logo
Этнология_Под ред

Этническая история северного кавказа

Этногенез. В конце II тыс. до н. э. население Северного Кавказа попало под сильное влияние степных племен Юго-Восточной Европы, среди которых исследователи склонны видеть и древнейших индоевропейцев (то есть племена, говорившие на языках индоевропейской семьи). Их воздействие на местные племена было различным. В одних случаях произошло культурное и этническое смешение с преобладанием степных элементов, в других — горные районы стали укрытием для аборигенов.

Ранний железный век в Юго-Восточной Европе ознаменовался образованием скифского государства. Язык народа, давшего ему название, принадлежал к миру иранских языков. Тогда-то, вероятно, и произошла иранизация культуры и языка некоторых северокавказских народов — например, осетин (самоназвание upoн, на западе Северной Осетии —дигорон). В конце I тыс. до н. э. на всей территории былого господства скифов их сменили также иранские по языку племена сарматов. Но ряд племен Прикубанья сумел сохранить древнюю культуру и язык.

Иначе складывалось взаимодействие с ираноязыч-пыми степняками в Приэльбрусье. Отдельные группы сарматов проникли в горы, расселились среди аборигенов и слились с ними. Наиболее активно происходило оседание в горах сарматских племен аорсов, а позднее — аланов.

А вот население Центрального Кавказа смешалось с пришельцами из степей и подверглось языковой ассимиляции. Как правило, в таких случаях возникало двуязычие. Топонимия горного Кавказа и дигорский диалект осетинского языка сохранили много местных элементов. В предгорных районах сарматизация культуры проявилась сильнее.

На востоке Кавказа и в Дагестане появление степных соседей не изменило картины этнического развития, в том числе и языка местного населения — чеченцев, ингушей, народов Дагестана. Однако археология подтверждает проникновение сарматских элементов в материальную культуру горских народов.

Бурные политические события начала I тыс. н. э., оказавшие воздействие на народы Европы и Азии, не обошли стороной и Кавказ. Великое переселение народов отозвалось и на его жителях. В конце IV в. здесь появились различные племена во главе с гуннами. Подверглись разгрому аланы, большая часть ираноязычного населения бежала в горы, в верховья рек Лабы, Урупа, Ассы. Это еще более способствовало иранизации части горского населения. Сильные потоки завоевателей сдвигали многие группы населения с привычных мест обитания. Все это усложнило процесс формирования северокавказских народов, усилило их этническое многообразие.

Вторжение гуннов на Кавказ началось с востока. Не проникая в горы, они прошли приморским «коридором», частью оседая в предгорьях и на прилегающих к Каспию землях. Их языки принадлежали к тюркской семье, и с их приходом начинается тюркизация части населения Дагестана (этносов Западного Прикаспия). Внутреннего Дагестана эти процессы не коснулись. Тюркское влияние усилилось в половецкую (иначе — куманскую) эпоху (XI —XIII вв.), так как территория, в пределах которой формировалась современная кумыкская народность (прилегающие к Каспийскому приморскому коридору районы Дагестана), находилась на оживленном торговом пуги, связывавшем половецкую степь с Восточным Закавказьем.

Тюркизации подверглась и часть племен Центрального Кавказа. Среди тюркских групп, пришедших в конце IV в. вместе с гуннами и позднее, были и булгарские племена. Политическая нестабильность вынудила часть булгар вторгнуться в пределы Северного Кавказа. С этим связано начало тюркизации в раннее Средневековье жителей ряда районов Северного Кавказа, ранее населенных, как о том свидетельствуют археологические данные, аланами (Пятигорье, Кабардино-Балкария, Верхняя Кубань); сейчас здесь живуттюркоязычные карачаевцы и балкарцы. В XIII в. в Приэльбрусье, Балкарии и на Верхней Кубани появились кыпчаки. Расселившись среди коренного населения, они завершили тюркизацию языка предков карачаевцев и бал-

карцев. Это привело к восприятию местными жителями некоторых элементов кочевнических традиций.

Среди коренных этносов Северного Кавказа есть народ, происхождение которого непосредственно с Кавказом не связано. Но его история тесно сопряжена о ним. Это — ногайцы (58 тыс. чел.), занимающие ныне часть степей Предкавказья. Предки современных ногайцев исстари кочевали, а затем перешли к оседлой жизни. Этническая история ногайского народа ведет начало от времени распада Золотой Орды в конце XIV в. Из ее состава выделился мангытский юрт (племя) во главе с Едигеем, происходившим из тюркизированного монгольского племени мангытов. Когда Мангытская Орда получила название ногай — неизвестно. Б середине XVI в. из-за феодальных междоусобиц Орда распалась на больших и малых ногаев. Современные ногайцы — потомки их обоих.

На протяжении веков в жизни народов Северного Кавказа происходили значительные изменения: менялись границы расселения отдельных народов, протекали процессы ассимиляции или консолидации. На сложные внутренние этнические процессы оказывала воздействие острейшая внешнеполитическая борьба, внешняя экспансия, столкнувшая на Кавказе интересы Турции, Ирана, России и других стран.

Политические события и их этнические последствия. Столкновение политических интересов России и Турции спровоцировало Кавказскую войну (1817 — 1864). Наиболее упорно сопротивлялось присоединению к России население на Восточном Кавказе в те годы, когда движение возглавил имам Шамиль (1799 — 1871) — светский и духовный глава Дагестана и Чечни. Ему удалось создать здесь теократическое государство (имамат)1. Законодательной основой этого государства стало мусульманское право— шариат, в то время как основная масса населения придерживалась в оыту норм обычного права — адата. Это осложняло внутригосударственную ситуацию, но не мешало упорно сопротивляться утверждению России на Северном

1 Форма государственного устройства (в мусульманском мире), при которой главе государства стоит глава духовной власти.

Кавказе. Война принесла немало бед горским народам. Для России победа в ней также была оплачена тяжелыми потерями. Тем не менее присоединение Северного Кавказа к России открыло пути для культурного обмена и постепенного сближения северокавказских этносов с русской культурой, включения их в экономическую жизнь огромной державы.

На исходе Кавказской войны многие народы Кавказа были вовлечены в мухаджирское движение — за переселение в Турцию. До этого эмиграция в Турцию носила преимущественно экономический характер — с торговыми целями, в поисках более обеспеченной жизни — и также могла осуществляться с целью духовного совершенствования. В новой, послевоенной ситуации ее характер изменился. Переселение стало массовым. В результате Северный Кавказ лишился значительной части населения, а некоторые группы, например убыхи, жившие на западной части Черноморского побережья, целиком переселились в Турцию. В меньшей степени по сравнению с адыгами, абазинами, абхазами и чеченцами мухаджирство коснулось дагестанцев. Но все же на Ближнем Востоке аварцами, кумыками и даргинцами было основано несколько селений.

Потомки кавказских мухаджиров в настоящее время живут в Ираке, Сирии, Йемене и других странах. Дагестанская диаспора наиболее многочисленна в Турции. Ее особенность в том, что проживающие здесь даргинцы и лакцы перешли на аварский язык, что объясняется большей численностью аварцев и частыми межнациональными браками. Судя по опубликованным данным, две трети дагестанцев в Турции (из более чем 80 тыс.) уже не владеют родным языком.

После революции 1917г. на Северном Кавказе при содействии советской власти сложилась система автономных республик, которая существует до сих пор.

В конце Великой Отечественной войны (1944) несколько народов Северного Кавказа (балкарцы, ингуши, карачаевцы, чеченцы) подверглись депортации в восточные районы СССР. Лишь в конце 1950-х гг. после того как депортация была официально признана

незаконной, эти народы вернулись в места прежнего проживания. В годы депортации они сумели сохранить традиционный образ жизни.

Картина расселения горских народов на протяже-нпн их истории часто менялась из-за малоземелья. Нехватку земли горцы испытывали всегда. Особой остроты эта проблема достигла в конце XIX в. Одним из способов ее решения стало переселение горцев в предгорья и на равнину. Наиболее активно этот процесс протекал во второй половине XX в. В него были вовлечены многие народы Дагестана. Советское государство поддерживало переселение, результатом которого стало создание новых крупных населенных пунктов, некоторые из них превратились в города. Важно отметить, что по этническому составу большинство новых селений стали многонациональными, что также изменило этническую картину расселения народов Дагестана.

В 1990г. национггльные республики Северного Кавказа приобрели статус субъектов Российской Федерации.

В 1994—1995 гг. чрезвычайное обострение отношений между центральной властью России и руководством Чечни (Республики Ичкерии) переросло в вооруженный конфликт. Борьба местных незаконных вооруженных формирований против властей и населения соседних республик (например, Дагестана) и областей, а также против федеральных вооруженных сил существенно осложняет межэтнические отношения на Северном Кавказе.