logo
Этнология_Под ред

Полинезийские государства: касты, религия и мифологий

Сложность организации государств на островах Тонгa, Таити, Гавайи поразила европейцев, впервые попавших в Полинезию. Полинезийское общество в прошлом было разделено на сословия-касты. На Таити высшей кастой были арики, из числа которых выдвига-

лись вожди, составлявшие сложную иерархию от вождя поселения и воина-дружинника до верховного вождя, или короля архипелага. Ниже ариков находились землевладельцы-paaтиpa, еще ниже простой народ — манахуне. В самом низу общественной лестницы — рабы и зависимые слуги тити.

Власть вождей высших рангов была безусловной, неподчинение простолюдина вождю нередко каралось смертной казнью, немедленно приводившейся в исполнение телохранителями. Сами вожди обожествлялись, и в их честь в храмах совершались особые ритуалы. При появлении вождя простой народ должен был в знак почтения обнажить тело и опуститься на землю. Обращаться к верховному вождю можно было, только используя специальные выражения: так королевский дом надо было называть «небесным облаком», его лодку— «радугой» и т.д. Персона короля была окружена массой запретов, тягостных не только для окружающих, но и для него самого. Король почти никогда не обращался к народу сам, для этого существовали специальные вожди-ораторы. Вождь не мог сам брать пищу, для этого существовала почетная должность вождя-кравчего, который кормил «живого бога». Короля, когда он покидал свою резиденцию, носили на руках специальные носильщики, ибо он не мог притронуться к земле без того, чтобы она не стала запретной для всех прочих.

Отмеченные правила связаны с двумя очень важными для полинезийцев понятиями — табу и мана. Мана — это некая священная безличная сила, которая в различной степени концентрируется в предметах и людях. Чем больше мана — тем более священным считается предмет или человек. Король — средоточие максимального количества мана, раб — человек, полностью лишенный ее. Отношение к мана определяется понятием табу, которое означает не просто запрет, а целую серию предписаний правильного поведения. Неправильный поступок человека (преступление, поражение в поединке, даже нечаянное нарушение этикета) снижает количество мана, либо полностью уничтожает ее, и это означает, что человек делается табу,

т. е. в повседневной жизни окружающие избегают общения с ним, боясь повредить своей мана. Священный вождь — это тоже табу, так как общение с ним ограничено ритуальными запретами.

Сословия-касты в Полинезии в большинстве случаев замкнуты: принадлежность к той или иной касте передастся человеку по рождению от родителей; переход из одной касты в другую невозможен. Все виды деятельности распределены между кастами. Есть «благородные» виды деятельности, которыми занимаются представители высших каст, — к ним относятся помимо обязанностей управления народом вождями кораблестроение, мореходное дело, строительство домов, нанесение татуировки, жреческое служение в храмах и др. Есть «низкие» виды деятельности, которыми занимаются низшие касты, — уход за свиньями, уборка помещений и территории поселений, изготовление кухонной утвари и т. п.

Религия полинезийцев определяется понятием политеизм. Они поклоняются большому количеству (несколько сот) богов, но главными богами почти на всех островах Полинезии считаются четыре: Тане — солнечное божество, олицетворение мужского начала, бог-творец; Ту— бог войны; Ронго— бог —покровитель земледелия, олицетворение плодородия; и Тангароа — бог — создатель Земли и людей. Всем главным богам посвящались отдельные храмы, в которых служили специальные жрецы, составляющие особую касту. На некоторых островах при храмах возникали организации, подобные католическим орденам. Так, на Таити и некоторых других архипелагах существовали общества «ареоев», куда могли вступать представители нежреческого сословия, посвящавшие всего себя служению воинственному сыну бога Тангароа — Оро. Члены этого общества давали обет бездетности и большую часть времени проводили в путешествиях от острова к острову, где устраивали религиозные представления с пением гимнов в честь бога Оро и танцами, передавившими мифологические сюжеты о его жизни и деяниях.

Полинезийский пантеон, как и вся их система религиозных верований, основан на мифологии, которая по сложности не уступает древнегреческой, а порой по глубине и изощренности мысли напоминает классическую европейскую натурфилософию и диалектику. Вот отрывки из маорийских космогонических мифов: «В течение многих веков, до того, как были созданы небо, земля и небесные тела, существовала Тьма — неосязаемая, неведомая, невидимая, непознаваемая» и «...из Развития появился Рост, из Роста появилась Энергия; из Энергии появилась Мысль; из Мысли появилось Сознание; из Сознания появилось Желание...».

В Полинезии существовали храмовые центры, почитаемые на всех островах. Одним из наиболее известных был храм в местности Опоа на острове Раиатеа в архипелаге Таити. Здесь существовала жреческая школа, куда даже из далеких мест знать привозила для обучения своих сыновей. В Опоа регулярно собирались жрецы и вожди со всех концов Полинезии для торжественных ритуалов.

В Полинезии не было письменности как таковой, если не считать загадочных кохау ронго-ронго — деревянных пластин, покрытых пиктографией (рисунчатым письмом), найденных на о. Пасхи. Установлено сходство некоторых знаков кохау ронго-ронго с иероглифами, найденными при раскопках древнеиндийской цивилизации Мохенджо Даро и Хараппы. Многолетние попытки расшифровать эти надписи успехом не увенчались. Некоторые ученые полагают, что рисунки с о. Пасхи — не письменность, а знаки, служащие для запоминания длинных молитв, которые читались жрецами во время храмовых обрядов.

5. СУДЬБА ПОЛИНЕЗИЙЦЕВ В УСЛОВИЯХ ЭКСПАНСИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Острова Полинезии стали известны европейцам еще в конце XVI в., но основные архипелаги были открыты в XVII—XIX вв. испанскими, голландскими, английскими, французскими и русскими моряками. Их J2 описания островов Полинезии и их обитателей поро-

дили легенды о земном рае, где климат мягкий, плоды зреют круглый год без всякого участия человека, а люди добры и приветливы. Этот миф, который, впрочем, имел под собой некоторые основания, существовал очень долго, поддерживаемый творчеством философов-просветителей, авторов концепции «золотого века» и «доброго дикаря» — Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, писателями и художниками — Р.Л. Стивенсоном, Дж. Лондоном, П. Гогеном и др. Знаменитый Тур Хейердал начал свое знакомство с Полинезией еще в 30-х гг. XX в., когда он с молодой женой решил навсегда покинуть жестокую Европу и поселиться в «земном рае» на Маркизских островах. Об этом он написал автобиографическую книгу «В поисках утраченного рая», где рассказывает о своем разочаровании в европейской иллюзии о райской жизни полинезийцев.

С приходом европейцев на островах Полинезии наступила уж совсем не райская жизнь. Первый серьезный удар по полинезийской цивилизации нанесли протестантские миссионеры, прибывшие в 1797 г. из Англии на корабле «Дафф». Об итогах их деятельности на Таити русский капитан О.Е. Коцебу, посетивший эти острова тридцать лет спустя, писал: «Новая религия была введена силой... Все, что могло напоминать о дотоле почитавшихся божествах, было внезапно разрушено по приказу короля Тайо (которого миссионеры споили ромом и крестили). Были убиты все те, кто не хотел сразу переходить в новую веру... Пролились потоки крови, целые племена были истреблены». 15 XIX в. почти все острова Полинезии были захвачены европейскими державами. Франция, начиная с 40-х гг. XIX в., объявила своими колониями Таити, острова Маркизские, Туамоту, Тубуаи, Гамбье, которые в 1903 г. были объединены в одну колонию, ныне носящую название Французская Полинезия. Англия провозгласила свой суверенитет над большинством других островов — кроме Самоа, поделенного между Германией и США, и Гавайев, захваченных США. Западное Самоа после поражения Германии в Первой мировой войне перешло в качестве подмандатной территории под управлением Новой Зеландии.

Контакты полинезийцев с представителями колониальных держав на разных архипелагах первоначально были в чем-то одинаковы. Христианство повсюду уничтожило старую религию и связанные с ней аспекты духовной культуры (мифологию, обрядовые танцы, брачные обычаи). С приходом европейцев на островах появились спиртные напитки и неизвестные ранее инфекционные заболевания, что привело к повышению смертности, из-за чего одни острова почти полностью обезлюдели, а на других островах численность канака — коренных жителей (канака по-полинезийски — человек, люди) — сократилась в несколько раз. В Срединной Полинезии эти негативные процессы к началу XX в. были в какой-то степени приостановлены, и традиционная культура, хоть и в видоизмененной форме, сохранилась. Это произошло благодаря тому, что в Полинезии всюду, за исключением Гавайев и Новой Зеландии, европейцев никогда не было много — здесь селились лишь представители колониальной администрации, миссионеры и немногочисленные торговцы —.жемчугом, кокосами и другими экзотическими товарами.

Взаимодействие европейцев с коренными жителями Гавайских островов и Новой Зеландии протекало принципиально по-иному. Гавайские острова на рубеже XVIII—XIX вв. были объединены королем Камеамеа I и какое-то время довольно успешно противостояли европейской экспансии, но в конце XIX в. были фактически аннексированы США. Североамериканские предприниматели решили использовать их благодатные климатические условия для плантационного выращивания сахарного тростника, ананасов и других тропических культур. Поскольку гордые, свободолюбивые и воинственные полинезийцы предпочитали смерть положению плантационных батраков, американские плантаторы стали ввозить на Гавайи китайских и японских кули (бесправных рабочих, положение которых мало отличалось от положения рабов), а также португальских, филиппинских и других рабочих. В итоге Гавайи превратились в один из штатов США, население которого представляет собою пеструю смесь

из самых разных народов, среди которых чистокровные коренные гавайцы составляют ничтожное меньшинство — их сейчас осталось менее тысячи человек против по крайней мере 300 тыс. чел. к моменту прихода европейцев. Те же, кто сейчас называет себя «гавайцами» (160 тыс. чел.) в действительности являются потомками смешанных браков гавайцев ми, китайцами, японцами и шествий Дж. Кука филиппинцами. Традиционная культура гавайцев сохранилась, но в условиях чрезвычайно развитой индустрии туризма превратилась в специфическую сферу обслуживания туристов, охотно покупающих безделушки, сделанные «под старину», слушающих в ресторанах под открытым небом гавайские песни, исполняемые профессиональными «гавайскими» певцами.

Судьба маори — коренных жителей Новой Зеландии — сложилась по-другому. Их родина расположена в зоне субтропического и умеренного климата и располагает значительными пространствами земли. Все это в отличие от прочих островов Полинезии сделало ее привлекательной для переселенческой колонизации англичанами, развернувшейся начиная с 40-х гг. XIX в. Десятки тысяч английских фермеров, поддерживаемых правительственными войсками, захватывали плодородные земли, вытесняя маори в малопригодные для жизни горные районы. Гордые и воинственные полинезийцы, организованные в племенные сообщества (иви), встали на защиту своей земли, своей культуры, да и самой жизни, поставленной под реальную угрозу. 11ачались так называемые маорийские войны, продолжавшиеся с перерывами с 1843 по 1872 г. Итоги этих кровопролитных войн были, казалось бы, катастрофическими для маори: их численность к концу века со-

кратилась с 200 тыс. до 40 тыс. чел.; территория их обитания уменьшилась во много раз — на Северном острове до двух пятых, а на Южном — до одной десятой прежних владений; традиционная культура под натиском европейских обычаев сильно изменилась — ушли в небытие древние полинезийские боги, вытесненные христианским учением, привезенные англичанами новые сельскохозяйственные культуры (пшеница, кукуруза, картофель) и животные (коровы, овцы, свиньи) изменили облик хозяйства маори.

Мало кто сомневался на рубеже XIX—XX вв. в том, что дни маори сочтены. Но у маорийских войн были и иные итоги. Десятилетия военных действий против общего врага перемешали и сплотили десятки ранее враждовавших между собой маорийских племен, что положило начало маорийской национальной общности, символом которой стала «Страна короля» («Нуи тирени») — автономная территория, образованная в 1857 г. и признанная англичанами. Маори творчески восприняли многие элементы из культуры своих врагов, и это сделало их сильнее; даже христианство они приспособили к древним традициям своей духовной культуры, создав несколько вариантов маорийских церковных организаций со своим учением (ратина, рингату и др.). Маорийские вожди в 1872 г. вынудили белых выделить для представителей маори два фиксированных места в верхней палате новозеландского парламента, они же еще в середине XIX в. создали несколько колледжей с преподаванием на маорийском языке (Св. Стефана, Уэсли и др.). Один из них— Те Ауте — стал со временем настоящим университетом, в котором получили высшее образование первые представители маорийской интеллигенции, такие как знаменитый этнограф Те Ранги Хироа, министр Апирана Нгата и др., ставшие основоположниками общенародного движения за возрождение маорийской культуры, получившего название «Маоританга» («Путь маори»).

С начала XX в. численность маори неуклонно возрастает; к настоящему времени она превысила 300 тыс. чел., что даже больше их численности накануне мао-

рийских войн; маори стали самой крупной и развитой из полинезийских наций, оказывающей поддержку другим полинезийским национальным движениям.

После Второй мировой войны начался новый этап в развитии национальных культур полинезийцев, в ходе которого одни архипелаги получили статус независимых государств, другие — более высокий уровень самостоятельности. Независимость получили: Западное Самоа (1962), Тонга (1970), Тувалу (бывш. о-ва Эллиса, 1978), Кирибати (бывш. о-ва Гильберта, 1979). На о-вах Тонга сохранилась древняя королевская династия, правящая и по сей день. Статус самоуправляемой территории получили о-ва Кука. Архипелаги Французской Полинезии, имеющие сейчас статус «заморской территории Франции», значительно повысили уровень самостоятельности в своих внутренних делах, включая и культуру.

В новых независимых государствах наметилось движение, направленное на возрождение традиционной культуры и создание новых национальных духовных ценностей. Заметную роль в этом процессе играют молодые полинезийские литературы, которые создаются, как правило, на двух языках: на одном из полинезийских и на одном из европейских (английском или французском). Широкую известность в тихоокеанском регионе получили произведения маорийских писателей Вити Ихимаэры, Хоне Туваре, Патриции Грейс, самоанца Альберта Вендта, тонганки Конаи Хелу Таман и др. В своих произведениях эти авторы извлекают из глубин забвения древние полинезийские обычаи, делая их достоянием своих современников. Но основной упор делается на осмыслении современного состояния полинезийских культур и их будущего. В этом смысле примечательно название одной из книг маорийской писательницы В. Ихимаэры «Новая сеть идет на ловлю» — это слова из старинной маорийской пословицы «Старая сеть отброшена, новая сеть идет на ловлю. Новое поколение сменяет старое».

А. А. Никишенков