Страны и население
Территории, вынесенные в начало главы (их иначе именуют странами Латинской Америки и Вест-Индии), с точки зрения физической географии, не представляют собой единства: это и материк Южная Америка, и Центральная Америка — узкий «мост» между континентами Северной и Южной Америки, и Вест-Индия' — многочисленные острова Карибского моря и Мексиканского залива, и, наконец, южная оконечность материка Северной Америки. Но их многое сближает, а именно: общность истории, сходство современного политического и экономического положения здешних государств и родство наиболее распространенных языков населяющих их народов. С последним, языковым, фактором связано происхождение названия «Латинская Америка»: большинство народов, населяющих рассматриваемый регион, в настоящее время говорит на местных диалектах испанского, португальского и французского — языков романской группы индоевропейской семьи, восходящих в своей основе к латыни. Это название нередко употребляют по отношению ко всему региону. Однако в ряде стран — в основном небольших государствах и территориях Вест-Индии — наиболее распространенными являются иные языки — английский, голландский; по этой и ряду других причин эти страны иногда противопоставляют Латинской Америке как «Карибские страны» или «страны Кариб-
1Вест-Индией исторически называют островные территории, расположенные между территориальными массивами Северной и Южной Америк и в Карибском море и Мексиканском заливе. Это были первые земли Нового ЧЕ Р Света, открытые Христофором Колумбом и его современниками и ошибочен 0 но принятые ими за часть Азии, а конкретно Индии (отсюда — « Индия»).
ского бассейна». Но такое противопоставление не вполне удачно: с одной стороны, наиболее крупные из «Карибских» стран (Куба, Доминиканская Республика, Гаити и др.) принадлежат к странам распространения романских языков, т. е. Латинской Америке; с другой стороны, страны, население которых говорит на «нероманских» языках, «Карибским бассейном» не исчерпываются: к числу таких стран относятся, например, Гайана в Южной Америке или Белиз в Америке Центральной. Строго говоря, территории Латинской Америки (в узком смысле) и Стран Карибского бассейна частично совпадают. Поэтому названия «Латинская Америка» и «страны Латинской Америки и Карибского бассейна» лучше рассматривать как синонимы.
Латинская Америка занимает обширные пространства суши — около 20,5 млн. кв. км — в Западном полушарии. На западе ее с севера на юг протянулась начинающаяся в Северной Америке самая протяженная в мире горная система — Кордильеры (Анды); значительную часть экваториальной области занимает величайшая на Земле Амазонская низменность. Для климатических условий региона при чрезвычайном их разнообразии (от различных типов постоянно жаркого и влажного в целом экваториального климата на севере материка Южной Америки, до весьма прохладного и сурового на Огненной Земле) характерно преобладание жарких типов климата. Крупнейшие реки — Рио-Гранде, служащая границей между США и Мексикой, Ориноко, Амазонка, Парана имеют большое значение как водные пути и источник получения дешевой энергии. Большие площади заняты травянистыми равнинами Пампы, превращенной в настоящее время в сельскохозяйственные угодья. На Севере Южной Америки, в бассейне Амазонки и других крупных рек располагается крупнейший в мире массив влажных вечнозеленых экваториальных лесов — сельвы — «легкие планеты», играющие огромную роль в поддержании кислородного баланса атмосферы Земли. Недра континента очень богаты многими видами полезны ископаемых. Почвы, как и прочие элементы природной среды, весьма разнообразны и нередко плодородны.
Страны и народы. Население этой части Нового Света формировалось сложным путем. Она не входила
в область первоначального антропогенеза, а, по всей видимости, была заселена из Восточной Азии не ранее эпохи позднего палеолита: об этом свидетельствует, в частности, антропологический облик индейцев, в расовом отношении принадлежащих к американскому варианту большой монголоидной расы. Постепенно переселенцы освоили всю сушу Америки, приспособились к ее разнообразным природным условиям.
На территории Латинской Америки расположено 32 государства. Среди них: Аргентина (население 33,8 млн. человек), Боливия (7,1 млн.), Бразилия (151 млн.), Венесуэла (20,6 млн.), Гаити (6,9 млн.), Гватемала (9,7 млн.), Гондурас (5,1 млн.), Доминиканская Республика (7,6 млн.), Колумбия (33,9 млн.), Коста-Рика (3,2 млн.), Куба (10,9 млн.), Мексика (89,9 млн.), Никарагуа (4,3 млн.), Панама (2,5 млн.), Парагвай (4,6 млн.), Перу (22,9 млн.) Сальвадор (5,0 млн.), Уругвай (3,1 млн.), Чили (13,2 млн.), Эквадор (11,0 млн.), Ямайка (2,4 млн.), а также ряд совсем небольших островных и материковых стран и территорий. Всего здесь проживает около 450 млн. человек.
Как уже говорилось, в большинстве стран основная масса населения в настоящее время говорит на романских языках: испанском (Мексика, Куба, Доминиканская Республика, большинство государств Центральной и Южной Америки), португальском (Бразилия), французском (Гаити, владения Франции в Южной Америке и на Малых Антильских островах). В ряде стран преимущественное распространение получил английский язык (Гайана, Белиз, Ямайка и другие, в основном небольшие островные государства и территории в Вест-Индии), в других — голландский (Суринам, Нидерландские Антильские острова). Есть страны «двуязычные», где население примерно в одинаковой степени пользуется двумя
европейскими или европейским и местным языками. К числу таких стран относится Пуэрто-Рико, где наряду с испанским широко распространен английский язык. Наконец, немалая часть населения региона продолжает пользоваться местными индейскими языками.
На рубеже XV—XVI вв. н. э., времени открытия Нового Света Христофором Колумбом и начала его завоевания (исп. — конкиста) и колонизации Испанией, Португалией, а позднее — и другими европейскими державами, большинство индейских народов оставалось на разных ступенях первобытно-общинного строя. Индейцы занимались присваивающими видами хозяйства — охотой, собирательством, — а также примитивным земледелием, представлявшим собой важный шаг к хозяйству производящему. Лишь немногие общества достигли более высокого уровня, а свои государственные цивилизации создали только майя, ацтеки, инки и муиски.
В дебрях амазонской сельвы ученые до сих пор время от времени встречают небольшие племена, живущие охотой и собирательством.
Конкистадоры и колонизаторы. X. Колумб и его последователи не были первооткрывателями Америки. Задолго до них в Америке побывали скандинавские викинги (иначе норманны, шли варяги), а также, возможно, китайские и арабские мореходы и купцы. Но именно X. Колумб в подлинном смысле слова открыл Латинскую Америку— да и весь Новый Свет— для Европы и остального мира, положив начало постоянным связям между ними. Завоевание вновь открытых земель европейцами осуществлялось, однако, столь жестокими методами, что привело к резкому сокращению индейского населения. Современник событий, выдающийся испанский гуманист Бартоломе де Лас Касас (он был монахом и миссионером, проповедовал христианство среди индейцев) сообщает о систематическом истреблении индейцев, травле их специально натасканными собаками, обращении индейцев в рабство, а позднее - фактическом превращении их в крепостных крестьян. Среди конкистадоров, деятелей церкви, правителей Испании и ее колоний вполне серьезно обсуж-
дался вопрос о том, являются ли индейцы людьми. Лишь в 1537 г. папа Павел III официально признал их настоящими людьми, а не «бездушными тварями».
В 1492 г. испанский порт Кадис покинули три каравеллы — «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» под командованием адмирала дона Кристобаля Колона (так звучит имя Христофора Колумба по-испански). Их экипаж по своей этнической принадлежности состоял в основном из испанцев, хотя среди моряков были и баски, галисийцы, итальянцы и другие. Через десять недель плавания флотилия достигла Нового Света. За путешествиями X. Колумба последовали новые экспедиции испанских, португальских (например, Педру Кабрала) и других конкистадоров.
В захватах индейских земель и угнетении индейцев успешно соперничали светские и церковные власти. Особенно усердствовали иезуиты — члены наиболее агрессивного ордена католической церкви, ставившего своей задачей поддержку и защиту католицизма. В одной из стран Латинской Америки — Парагвае — иезуиты создали свое теократическое (чисто церковное) государство, в котором практиковались особенно изощренные методы эксплуатации индейцев. Все это вызывало столь широкое возмущение, что в 1767г. испанский король Карлос III издал декрет об изгнании иезуитов из всех подвластных Испании территорий, включая ее колонии.
Несмотря на жестокое обращение с ними, в Латинской Америке индейские племена и народности уцелели в гораздо большей степени, чем в Северной. Это объясняется тем, что многие эти племена и народности (особенно из числа прежде принадлежавших к наиболее развитым обществам) знали мотыжное земледелие и тем самым представляли интерес как рабочая сила для поработивших их испанских и португальских феодалов. И чтобы не лишиться этой рабочей силы нарождавшиеся латифундисты (владельцы латифундий — огромных поместий с жившими в них индейцами) старались использовать труд коренного населения, не допуская его полного истребления.
Тем не менее в ряде областей — например, на островах Вест-Индии — в ходе конкисты индейское
население почти полностью вымерло. К тому же, по мнению завоевателей, индейцы были малопригодны для особенно тяжелых работ — таких, как труд на рудниках или плантациях тропических культур. Поэтому европейская колонизация многих территорий Нового Света — более всего с жарким климатом и малочисленным индейским населением — сопровождалась ввозом туда рабов-африканцев. Это было особенно характерно для районов, где получило развитие плантационное выращивание тропических культур — скажем, сахарного тростника, перерабатывавшегося на месте в сахар и ром на небольших примитивных заводах-инхениос (множ. число от инхенио).
Так постепенно сложились три расовых компонента (составные части), на основе которых позднее сформировались современные крупные народы-этносы Латинской Америки.
Испанских и португальских колонизаторов в Америке более всего привлекала надежда захватить большое количество золота. Она казалась тем более осуществимой, что индейцам был знаком этот металл: они пользовались им для изготовления украшений. Ходили легенды, как будто подтверждавшие такие ожидания. В давние времена, — сообщала одна из них, — вождь великого индейского племени чибча (в современной Колумбии) регулярно совершал ритуальное погружение в воды озера Гуатавита, что в 50км от современной Боготы, предварительно покрыв свое тело золотым порошком. Присутствовавшие при обряде индейцы иск- кали в озеро золотые украшения, драгоценные камни. Благодаря испанцам обряд получил известность как эльдорадо (от исп. слов эль омбре дорадо — «позолоченный человек»). Видимо, на основании подобных обрядов у испанцев возникла вера в существование страны эльдорадо, где каждого конкистадора ожидало сказочное обогащение — стоило лишь до нее добраться.
Эльдорадо, конечно же, найти не удалось, но добыча золота, серебра и драгоценных камней постепенно наладилась и стала приносить королевской казне Испании и Португалии очень большие доходы. Но основное богатство стали давать плантационное сельское хозяйство
(выращивание сахарного тростника, табака, кофе и других растений), расширение скотоводства и постепенный рост перерабатывающей, лесной и горнодобывающей промышленности. Все это основывалось на использовании дешевого труда индейцев и африканских рабов.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология