Общественная и семейная жизнь
Феодальная эксплуатация народов Российского Европейского Севера осуществлялась непосредственно государством. Помещичьих владений здесь почти не оило. Местное крестьянство сохраняло обычаи избрания общинных старост и других должностных лиц крестьянской общины. Однако XVIII в. и реформы Петра I внесли в жизнь карельских, русских и вепсских крестьян большие изменения. Вначале XVIII в. и позднее мили построены Олонецкие петровские железодела-юльпыо, медеплавильные, пушечнолитейные и другие
заводы, к которым приписывались (то есть прикреплялись для исполнения трудовой повинности) многие окрестные крестьянские общины. Крестьяне добывали болотную руду и доставляли ее к заводам (в Петрозаводске и других местах), выжигали древесный уголь, а отчасти становились работными людьми на самом заводском производстве (литейном, кузнечном и прочем). Все это сказалось на формах социальной жизни местных народов.
Важным элементом социальной жизни стала 25-летняя служба в постоянной армии. Участие в Северной войне (1700- 1721), служба в русском флоте способствовали — через возвратившихся солдат и матросов — созданию новых форм народного исторического сознания, связанного с пониманием патриотических задач народов России.
Еще одна форма межнационального общения была порождена чисто хозяйственной потребностью. Недостаток хлеба в неурожайные годы толкал северян — русских, карелов, коми и вепсов — искать способы дополнительного заработка в виде отхожих промыслов. Иногда работу можно было найти поблизости — на лесоповале, вывозке и сплаве леса, а иногда для этого приходилось идти на строительство в Петербург, на сельскохозяйственные работы в богатые хлебом юж-
ные губернии. В отходничестве участвовали почти исключительно молодые мужчины, восприимчивые к новым условиям и впечатлениям. Они приносили с гобои знание другого, русского языка, выученные в чужих краях песни, сказки, частушки.
Порой отходничество принимало иное направление. Так, в XIX в. и в начале XX в. северные карелы занимались коробейничеством (мелкой разносной торговлей) в Финляндии, откуда приносили культурные элементы другой этнической природы.
Семьи у народов Российского Севера нередко бывали крупными: их главы — большаки — препятствовали разделам: у большой семьи было больше шансов сохранить относительно высокий уровень материального достатка. Тем не менее развитие капиталистических отношений способствовало массовому разделу оомой-общин и распространению малых— простых семой (супруги, их дети, один из родителей супругов).
Повсеместное формирование колхозов после Р. 1929г. отчасти отражало привычку крестьян-северян к общинным формам жизни. Даже свадьба у сельских жителей Российского Севера не могла быть просто частным делом врачующихся, а становилась коллективным, общедеревенским мероприятием.
Религиозная жизнь этих народов тоже нередко приобретала характер общественных, коллективных действий. Карелы и вепсы приняли христианство в форме православия в XI—XIII вв., коми — в XIV в., лопари (саамы) — в XVI в. Попытки изменения религиозной ориентации у карелов (православия на лютеранство в начале XVII в.) подтолкнули их к переселению в Россию. Деятельность Стефана Пермского, крестившего коми-зырян, была одновременно попыткой создания их письменности.
Одпако христианство не вытеснило прежних верований, которые жили раньше в сознании и обрядах саамов, карелов, вепсов, коми. Наряду с верой в хрикого бога и святых среди крестьян и других слоев общества сохранялась вера в лесовика, банного хозяи-
на и других представителей низшей демонологии. Сохранялась вера в знахарей и колдунов, которые, согласно поверью, якобы могли наслать порчу, болезнь и всякого рода несчастья.
Православные церкви нередко ставились на местах прежних, дохристианских (языческих) мольбищ. В жертву христианскому богу приносились домашние животные (бык, баран), и православные священники благословляли такие жертвы. Существует легенда, будто в давние времена каждый раз для жертвы появлялся дикий олень. Но однажды он почему-то задержался и, не дождавшись его, верующие принесли в жертву домашнее животное. С тех пор олень перестал появляться.
Так более поздняя религиозная система ассимилирует (включает в себя) предшествующие верования и ритуалы.
В конце XVIII в. (1785) поэт и государственный деятель Г.Р. Державин получил должность губернатора Олонецкой губернии (она охватывала территорию южной и средней Карелии — область расселения части карелов, вепсов и русских) с центром в г. Петрозаводске. В отличие от иных губернаторов Г.Р. Державин принял поручение всерьез, объехал и лично осмотрел вверенную губернию. В сохранившемся дневнике («Поденной записке») Державина отмечены особенности национального состава населения губернии, а также характерная черта его конфессионального (религиозного, вероисповедального) состава: во многих селах и погостах все или часть жителей были раскольниками, не подчинявшимися официальным церковным властям.
В наше время среди северных русских, саамов, карелов, вепсов и коми интерес к православию невелик, но пережитки суеверий, связанных с низшей демонологией, нередко сохраняются.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология