4. Материальная культура
В течение веков народы Северного Кавказа выработали сбалансированную систему жизнеобеспечения. Существенную часть ее составляет традиционная бытовая культура (поселения, жилища, одежда, пища, утварь, средства передвижения и т. п.).
Поселения. Своеобразны и колоритны селения, расположенные в высокогорье. Из-за особенностей рельефа они до сих пор отличаются скученной плани-
ровкой, разитой по вертикали, что делает их похожими на улей: крыша нижнего дома становится двором верхнего. «Деревни издали похожи на орлиные гнезда, — писал очевидец в XIX в., — неудивительно, что 20 дворов помещаются иногда на участке в 100 квадратных саженей, но жителю долины нельзя не подивиться тому, что такой участок... на котором взгромождаются дома из каменных плит почти без цемента, занимает часто обрывистую вершину высокой скалы, откуда нервному человеку даже страшно взглянуть вниз».
Рост численности населения, малоземелье вынуждали горцев спускаться на жительство в долины рек, в предгорья. Отдельные семьи основывали однодворные, далеко отстоящие друг от друга селения. Но, постепенно разрастаясь, семьи делились, а женатые сыновья строили рядом свои дома. Селения вытягивались вдоль долин, превращаясь в один аул, но с кварталами, заселенными родственниками. В современных сельских селениях родственники также при малейшей возможности стараются селиться рядом. В прошлом планировка селений была хаотичной, однако уже со второй половины XIX в. она постепенно заменяется улично-квартальной.
Города. Древнейший город на Северном Кавказе — Дербент (с V в. н. э.). Другие города здесь появились позднее, главным образом в XVIII и XIX вв. Возникшие в 1780-х гг. Моздок, Ставрополь и Кизляр сразу же стали играть значительную роль в экономическом развитии региона. В первой половине XIX в. были основаны Петровск-Порт (ныне Махачкала), Екатеринодар (ныне Краснодар), Владикавказ, Грозный и ряд других. К концу XIX в. они стали центрами городской жизни и проводниками европеизированных культурно-бытовых стандартов в горскую среду.
Население в севсрокавказских городах поначалу состояло по преимуществу из русских. В период с 1920 по 1980г. в его составе постоянно увеличивалась прослойка представителей местных национальностей. Именно города стали университетскими и научными
центрами, здесь возникли национальные театры, издательства, библиотеки и другие виды профессиональной культуры.
Жилища. Современные жилища народов Северного Кавказа очень похожи — по конструкции, строительному материалу, планировке, внутреннему облику п убранству. В прошлом различия были существенными. В безлесном горном Дагестане дома чаще строили из камня, а в Карачае — из бревен. В равнинных местностях основным строительным материалом был саманный кирпич (сформованная и высушенная на солнце смесь глины с соломой). Встречались также постройки со стенами из обмазанного глиной плетня, каркасные жилища и др.
Чечню, Ингушетию, Осетию и отчасти Балкарию иногда называли страной башен. Во многих горных селениях до сих пор среди полуразвалившихся древних домов возвышаются стройные боевые башни, придающие этим селениям неповторимый архитектурный облик, напоминающий о седой старине. Датируются эти башни XVI—XVIII вв. В минуту опасности в них укрывались целые семейные объединения, состоявшие из нескольких семей. По обычаю, строительство башни полагалось завершить в течение года: в противном
случае ее так и оставляли недостроенной (такие башни сохранились до сих пор). Их возведение требовало большого количества камней. Это породило поговорку: «Из одной башни можно построить целый аул, а из аула нельзя выстроить и одной башни». Строительство башен носило и престижный характер. При сватовстве, например, справлялись, есть ли у семьи невесты башня. Значимым подарком считался камень для строительства башни.
Важный элемент традиционного кавказского дома — очаг, служивший для обогрева жилища и приготовления пищи. Очаг отождествляли с жилищем и семьей. У карачаевцев установка приочажного камня по своему значению приравнивалась к укладке первого венца сруба дома и сопровождалась особым ритуалом с высказыванием благопожеланий. При разделе семьи разделившихся так и называли: «разделившие огонь». Как к священным предметам относились также к надочажной цепи, котлу и даже — к углю и золе. Они были семейными святынями. Надочажная цепь символизировала единение семьи. Кровник (объект кровной мести), успевший, войдя в дом врага, дотронуться до надочажной цепи, прекращал этим кровную месть. У осетин был обычай: если умирал бездетный человек, то с ним на кладбище выносили надочажную цепь.
В современных домах очага нет. Но их интерьер говорит об устойчивой приверженности их обитателей священному обычаю гостеприимства. Об этом свидетельствует большое число спальных мест в каждой комнате — традиция отмечать торжества с большим числом приглашенных неизбежно связана с устройством ночлега. Согласно обычаю, даже вpaгy не отказывали в приюте, не спрашивали, как долго гость намерен оставаться в доме. В типичных кавказских домах для гостей непременно отводилось особое помещение — кунацкая (от слова кунак — друг, побратим). Ею нередко служила отдельная постройка. В виде особой комнаты, в которой никто не живет, кунацкая остается обязательной принадлежностью и современного сельского дома.
Одежда. Сходство природно-климатических условий, социально-экономического развития и различные виды культурных связей привели к появлению общих черт в одежде народов Северного Кавказа, особенно к формированию общего типа мужской одежды, иной раз почти одинаковой у разных народов. Очень похожая одежда распространилась среди казаков, а также народов Закавказья. Мужской костюм состоял из черкески, бешмета или рубахи, штанов с широким или узким шагом1, ноговиц, дополнявшихся обувью с мягкой подошвой из кожи или сафьяна. Обязательным был пояс (кожаный, с серебряными или просто металлическими накладками) с кинжалом; головным убором служили папаха и разнообразные войлочные шапки для повседневной носки. Дорожная одежда дополнялась чуркой и башлыком. Как бы ни был беден горец, но пояс с кинжалом был у него всегда.
Символом мужского достоинства служил и головной убор — папаха или шапочка (наподобие тюбетейки). Для мусульман ношение головного убора обязательно как на улицe, так и в помещении. В прошлом лишиться головного убора — даже в бою — было для горца равносильно потере чести. По свидетельству очевидца, во время военных действий на Северо-Западном Кавказе горец, стоя на коленях, просил солдата, сбившего с него шапку, снести и голову, считая себя обесчещенным.
Неизменными составными частями женского (и девичьего) костюма у всех народов Северного Кавказа были: рубаха туникообразного покроя с длинными — до кисти — рукавами и штаны с широким шагом. Голову и плечи покрывал платок. В праздники на рубаху надевали украшенный шитьем кафтанчик с серебряными нагрудными застежками и поверх него — похожее на черкеску распашное платье с застежкой на талпи. Платье украшалось золотым шитьем и галунами. Обязательным элементом был кожаный пояс серебряной пряжкой. У вайнахских девушек праздничны костюм состоял из тех же элементов, что и повседневный — платья-рубахи, штанов и большого головного платка — и отличался от повседневного лишь более
1 В штаны с широким шагом вшивали кусок ткани в форме ромба, соединявший штанины.
добротной тканью и большим количеством украшений. В особо торжественных случаях надевали верхнее платье распашного покроя с разрезными рукавами и нашитыми от ворота до талии серебряными украшениями — застежками.
Женская одежда отличалась от девичьей лишь некоторыми деталями. У карачаевских и балкарских женщин головной убор состоял из двух платков разной величины, из которых нижний завязывался особым узлом на темени. Осетинки один из двух платков (нижний) накидывали на голову, спуская концы на спину или на грудь; поверх него они надевали еще один платок в виде налобной повязки. Чеченские женщины носили особый головной убор — чухту (подобие узкого несшитого мешка); в него закладывали волосы и полностью закрывали им волосы до лба; поверх чухты накидывали шаль, закручивая ее так, чтобы бахрома свисала вокруг головы. Большим разнообразием отличаются костюмы и головные уборы женщин Дагестана.
Пища. Основу питания большинства народов Северного Кавказа и Дагестана составляет молочно-рас-титсльная пища. Главное место занимает, конечно, хлеб (из пресного и кислого теста). Одним из вариантов хлеба на Северо-Западном Кавказе у народов адыгского круга, абазин стала густо сваренная каша — паста или мамалыга (прежде из просяной крупы, а теперь — кукурузной или пшеничной), которую едят как остуженной, нарезанной крупными ломтями, так и горячей, заполняя ее кусочками сыра и добавляя кислое молоко, острые приправы, подливки. Это мучное блюдо считается престижным, и его готовят для самых почетных гостей.
Широко распространено мнение, что основой пищевого рациона горцев является мясная пища. Традиция горцев — угощать соседей всегда, когда режут птицу и скот на мясо, вероятно, создала такое впечатление. Но угощение — это, скорее, лакомство, чем будничный, основной рацион. Гордостью и показателем состоятельности горцев было живое поголовье скота, а не мясная пища на обыденном столе. Это сви-
детельство рачительности хозяйствования народов. Мясо у горцев — это по преимуществу праздничная еда. Мясные кушанья непременно включались в число блюд, подаваемых гостям. Наиболее популярно мясо в пареном виде. Интересен порядок подачи блюд: сначала обычно ели мясные блюда, а уже потом еду запивали крепким бульоном, который часто заправляли кислым молоком.
Визитной карточкой кавказцев стал завоевавший популярность во всем мире шашлык (кусочки мяса, поджаренные на вертеле). В прошлом шашлык из мяса был непозволительной роскошью. Прежде его готовили только из субпродуктов: печени, сердца, легких (в наши дни именно такой шашлык считается деликатесом, т. к. его приготавливают из только что освежеванного животного). Очень характерны для северокавказской кухни различные варианты дагестанского хинкали — аварского, кумыкского, лакского и других (крупные пельмени или кусочки вареного мяса вперемешку с клецками в мясном бульоне). Обязательным па столе горцев является сыр, сквашенное молоко. У карачаевцев и балкарцев кислое молоко — айран — самый популярный напиток, получивший известность далеко за пределами Кавказа. Все кавказцы едят много зелени — кинзу, укроп, черемшу, лук, чеснок и мн. др.
В наше время многие традиционные блюда приготовляют в праздники и при приеме гостей. Вместе с тем в повседневный быт вошли современные полуфабрикаты, печеный хлеб, бакалейные и кондитерские изделия. Обилие винограда обусловило распространение и закрепление в системе питания жителей Северного Кавказа вин — домашних и фабричного изготовления.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология