Глава 25
В ЧЕМ ПОЛЬЗА ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОЛОГИИ?
ООН и культура мира. Принципы мирного сосуществования государств и народов положены в основу деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированных организаций. Работа в пользу мирных отношений между государствами и народами, в пользу прогресса и конструктивного сотрудничества неизбежно связана с борьбой против международной вражды, военных (в том числе межэтнических) конфликтов, других враждебных действий: международного терроризма, межэтнических и межрасовых столкновений и т. п. Одним из способов содействия этим целям ЮНЕСКО (специализированная организация в рамках ООН, занимающаяся вопросами образования, науки и культуры) считает воспитание «культуры мира», т. е. навыков мирного взаимодействия между народами и их представителями.
Идея мира в культуре народов. В истории многих народов были выдающиеся мыслители, которые думали и писали о возможности жизни без войн. Среди них древнегреческий философ Аристотель (384 — 322 до н. э.), китайский мыслитель Мо-Цзы (ок. 475 — 395 до н. э.) и др. В Новое время эта идея также нашла немало сторонников среди просветителей, деятелей культуры и науки (Дж. Свифт (1667- 1745), И. Кант (1724-1804) и др.).
В традиционных культурах народов сложились формы заключения и поддержания мирных отношений. Можно назвать обряд выкуривания трубки мира у 584 североамериканских индейцев; указать на закон брат-
ства у кочевников Аравии — обряд установления искусственного родства между прежде враждебными племенами и их вождями; вспомнить о примирении кровников в Дагестане на основе положений адатов (обычного права) и т. п. Подобные традиции могут играть позитивную роль и в наше время.
Этнология и патриотизм. Этнологические знания помогают воспитанию у молодого поколения устойчивых патриотических установок.
Вместе с тем эти знания позволяют внести в гражданское и этническое сознание и самосознание молодежи важные элементы разумности, серьезности и обдуманности. Основательное знакомство молодых граждан разных стран, представителей больших и малых народов Земли с культурными достижениями друг друга позволят внести в межэтнические отношения принципы терпимости, взаимопонимания и сотрудничества и со временем достигнуть, такого состояния, при котором любовь к Родине и своему народу разумно и гармонически соединится с уважением, достижений всех этносов, образующих мировое сообщество.
Межэтнические конфликты и работа по их преодолению. Этнологи видят и изучают не только взаимное сотрудничество между народами, но и нередкие еще, к сожалению, случаи межэтнических противоречий и конфликтов. Такие столкновения бывают разной силы, но среди них немало очень острых и кровопролитных. Ослабить остроту, снять напряженность, а если можно, преодолеть враждебность и установить отношения сотрудничества и взаимодействия, — вот задача, в разрешении которой этнологические знания могут играть существенную роль. Международный и отечественный опыт говорит, что, хотя межэтнические конфликты — частое явление социальной жизни, они не являются фатально неизбежными. При наличии доброй воли, глубоких научных знаний и специальных органов управления такие конфликты могут быть существенно ослаблены
и преодолены. Именно это подразумевает испытанный временем Устав Организации Объединенных Наций.
Антропологическое (расовое) разнообразие населения Земли. Длительное проживание людей в очень несхожих природно-климатических условиях, существующих в разных местностях земного шара, привело к формированию у них более или менее заметных биологических различий. На основании этих различий ученые подразделяют человечество на четыре большие расы, а также множество малых рас и антропологических типов.
Расы различаются такими признаками, как цвет кожи, наличие или отсутствие эпикантуса («монгольской» складки верхнего века во внутреннем углу глаза) и другими. Тем не менее, все антропологические группы людей принадлежат к одному и тому же биологическому виду — человек разумный (Homo sapiens). Это подтверждает, например, тот факт, что дети, родившиеся от браков между представителями разных рас, становятся полноценными людьми, — способными свою очередь вступать в браки и иметь здоровое потомство. Кроме того, установлено, что любая антропологическая группа (большая или малая раса, группы антропологических типов и т. п.) есть результат того или иного межрасового смешения (метисации). «Чистых» рас нет; утверждать противное — значит становиться на позиции расизма. Умственные способности, психические задатки, строение мозга у представителей всех рас и расовых типов — принципиально одинаковы.
Расы и народы. Человеческая история на Земле — начиная с эпохи первобытно-общинного строя — развивались таким образом, что выживание и прогресс обеспечивались только в условиях совместной жизни, труда и быта человеческих групп, коллективов. Постепенно формировались древнейшие этносы — вначале это были племена, а позднее, с усложнением общества, возникли более крупные и совершенные формы этнических объединений: народности, на-
ции и др. При этом в состав народов-этносов нередко входили разные расовые компоненты, а в рамках одной расы складывались многочисленные народы.
Смешивать понятия «народ» и «раса)) неправомерно: это принципиально различные явления, имеющие неодинаковую природу и происхождение. Если расы — результат биологического приспособления людей к природно-экологическим условиям, то этносы (народы) — это социальные, исторические общности, и их развитие определяется не биологическими законами, а законами истории и общественной жизни.
Народы-этносы. Население нашей планеты очень разнообразно. Какая бы часть ойкумены (заселенной части Земли) ни была взята, везде находятся многочисленные народы-этносы — от многомиллионных наций до малочисленных племен и иных этнических групп. Все народы с помощью своей хозяйственной деятельности приспосабливались к жизни в тех или иных природных (климатических, ландшафтных и т. п.) условиях. Поэтому региональные и этнические коллективы приобрели не вполне одинаковые, а часто и очень различные навыки хозяйственной деятельности, разный опыт производства материальных благ и культурных ценностей. Эти различия стали основой для экономического, культурного и иного обмена между народами.
Каждый народ-этнос занимает собственное место в международном разделении труда, взаимодействии и сотрудничестве. Все народы создают свои культуры и вносят свой вклад — больший или меньший — в мировую культуру и цивилизацию.
У каждого народа Земли — своя собственная история; но она создается каждым этносом не обособленно, а во взаимодействии с народами-соседями. В ходе исторического развития этносы постепенно обретали (во многом — на опыте) навыки совместного проживания и сотрудничества с другими народами, взаимного уважения и терпимости; этот процесс продолжается и в наши дни.
Взаимодействие между этносами в ходе их формирования (этногенеза) и развития часто приводило и приводит к включению их — целиком или частично — в состав других этносов, к смешению, интеграции, слиянию друг с другом в новых комбинациях. Эти процессы имеют характер закона — одного из общих законов этнической истории: за время своего существования ни один этнос не избежал такого включения в себя разных компонентов. «Чистых» этносов (народов) — как и «чистых» рас — не существует, все народы являются смешанными.
Более того: культурное, экономическое взаимодействие и другие формы сотрудничества — это одно из важнейших условий успешного развития, прогресса и совершенствования этносов. И напротив, экономическая и иная изоляция тех или иных обществ (этносов) ведет к застою экономики, узости мышления, социальной отсталости.
Каждый народ (этнос) накапливает свой жизненный опыт и имеет право выражать свою точку зрения по любому поводу и вопросу; каждый народ может иметь свои национальные (этнические) интересы и обладает правом отстаивать и защищать их. Все это верно и справедливо.
Нужно только, чтобы это не наносило вреда, ущерба или обиды другим этносам; чтобы естественный патриотизм в оценках себя и других ни при каких условиях не перерастал в этнонационализм, в концепцию превосходства своего этноса и пренебрежительное отношение к другим народам. Нет народов, которые имели бы право презирать другие народы или тем более угнетать их.
Все этносы имеют право на уважение и на свою культурную и иную самобытность, на жизнь и развитие.
В.В. Пименов
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ ПО ГЛАВАМ
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология