logo
Этнология_Под ред

4. «Старые» I новые нормы душной культуры

Африканцы немало внесли своего в сокровищницу мировой культуры. Это, например, опыт жизни и хозяйственной деятельности в экстремальных природных условиях — знойных пустынях или вечном сумраке экваториального леса. Народы, живущие в этих условиях, выработали технику выживания, использования в пищу разнообразных растений (так, даже в пустыне Калахари, саан находят более трехсот полезных растений). Африканцы разработали многие методы традиционной медицины, лекарства против тропических болезней (таких, как малярия и другие); сейчас их опыт изучают и европейские врачи. В Африке были «одомашнены» многие растения (пшеница, кофе и др.). Важен и экологический опыт, как скотоводов, так и земледельцев и собирателей. Отход от традиционной практики африканского землепользования привел к эрозии почв, опустыниванию и т. д. А это наносит урон природе не только Африки, но и всей Земли. Умение

1Древние города — крупные центры торговли, ремесла и культуры Западной Африки, находятся в Западном Судане (ныне территория Мали).

африканских земледельцев, рудознатцев, хлопкоробов помогло освоению Америки.

В ряде районов Латинской Америки (на Гаити и в других странах Вест-Индии, в Бразилии) сложились религиозные верования («вудуизм», «культ Шанго» и т. п.), восходящие к культам йоруба и других народов Западной Африки.

Устное народное творчество и современная африканская литература получили широкое распространение по всему миру. Всем, наверно, известны сказки о проделках Братца Кролика или приключения паучка Ананси. А ведь это африканские сказки, перенесенные рабами через океан и записанные американцем Р. Харрисом.

Мифы и сказки создавали все народы Африки — и в древности, и в Средние века, и в наши дни. Рассказы о многочисленных богах и духах йоруба (Нигерия) не менее интересны, чем, например, мифы Древней Греции.

В Африке сложились разные жанры устного творчества: мифологические сказки, сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки, или былички, и т. п. Однако действуют ли в них божества или духи, люди или животные, сказки всегда открывают слушателям и читателям мир своих создателей, рассказывают, как те живут, о чем заботятся, о чем мечтают. Сказки имели не только эстетическую, но и информационную, а также воспитательную функции. Из них можно, например, узнать, как люди научились выплавлять железо, как ведут работы в поле, строят жилища, охотятся. Или о том, какую роль играет дядя по матери, как люди женились, воспитывали детей. Сказки учили добру, учили презирать трусость, хранить дружбу... Изучение африканских сказок дает богатый материал не только для фольклориста, но и для этнолога.

У некоторых народов, например у суахили в Восточной Африке, у хауса и фульбе в Западной, насчитывает долгую историю и письменная литература. Это и гимны, и религиозные сочинения, и стихи и поэмы, и эпос, и исторические хроники, и жития правителей. V других, ранее бесписьменных народов, профессиональные писатели появились сравнительно недавно. Творчество современных писателей питает фольклор. Многолетние споры о том, следует ли отбросить «пыль-

ные» традиции или, наоборот, полностью отказаться от европейского влияния, уже закончились. В работах одних писателей преобладают фольклорные сюжеты и традиции: у Амоса Тутуолы из Нигерии («Путешествие в город мертвых»), его соотечественника Воле Шойин-ки («Танец леса» и «Дорога»), Бернара Дадье из Кот-д'Ивуара («Африканские легенды») и других. Другие писатели создают реалистические произведения о нуждах и чаяниях современных африканцев. Далеко за пределами континента известны имена Чинуа Аче-бе и Киприана Эквенси из Нигерии, Сембена Усмана и Леопольда Седара Сенгора из Сенегала, Нгуги ва Тхионго из Кении, бурской писательницы О. Шнейдер из Южной Африки и т. д. Писатели стран Черной Африки пользуются языками бывших метрополий: английским, французским, португальским. Однако появляются произведения и на местных языках, главным образом, на суахили и хауса.

На базе устного и письменного творчества, а также ритуализированных красочных обрядов, утративших религиозный смысл, возникли свои драматургия и театр, а затем и киноискусство. Традиции и сюжеты фольклора стали также основой репертуара разнообразных «национальных балетов», возникших практически во всех странах континента.

В жизни всех африканских народов громадную роль играли неразрывно связанные друг с другом музыка, пение и танец. Они сопровождали и трудовые процессы, и празднества, и нередкие в годы колониальной зависимости забастовки и шествия протеста. Музыка Черной Африки более своеобразна, чем Африки Северной. Здесь много разных музыкальных инструментов, но ведущую роль играют ансамбли барабанов со сложным ритмом.

Африканская музыка оказала громадное влияние на мировую музыкальную культуру. Именно она подчеркнула значение ритма, на се почве выросли джаз, спиричуэле, самба... То же можно сказать и о ламбаде и макарене, завоевавших мир. На территории Африки сложились и свои современные стили — конго, макосса. Музыка рэгги — тоже африканского происхождения.

Большое воздействие африканской музыки испытало на себе творчество таких европейских композиторов, как К. Дебюсси, Ф. Пуленк, М. Равель и другие.

В тропической Африке издавна существовали традиции придворного искусства резьбы по дереву (Камерун, Конго и др.), камню (Зимбабве), художественного литья (Бенин в Нигерии и др.). Они послужили источником вдохновения для современных скульпторов (среди них Кофи Антубам из Ганы, Бен Энвонву из Нигерии и др.). Африканская деревянная скульптура произвела большое впечатление на европейских художников и ценителей искусства, породив особое художественное направление в изобразительном искусстве — кубизм.

Живопись, напротив — совсем новый вид искусства в африканских странах. В ней воплотилась память о наскальном искусстве Тассили-н-Аджера (в алжирской Сахаре), гор Намибии, петроглифов Восточной Африки, декоративность и яркость традиционных ремесел и костюмов. Мировую известность завоевала школа художников Пото-Пото в Браззавиле (Конго), скульпторов маконде в Восточной Африке.

От архитектуры тропической Африки сохранилось меньше памятников, чем от североафриканской. Виной тому отчасти трагическая история континента, а отчасти — африканский климат, губительно сказывающийся на постройках, особенно деревянных. Однако свои архитектурные стили были и в Черной Африке. Об этом напоминают массивные глинобитные мечети и дома в «суданском» стиле (с зубцами по краям крыши) в странах Западной Африки (Мали, Сенегал и др.); овальные в плане укрепления в Зимбабве и другое. Современные африканские архитекторы используют старые традиции — круглую планировку, резные двери и панели на стенах, чеканные металлические украшения с использованием древних мотивов и т. д. — при возведении новых зданий: банков, дворцов, отелей. Строительным опытом африканских народов заинтересовались некоторые европейские (например, французские) архитекторы; иные из них призывают строить в жарких районах мира здания из глины в традициях народов тропиков.