особенно киргизам и преобладают у небольших групп узбеков.

После распада Монгольской империи проникновение тюркских языков в оазисы продолжалось и к XVII в. тюркские языки преобладали во всех районах, исключая Таджикистан и некоторые большие города, где население говорило преимущественно на таджикском языке. Образовалось несколько государств, из которых самым сильным стало государство Тимура (1336—1405). Это была эпоха формирования культурного облика крупных современных народов Средней Азии и их антропологических типов. В восточной части страны больше заметна монголоидность населения, которая ослабевает к западу и югу. Наиболее европеоидное население — это таджики, живущие в горах, и немногочисленные горные народы, говорящие на древних восточноиранских языках. В послемонгольский период сформировалась и часть современных местных народов — таджиков, узбеков, туркменов, каракалпаков, казахов, киргизов и уйгуров.

Таджики. Формирование таджикского народа проходило на основе древнего оседло-земледельческого населения оазисов среднеазиатского междуречья — согдийцев, бактрийцев, ферганцев. В наши дни выде-

ляются две большие группы таджиков — жители городов и равнинных оазисов и жители гор. У таджиков можно наблюдать несколько этнографических групп, различающихся по уровню хозяйственного и культурного развития. Главной проблемой современного Таджикистана является земельный голод, т. к. очень заметно изменилась демографическая ситуация. За последние сто с небольшим лет население Таджикистана увеличилось почти в 11 раз.

Узбеки. В формировании узбекского народа принимали участие два главных компонента — древнее оседло-земледельческое ирано- и тюркоязычное население оазисов современного Узбекистана и скотоводческое тюркоязычное население степной части Средней Азии. Особенностью формирования узбекского народа является то обстоятельство, что оно проходило одновременно и в значительной мере на одной и той же территории, в одних и тех же оазисах, что и формирование таджиков. В оазисах Средней Азии этноним узбек окончательно утвердился после завоевания восточных областей страны кочевниками под предводительством Шибани-хана.

Оседлые узбеки и таджики, имея в своей основе древнеземледельческое население Средней Азии, в целом очень схожи между собой по культуре. Существующие культурные различия между различными группами нередко обусловливаются не национальными, а территориальными факторами. Порой между таджиками и узбеками больше культурного сходства (скажем, в Ферганской долине), нежели между региональными группами узбеков (например, Хорезма и юга Узбекистана). Более того, в XX в. известны случаи, когда узбекские кишлаки переходили на таджикский язык, и наоборот, жители таджикских поселений — на узбекский. Основное же население оазисов Узбекистана, независимо от этнической принадлежности своих предков, с 20-х гг. XX в. называют узбеками.

Туркмены. Немногим отличалось протекание этнических процессов в западных районах Средней Азии,

которое привело к формированию туркменского народа. Кочевое скотоводческое население степей Прикас-пия и оседло-земледельческой предгорной полосы Копетдага меньше, чем их восточные соседи, испытало на себе влияние тюркоязычных кочевников. В значительно меньшей степени население современной Туркмении подверглось и монголоизации. И тюркский язык, и монголоидный антропологический тип проникли на территорию Туркмении опосредованно, через тюрки-зированных по языку и монголизированных по антропологическому облику в прошлом ираноязычных и европеоидных подвижных скотоводов.

Казахи. Столь же насыщена различными событиями этническая история казахов, в формировании которых принимали участие другие группы и части тех же народов и племена, что и в этногенезе других этносов Средней Азии. Формирование казахов проходило на огромных степных пространствах между северной частью Каспийского моря и Китайским Туркестаном. Население этой зоны, в силу географии расселения, первым встречало пришельцев из восточных районов, несших с собой сначала тюркскую речь, а позднее и монголоидный антропологический тип, что обусловило и большую монголоидность казахов по сравнению, например, с туркменами.

Киргизы. Несколько менее известна и разработана учеными этническая история киргизов. Отчетливо выраженный монголоидный антропологический тип среди народов Средней Азии распространен только у них. Чем обусловлены различия в антропологических типах между киргизами и казахами, — сказать трудно, особенно учитывая, что материальная культура, как и хозяйственная деятельность, этих двух народов имеет много общего. Скорее всего, киргизов надо рассматривать как часть большого кочевого массива, сложившегося на рубеже II тысячелетия н. э. в этой части Азии. На территории Кыргызстана к этому времени уже тюркизированные племена в большой мере испытали на себе влияние монголоязычных групп, которые ко-

чевали в южных районах Казахстана и дольше сохраняли свою обособленность. Вплоть до XVI века эти районы назывались Мо-голистаном. На территории Киргизии не было таких крупных оазисов, которые смогли бы сыграть роль объединительных экономических центров.

Каракалпаки. Формирование каракалпаков, живущих сегодня к югу от Аральского моря, в дельте Амударьи, происходило в послемонгольское время на основе части тех же скотоводческих племен, из которых складывались казахский, узбекский и туркменский народы. К XVI в. сформировалось довольно устойчивое объединение кочевников, тяготевших к оазисам низовьев Сырдарьи. К XVIII в. мы уже можем говорить о каракалпаках как о вполне сформировавшемся этносе.

Уйгуры. К аборигенным (местным) группам относятся и уйгуры, живущие на границе Казахстана и Средней Азии. Это народ с древней письменной культурой. Уйгуры говорят на тюркском языке. Основу их хозяйства составляет высокоэффективное поливное земледелие. Этноним «уйгур» применительно к оседло-земледельческому тюркоязычному населению семи-реченских оазисов и сопредельных районов Китая стал употребляться только после установления здесь советской власти. До этого времени его (население) называли по месту жительства — кашгарцы, джаркендцы или таранчи.

Другие этнические группы. Значительные изменения претерпел этнический состав Средней Азии после присоединения края к России и особенно за годы советской власти. На территории Средней Азии кроме

вышеперечисленных народов к 1990г. жили русские, украинцы, белорусы, татары, корейцы, дунгане, немцы и меньшие по численности группы других народов. В Казахстане, например, до недавнего времени половину населения республики составляли не казахи, а переселенцы. В XX в. в Средней Азии изменилась и общая языковая ситуация. Наряду с развитием национальных языков широкое распространение получил русский язык как средство межнационального общения. Особенно заметен вклад переселенцев в развитие современного индустриального производства на территории среднеазиатских государств. В наши дни численность этих народов в связи с развалом СССР и резким изменением этнополитической ситуации очень сильно сократилась.