logo
Этнология_Под ред

Образование независимых государств

Расовые и этнические группы. Исторический процесс в Новом Свете, и прежде всего в Латинской Америке, отличает следующая особенность: все три составные части населения — индейцы (монголоиды), выходцы из европейских стран (европеоиды) и афро-американцы (негроиды) — здесь вынуждены были жить вместе и взаимодействовать друг с другом в самых разнообразных областях деятельности. Взаимодействие это привело: во-первых, к биологическому смешению (метисации); во-вторых, к взаимному влиянию между языками — европейскими (главным образом, испанским и португальским), с одной стороны, и индейскими и африканскими — с другой; и, в-третьих, к установлению тесных связей между народами, племенами и иными этническими общностями и группами.

Потомки от смешения индейцев и белых назывались метисами. Метисы, по большей части, были не подневольными крестьянами, а ремесленниками, мелкими торговцами, низшими служащими. Кое в чем

сходство с ними имели потомки от смешения белых с афро-американцами, которых называли мулатами. Из части мулатов сложилась прослойка вольноотпущенников — людей, выкупившихся из рабства и посвятивших себя ремеслу, различным видам обслуживания. Потомки от браков между индейцами и неграми назывались самбо. Часть из них становилась слугами, уборщиками и т. п.

Родившихся в колониях «чистокровных» потомков европейцев в Латинской Америке называли креолами. (Строго говоря, большинство из них имело в той или иной степени примесь индейской либо негритянской крови.) Важнейшие, ключевые должности в аппарате колониального управления, армии и церковной иерархии мадридское и лиссабонское правительства старались замещать уроженцами метрополий, считавшими себя испанцами и португальцами, в то время как на долю креолов оставались должности пониже. К креолам относились не только латифундисты, но и весьма многочисленный слой людей, занимавшихся умственным трудом: врачи, учителя, адвокаты, служащие невысокого ранга (в том числе офицеры), приходские священники и т. д. Все эти люди постепенно переставали считать себя испанцами или португальцами, потому что их интересы, могилы предков и надежды на оудущее связывали их со странами, где они жили.

Процессы этнорасового смешения отчетливо сказались на современном составе населения стран региона. В настоящее время индейцы составляют примерно 15% жителей Латинской Америки, метисы — около 55%, доля афроамериканцев приближается к 10%, остальные — креолы и более поздние иммигранты из европейских стран. К концу колониального периода около 80% населения в Мексике и Чили составляли метисы; в Парагвае их доля достигает 90%. Белые, в том числе креолы, преобладают в Аргентине, Уругвае и Коста-Рике.

В условиях совместной жизни, деятельности и физического смешения неизбежно возникало индейско–испанское и индейско-португальское двуязычие. Многие жители Парагвая говорят на двух языках — ис-

панском и гуарани. Подавляющее большинство бразильцев говорит на местном диалекте португальского языка — в том числе и индейцы (араваки, тупи-гуара-ни и другие), которые знают также и свои языки. Среди части бразильцев распространен еще и так называемый «общий язык» (лингва жерал), созданный миссионерами еще в колониальный период на основе языка индейцев тупинамба.

Новые государства и нации. Из латиноамериканских стран раньше других добилось освобождения негритянское население французской колонии Гаити. Французские колонизаторы бежали в южные штаты США и на Кубу. После долгой освободительной войны (1790— 1804), одним из руководителей которой стал «черный консул» Франсуа Доминик Туссен-Лувертюр, появилась независимая негритянская Республика Гаити. Предками ее граждан — бывших рабов — были представители разных африканских народностей и племен. Жизнь во франкоязычной колонии заставила их перейти на французский язык. Именно этот местный вариант французского языка (на Гаити он называется криоль или патуа) стал официальным языком нового государства и вновь сложившейся нации.

К концу XVIII в. в американских колониях Испании и Португалии сложились условия для открытой войны за независимость. Для подавляющей части жителей каждой колонии ее природа, хозяйственная жизнь, языки, культура и повседневный быт стали родными; многие из них думали о себе как об отдельных народах. Складывалось национальное самосознание, сплачивавшее не только креолов, но и метисов, мулатов, индейцев и афроамериканцев под общим национальным знаменем.

Конец XVIII — первая четверть XIX в. стали эпохой становления наций и независимых государств в Латинской Америке. Особенно заметную роль в антиколониальной борьбе сыграл Симон Боливар (1783 — 1830), стремившийся к политическому объединению освободившихся провинций. Такому объединению, однако, препятствовала тенденция складывания ис-

паноязычных латиноамериканских наций. Ликвидация же рабства (которое дольше всего — почти до конца XIX в. — сохранялось на Кубе, Ямайке и в Бразилии), напротив, отчасти способствовала внутринациональному объединению (консолидации).

Этнические процессы и развитие новых наций. Образование новых наций и государств не избавило латиноамериканское общество от сложных проблем межэтнических отношений. Как позднее (в XX в.) отмечал известный французский исследователь Клод Леви-Стросс, изучавший индейцев Бразилии, индейские общности исчезали двумя путями: вследствие ассимиляции (слияния, растворения) их членов в бразильском обществе или в результате вымирания. В первом случае исчезали индейские общности, но люди, составлявшие их, оставались. Во втором — исчезали и общности, и люди. И этот второй случай был — не только в Бразилии — куда распространеннее первого.

Формирование крупных современных наций не означало создания внутринациональной однородности в странах Латинской Америки. Одним из факторов, препятствовавших этому, был рост городов. Оказывая в целом положительное влияние на развитие наций и их самосознания (города становились центрами промышленности, торговли, образования, профессиональной национальной культуры), он создавал очень большие, часто резкие различия между населением городов и сельских поселений. Они проявлялись в хозяйственных занятиях, уровне потребления профессиональной культуры, образования, во всем образе жизни, который у сельских жителей оставался в целом значительно беднее и примитивнее, чем у горожан. Л сельскими жителями были по преимуществу индей-

цы и метисы. Такое положение сложилось, например, в Гватемале — недаром ее нередко называют «сельской страной индейцев». Сельскими же жителями являются и гаучо — своеобразная и еще не ассимилированная этническая группа в Аргентине, Уругвае и отчасти на юге Бразилии (где их именуют гаушу), возникшая от смешения испанцев или португальцев с индейцами и сделавшая своим главным занятием подвижное скотоводство или работу в качестве пастухов в крупных скотоводческих латифундиях. Гаучо имеют яркие этнокультурные особенности; образ гаучо трудно себе представить без оседланного коня, лассо (веревка со скользящей петлей для ловли животных, аркан) и гитары.

Рост городов и городской культуры в Латинской Америке продолжается по сей день. Так, в Чили горожане превышают 70% всего населения. В развитии населения других стран региона наблюдается та же тенденция.