logo
Этнология_Под ред

Глава 25

В ЧЕМ ПОЛЬЗА ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОЛОГИИ?

ООН и культура мира. Принципы мирного сосуществования государств и народов положены в основу деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированных организаций. Работа в пользу мирных отношений между государствами и народами, в пользу прогресса и конструктивного сотрудничества неизбежно связана с борьбой против международной вражды, военных (в том числе межэтнических) конфликтов, других враждебных действий: международного терроризма, межэтнических и межрасовых столкновений и т. п. Одним из способов содействия этим целям ЮНЕСКО (специализированная организация в рамках ООН, занимающаяся вопросами образования, науки и культуры) считает воспитание «культуры мира», т. е. навыков мирного взаимодействия между народами и их представителями.

Идея мира в культуре народов. В истории многих народов были выдающиеся мыслители, которые думали и писали о возможности жизни без войн. Среди них древнегреческий философ Аристотель (384 — 322 до н. э.), китайский мыслитель Мо-Цзы (ок. 475 — 395 до н. э.) и др. В Новое время эта идея также нашла немало сторонников среди просветителей, деятелей культуры и науки (Дж. Свифт (1667- 1745), И. Кант (1724-1804) и др.).

В традиционных культурах народов сложились формы заключения и поддержания мирных отношений. Можно назвать обряд выкуривания трубки мира у 584 североамериканских индейцев; указать на закон брат-

ства у кочевников Аравии — обряд установления искусственного родства между прежде враждебными племенами и их вождями; вспомнить о примирении кровников в Дагестане на основе положений адатов (обычного права) и т. п. Подобные традиции могут играть позитивную роль и в наше время.

Этнология и патриотизм. Этнологические знания помогают воспитанию у молодого поколения устойчивых патриотических установок.

Вместе с тем эти знания позволяют внести в гражданское и этническое сознание и самосознание молодежи важные элементы разумности, серьезности и обдуманности. Основательное знакомство молодых граждан разных стран, представителей больших и малых народов Земли с культурными достижениями друг друга позволят внести в межэтнические отношения принципы терпимости, взаимопонимания и сотрудничества и со временем достигнуть, такого состояния, при котором любовь к Родине и своему народу разумно и гармонически соединится с уважением, достижений всех этносов, образующих мировое сообщество.

Межэтнические конфликты и работа по их преодолению. Этнологи видят и изучают не только взаимное сотрудничество между народами, но и нередкие еще, к сожалению, случаи межэтнических противоречий и конфликтов. Такие столкновения бывают разной силы, но среди них немало очень острых и кровопролитных. Ослабить остроту, снять напряженность, а если можно, преодолеть враждебность и установить отношения сотрудничества и взаимодействия, — вот задача, в разрешении которой этнологические знания могут играть существенную роль. Международный и отечественный опыт говорит, что, хотя межэтнические конфликты — частое явление социальной жизни, они не являются фатально неизбежными. При наличии доброй воли, глубоких научных знаний и специальных органов управления такие конфликты могут быть существенно ослаблены

и преодолены. Именно это подразумевает испытанный временем Устав Организации Объединенных Наций.

Антропологическое (расовое) разнообразие населения Земли. Длительное проживание людей в очень несхожих природно-климатических условиях, существующих в разных местностях земного шара, привело к формированию у них более или менее заметных биологических различий. На основании этих различий ученые подразделяют человечество на четыре большие расы, а также множество малых рас и антропологических типов.

Расы различаются такими признаками, как цвет кожи, наличие или отсутствие эпикантуса («монгольской» складки верхнего века во внутреннем углу глаза) и другими. Тем не менее, все антропологические группы людей принадлежат к одному и тому же биологическому виду — человек разумный (Homo sapiens). Это подтверждает, например, тот факт, что дети, родившиеся от браков между представителями разных рас, становятся полноценными людьми, — способными свою очередь вступать в браки и иметь здоровое потомство. Кроме того, установлено, что любая антропологическая группа (большая или малая раса, группы антропологических типов и т. п.) есть результат того или иного межрасового смешения (метисации). «Чистых» рас нет; утверждать противное — значит становиться на позиции расизма. Умственные способности, психические задатки, строение мозга у представителей всех рас и расовых типов — принципиально одинаковы.

Расы и народы. Человеческая история на Земле — начиная с эпохи первобытно-общинного строя — развивались таким образом, что выживание и прогресс обеспечивались только в условиях совместной жизни, труда и быта человеческих групп, коллективов. Постепенно формировались древнейшие этносы — вначале это были племена, а позднее, с усложнением общества, возникли более крупные и совершенные формы этнических объединений: народности, на-

ции и др. При этом в состав народов-этносов нередко входили разные расовые компоненты, а в рамках одной расы складывались многочисленные народы.

Смешивать понятия «народ» и «раса)) неправомерно: это принципиально различные явления, имеющие неодинаковую природу и происхождение. Если расы — результат биологического приспособления людей к природно-экологическим условиям, то этносы (народы) — это социальные, исторические общности, и их развитие определяется не биологическими законами, а законами истории и общественной жизни.

Народы-этносы. Население нашей планеты очень разнообразно. Какая бы часть ойкумены (заселенной части Земли) ни была взята, везде находятся многочисленные народы-этносы — от многомиллионных наций до малочисленных племен и иных этнических групп. Все народы с помощью своей хозяйственной деятельности приспосабливались к жизни в тех или иных природных (климатических, ландшафтных и т. п.) условиях. Поэтому региональные и этнические коллективы приобрели не вполне одинаковые, а часто и очень различные навыки хозяйственной деятельности, разный опыт производства материальных благ и культурных ценностей. Эти различия стали основой для экономического, культурного и иного обмена между народами.

Каждый народ-этнос занимает собственное место в международном разделении труда, взаимодействии и сотрудничестве. Все народы создают свои культуры и вносят свой вклад — больший или меньший — в мировую культуру и цивилизацию.

У каждого народа Земли — своя собственная история; но она создается каждым этносом не обособленно, а во взаимодействии с народами-соседями. В ходе исторического развития этносы постепенно обретали (во многом — на опыте) навыки совместного проживания и сотрудничества с другими народами, взаимного уважения и терпимости; этот процесс продолжается и в наши дни.

Взаимодействие между этносами в ходе их формирования (этногенеза) и развития часто приводило и приводит к включению их — целиком или частично — в состав других этносов, к смешению, интеграции, слиянию друг с другом в новых комбинациях. Эти процессы имеют характер закона — одного из общих законов этнической истории: за время своего существования ни один этнос не избежал такого включения в себя разных компонентов. «Чистых» этносов (народов) — как и «чистых» рас — не существует, все народы являются смешанными.

Более того: культурное, экономическое взаимодействие и другие формы сотрудничества — это одно из важнейших условий успешного развития, прогресса и совершенствования этносов. И напротив, экономическая и иная изоляция тех или иных обществ (этносов) ведет к застою экономики, узости мышления, социальной отсталости.

Каждый народ (этнос) накапливает свой жизненный опыт и имеет право выражать свою точку зрения по любому поводу и вопросу; каждый народ может иметь свои национальные (этнические) интересы и обладает правом отстаивать и защищать их. Все это верно и справедливо.

Нужно только, чтобы это не наносило вреда, ущерба или обиды другим этносам; чтобы естественный патриотизм в оценках себя и других ни при каких условиях не перерастал в этнонационализм, в концепцию превосходства своего этноса и пренебрежительное отношение к другим народам. Нет народов, которые имели бы право презирать другие народы или тем более угнетать их.

Все этносы имеют право на уважение и на свою культурную и иную самобытность, на жизнь и развитие.

В.В. Пименов

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ ПО ГЛАВАМ