logo
Этнология_Под ред

5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура

Верования и обряды. Официальные верования юродов Закавказья — различные формы христианства ислама. Вместе с тем значительное место в духовной изни занимала и занимает та часть архаических ве-рсваний и обрядов, что сопряжена с хозяйственной стельностью. Так, у армян из 79 праздничных дней в году шесть были посвящены земледельческим культам, среди них праздник Вардавар, связанный с древнеязыческим богом воды Вардом и солнцеворотом. Абхазы, грузины (сваны, хевсуры) по сей день помнят имена покровителей охоты и рыболовства. Вера в бога или богиню лесов, народные сказки о «лесном челове-

ке» — часть прошлого и современного быта. Священные рощи и отдельные деревья, камни и родники поныне почитаемы не меньше, чем пришедшие сюда мировые религии. Рядом с ними можно видеть жертвоприношения: ленточки, платки и другие предметы. В Западной Грузии около одного селения до относительно недавнего времени проходили общесельские языческие праздники. Поддержание в порядке языческих святилищ, которые строили сообща, и обработка земли вокруг них считались общественным делом.

У азербайджанцев языческие верования причудливо переплетаются с исламом. По народным поверьям, с 21 февраля по 21 марта вся живая и неживая природа постепенно просыпается от зимней спячки: сначала оживает воздух (дуют теплые ветры); он пробуждает и оплодотворяет деревья, на которых набухают почки; затем просыпается вода, на третьей неделе — земля, а на четвертой — наступает тепло. В течение этого месяца все вечера накануне среды считаются праздничными. Жители жгут костры и прыгают через них. Последняя среда считалась предвестником Нового года — Новруз-байрама. Самым чистым и священным элементом природы азербайджанцы считали огонь, камням приписывали исцеляющую силу, воду считали своим предком. До начала XX в. у них был праздник су джеддим (буквально «вода — мой предок»). В этот день полагалось обливать друг друга водой.

Фольклор Закавказья уходит корнями в глубокую древность. В Грузии большую роль в его распространении играли мествире — певцы — исполнители народных песен, сопровождавшие пение на ствири (род волынки). В Азербайджане хранителей народных традиций, поэтов и музыкантов, народных певцов называли ашуги, сазандары. Их репертуар, разнообразный по характеру и тематике, включал сказки (нагыл) и песни — лирические, хвалебные (гёзеллеме), нравоучительные (устаднамэ).

Один из наиболее древних памятников грузинского фольклора — эпос об Амирани, герое, рожденном

от богини охоты и простого охотника. Замечательным творением армянского народа стал средневековый эпос «Са- сунские богатыри», более известный как «Давид Сасунский». Он рассказывает о долгой борьбе жителей Армянского нагорья против ассирийцев и арабов за свободу, за право распоряжаться своей землей. Об общности исторических судеб народов Закавказья говорит монументальная поэма «Кер-оглы» («Сын слепца»), известная — в ряде вариантов азербайджанцам, так и армянам, грузинам, курдам.

К области фольклора следует отнести застольные тосты, культура которых особенно развита в Абхазии и Грузии нисколько не чужда и другим народам края. Заслуживает упоминания очень яркий стиль грузинского многолосного пения. К народному искусству селует отнести деятельность армянских пейлеванов — бродячих циркачей (канатоходцев, гимнастов, клоунов), маленькие труппы которых сохраняются под видом художественной самодеятельности. Подобные цирковые труппы встречаются также в Грузии и Азербайджане.

Профессиональная художественная культура Закавказья имеет многовековую историю. Непревзойденным памятником культуры считают поэму грузинского поэта Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (XII в.). Великим поэтом средневекового Азербайджана был Низами Ганджеви (1141 — 1209), чьи сочинения собраны в книгу, получившую название Хамсе («Пятерица»). К числу выдающихся достижений армянской прозы относят произведение нового этапа развития литературы, роман Хачатура Абовяна (1805-1848) «Раны Армении», в котором рассказыва-

ется о событиях периода русско-иранской войны 1826 - 1828 гг.

Нет никакого сомнения в том, что как ранние, так и современные произведения писателей, художников, музыкантов и других деятелей культуры выступали и выступают как проявления национального самосознания. Армянский художник Мартирос Сарьян (1880—1935) азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков (1885—1948) или грузинский поэт Галактион Табидзе, — все они воспринимаются как символы своих народов-этносов и их культур.