Языковой состав и культуры народов урало поволжья
Национальные языки. Языки семи народов Урало-Поволжской ИЭО принадлежат к двум языковым семьям — уральской и алтайской. Уральская языковая семья представлена двумя ветвями — пермской и вол-го-финской. Пермскую ветвь представляет удмуртский язык. На нем же говорят бесермяне. К волго-финской ветви уральской языковой семьи принадлежат два мордовских языка (эрзянский и мокшанский) и два марийских (горный и луговой). Правда, некоторые языковеды считают горно-марийский язык диалектом марийского языка.
Алтайская семья языков представлена тюркской ветвью — это башкирский, татарский и чувашский языки. Татарский и башкирский языки входят в кыпчакскую языковую группу (ее наиболее ранние представители—половцы-куманы), а чувашский язык составляет среди тюркских языков особую — булгарскую — группу.
В прошлом — до середины XIX в. и даже позднее — все языки, кроме татарского, оставались бесписьменными. У татар до середины XIX в. существовал старотатарский литературный язык. До наших дней сохранился литературный памятник на этом языке—поэма древнебулгарского автора Кул Гали «Кыйса-и-Йосыф» написанная в XIII в. Татарская письменность вплоть до 1927г. основывалась на арабской графике, затем недолго (в 1928 — 1939 гг.) — на латинской, после чего была переведена на кириллицу. Формирование современного татарского языка происходило во второй по-
ловине XIX — начале XX в. Тогда же татары Казанской губернии вышли на одно из первых мест среди нерусских народов России по количеству и разнообразию изданных книг.
По-иному складывалась литературно-письменная жизнь других урало-поволжских народов. Во второй половине XIX в. создаются письменности и появляются первые грамматики и буквари у чувашей, марийцев, мордвы. Для башкир еще во второй половине XIX в. книги издавались в Казани на письменно-литературном языке тюрки. Башкирский алфавит был создан — на основе русской графики только в конце XIX— начале XX в.
В настоящее время в национальных республиках 11оволжья и Приуралья функционируют литературные языки, развита профессиональная литература.
Хозяйство и материальная культура. В Среднем Поволжье — зоне смешанных лесов, где много земель с хорошими, удобными для агрикультуры почвами, — уже давно сложилось комплексное земледельческое и животноводческое хозяйство. Пахотными орудиями чаще служили плуги, в том числе сабан, с передними колесами — местное изобретение, восходящее к земледельческим традициям еще булгарского времени. (с помощью сабана вспахивались целинные и залежные земли. Постепенно сабан был вытеснен сохой или легким плугом промышленного изготовления. Только у западных башкир, располагавших большим количеством целинных земель и имевших больше, чем другие пароды региона, лошадей, сабан использовался почти до конца XIX в.
Интенсивно развивалось в Поволжье и Приуралье животноводство. У восточных башкир сложилось подвижное (кочевое, отгонное) скотоводство. Башкиры разводили крупные отары овец, табуны лошадей, стада крупного рогатого скота. Им свойственна особая любовь к коню, что соответствовало основному типу их хозяйственной деятельности, имевшей широкое распространение еще в XIX в. Любопытно, что любовь к коню живет также в сердцах татар и чувашей, напоми-
ная о далеком кочевническом прошлом их предков — древних булгар и кыпчаков.
Заметное распространение получила в Урало-Поволжье и такая отрасль промыслово-хозяйственной деятельности, как бортничество (сбор меда диких пчел), а в более позднее время — пчеловодство.
В настоящее время народы, населяющие Урало-Поволжский регион, вовлечены, разумеется, и в другие, более современные виды труда: промышленное и аграрное производство с использованием прогрессивной техники и технологий. Татария и Башкирия — крупные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие республики, в Чувашии размещены высокотехнологичные приборосторительные производства. Доля городского населения уже давно приближается к сельскому или превосходит его. И все же в хозяйственно-производственной деятельности сохраняются определенные особенности, отражающие специфику исторического и культурного развития поволжских народов.
Так, чуваши издавна выращивали хмель. Чувашия и сейчас — главный производитель хмеля в России. Башкирия до сих пор славится кумысом (слабоалкогольный напиток из кобыльего молока) и медом. К региональным отраслям Удмуртии и Мордовии относится лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленность, представленная в прошлом лесными промыслами—углежжением, смолокурением, рогожным промыслом и др. Татары занимались обработкой кож, овчин, шитьем обуви, полушубков, шапок. Некоторые поселки превратились даже в специализированные ремесленные центры шубников, рукавичников, валяльщиков (изготовителей валяной обуви). Эти виды производства развиты в Татарии и сейчас.
Сельские жилые постройки удмуртов, марийцев, чувашей, мордвы очень похожи на среднерусские избы. Такие дома — бревенчатые постройки под двускатной или трехскатной крышей с тремя, реже четырьмя окнами по уличному фасаду — по сей день широко распространены в деревнях и селах Поволжья и Приура-лья. К избе примыкают двустворчатые крытые ворота, часто украшенные резьбой.
Значительную часть избы занимает духовая, или «русская», печь, используемая для отопления, выпечки хлеба и приготовления пищи. В домах татар, башкир и н районах, где ощущается татарско-башкирское влияние, кроме главной печи имеется небольшая печка с отдельной топкой, но общим дымоходом. В эту печку встраивается (вмазывается) котел, используемый для приготовления корма для скота. Кроме того, в избах татар и башкир имелись просторные нары; на них раньше работали, ели, спали и даже принимали тоетой; нередко эти нары сохраняются в жилом интерьере до настоящего времени.
В наибольшей степени древние обычаи, вкусы и привычки сохраняются в пище. Для Волго-Уральского региона типичны разнообразные пироги — открытые и закрытые, с мясной, овощной, картофельной, крупяной и фруктово-ягодной начинками. Своеобразны пироги с черемухой и калиной.
Для тюркских народов характерно умение готовить разнообразные мясные блюда: домашние колбасы (татарская и башкирская казы), чувашский шыртан (коровий желудок, начиненный мясом), фаршированная курица по-татарски, башкирский бешбармак (куски мяса с лапшой).
Среди финских народов Поволжья и Приуралья популярны разнообразные каши (пшенная, гречневая, ячменная) и мучные блюда: блины, лепешки, пироги, ватрушки. Широкое распространение получили пельмени — кушанье, известное, наверно, всем. Многие считают пельмени национальным русским блюдом. Однако своим происхождением они обязаны кухне коми и удмуртов. Удмуртское слово пельнянь переводится как «хлебное ухо». Удмурты делают пельмени не только с мясной, но и с иной начинкой.
Обычай гостеприимства, требующий обязательного угощения гостя или зашедшего в дом путника, со-олюдается и по сей день.
Семейные отношения, традиционные обряды и обычаи. Жилой дом у народов Урало-Поволжья условно долился на мужскую и женскую половины. Часть
избы, примыкающая к печи, считалась женской. Такое деление жилого пространства особенно типично для мусульманских народов — татар и башкир.
В прошлом семейный быт был наполнен многочисленными обычаями и правилами поведения. Широкое распространение имели насильственные браки, заключавшиеся по воле родителей без учета мнения молодых. У удмуртов, марийцев и мордвы нередко встречались браки взрослых девушек с мальчиками. Родители задерживали девушек дома как можно дольше для того, чтобы иметь лишние рабочие руки в семье, а родители женихов стремились поскорее заполучить в дом невесток-работниц. Это нашло отражение в фольклоре.
Среди татар и башкир существовал обычай уплаты калыма (выкупа) за невесту; для мордвы характерен древний обычай избегания молодой невесткой встреч и разговоров с мужчинами — членами семьи мужа; а в татарской и отчасти в башкирской среде молодых людей мужского и женского пола, в соответствии с требованиями мусульманского обычая, вообще старались воспитывать раздельно.
У татар и башкир, как у всех мусульман, допускалось многоженство. Впрочем, оно имело некоторое распространение лишь среди купечества, духовенства или сельских богатеев. В крестьянских семьях оно было очень редким явлением. Вторую жену мужчина брал обычно лишь в случае бездетности или болезненности первой. После 1917г. многоженство в России запрещено законом.
В XIX в. у некоторых народов сохранялась так называемая большая, или неразделенная, семья, состоявшая из 20—30 человек. Входившие в нее родственники вели общее хозяйство, во главе стоял обычно старший мужчина, который выступал руководителем семейного коллектива. Власть хозяина и характер отношений в таких семьях у разных народов различались, но общими были власть главы семьи и зависимое положение женщин (прежде всего от отца, мужа, свекра).
Теперь подобные обычаи отошли в прошлое. Уже давно утвердились малые семьи, состоящие из 3—6 человек. Современные семейные отношения склады-
ваются иначе, чем прежде. Положение мужчин и жен-ниш определяется юридическим равноправием и экономической самостоятельностью. Однако до сих пор разделение труда, обязанностей, нагрузки и ответственности между мужчинами и женщинами в семье неравномерны. Большая часть работы по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, обслуживанию семьи ложится на плечи женщин. Мужья, хоть и помогают женам, но далеко не всегда согласны выполнять «женскую» работу — приготовление пищи, уборку, стирку и т. д. Такие явления чаще встречаются в семейном бытy татар и башкир, чем других народов Урало-По-нолжья. В татарских и башкирских семьях также принято подчеркнуто почтительное отношение жены к мужу. И все-таки тенденцию к установлению фактического равенства мужчин и женщин в семье можно считать преобладающей.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология