logo
Этнология_Под ред

Духовная культура

Фольклор. В фольклорном (народном) творчестве того или иного народа Поволжья и Приуралья различные жанры представлены в неодинаковой мере. Довольно сильно различаются фольклорные традиции тюркских и финно-угорских пародов: так, в башкирском фольклоре заметное место занимают героико-эпические произведения, например, поэмы «Урал-батыр» (об эпическом предке башкир Урал-батыре) и «Акбузат» (о волшебном крылатом коне, помогающем героям) и др. Широко известны и любимы песни о национальном башкирском герое, сподвижнике Емельяна Пугачева, Салавате Юлаеве,

который и сам был талантливым поэтом-импровизатором. В татарском фольклоре особенно оригинальны байты — поэтические повествования о различных событиях, близкие по строению к литературной балладе.

Особое место в фольклоре народов Урало-Повол-жья занимают песни. Это песни исторические, что воспевают конкретные события и людей, например, Емельяна Пугачева; песни солдатские, или рекрутские — о тяжелой солдатской службе; песни бытовые, свадебные, плясовые, лирические и др. Большого мастерства в искусстве создания песен различных жанров достигли финно-угорские народы. Марийцы создали особый жанр «песен печали». Среди удмуртов был обычай, согласно которому каждый рекрут, а также девушка, выходившая замуж в другую деревню, должны были сочинить на память о себе песню.

Художественная культура народов тесно связана с пением и его музыкальным сопровождением. Наибольшим распространением пользовались духовые инструменты — дудки, свирели. У финских народов Поволжья и у чувашей был еще один любопытный инструмент — волынка с пузырем. Татары и башкиры отдавали предпочтение кураю — тростниковой флейте с своеобразным мелодичным звуком — и кубызу — небольшой дудочке. На рубеже XIX и XX столетий среди всех поволжских народов широко распространилась русская гармоника, причем татары и башкиры предпочитали гармонику с особым строем.

Народное прикладное искусство. Одним из самых развитых и любимых видов прикладного искусства в Урало-Поволжье было вышивание. Вышивки удмуртов, марийцев, чувашей и татар отличаются яркостью, колоритностью, живописностью. В орнаменте вышивки преобладали геометрические узоры в сочетании с растительными. Существовало множество приемов вышивания: например, башкирские женщины знали их более двадцати.

Удмурты, чуваши, марийцы отличались мастерством изготовления тканых предметов: ковров, дорожек, по-

крывал, скатертей. Особенно интересны по своим цветовым решениям безворсовые ковры-паласы.

Высокого развития у ряда народов достигло искусство резьбы по дереву. Марийцы большое внимание уделяли украшению посуды, но резьба покрывала и многие другие бытовые предметы — чашки, прялки, мебель, дуги и т. п. Интересные резные узоры мордвы на свадебных сундуках, сделанных в форме кадки (парь,)—хранилищах одежды, украшений, приданого невесты.

Орнаментальные навыки татар и башкир особенно проявились при изготовлении ювелирных украшений, в искусстве чеканки. Эти народы достигли большого искусства в орнаментации кожи тиснением, а также изготовлением орнаментов в технике мозаики и аппликации.

В прикладном искусстве татар определенное место занимала графика, соединенная с каллиграфией. Она применялась в ювелирном деле, в оформлении рукописей и книг, а также шамаилов — изречений из Корана, развешиваемых на стенах жилища.

Выдающиеся деятели культуры и культурные достижения. Выходцем из мордовской деревни был выдающийся скульптор с мировым именем Степан Эрьзя (1876—1959). Настоящая фамилия его — Нефёдов, а псевдоним, под которым мастер известен всему миру, это этноним народа, к которому он принадлежал. Эрьзя долгое время работал в Аргентине, где использовал в качестве материала для своих знаменитых скульптурпых фигур редкие породы дерева. Есть в его

коллекции и портреты представителей мордовского народа.

В последние годы распространилось мнение о мордовском происхождении известного церковного деятеля XVII в. патриарха Никона (1605— 1681), с церковными реформами которого связывается раскол Русской православной церкви. Так ли это, достоверно не известно, но среди мордовских историков эта точка зрения имеет активных сторонников.

Один из видов вклада в культуру — работа в области науки. Удмуртская исследовательница Л.С. Христолюбова собрала сведения об удмуртах-ученых, работавших и работающих как в самой Удмуртии, так и за ее пределами. Оказалось, что этот небольшой по численности народ выделил из своей среды (по неполным данным) свыше 400 научных работников, вносивших и вносящих заметный вклад в различные отрасли науки.

Марийский народ прославили такие деятели культуры, как композиторы Яков (отец) и Андрей (сын) Эшпай. Я. Эшпай стал основоположником марийского профессионального музыкального искусства. В течение всей жизни он собирал и издавал народные марийские песни, которые благодаря ему получили.известность в мире. Андрей Эшпай продолжил дело отца. Опираясь, в частности, на марийский музыкальный фольклор, он создал немало ярких музыкальных произведений.

Высокую оценку в свое время получила талантливая игра первого марийского киноактера, Йывана Кырля (К. Иванова) — исполнителя роли беспризорника-Мустафы в первом отечественном звуковом фильме «Путевка в жизнь».

Еще до революции 1917г. во многих странах стала известна марийская народная вышивка, до сих пор пользующаяся спросом на российском и европейском рынках.

Заметный вклад в развитие российской науки, культуры, искусства внесли представители чувашского народа. Из Чувашии происходили известный ученый-китаевед Н.Я. Бичурин (в монашестве — Иакинф,1777 – 1853) и архитектор П.Е. Егоров (1728- 1789) — один из предполагаемых создателей ограды Летнего сада, участник строительства Мраморного и Зимнего дворцов, Смольного монастыря в Петербурге.

К классикам чувашской поэзии причисляют К.В. Иванова (1890—1915). Будучи очень молодым человеком, Константин Иванов написал поэму «Нарспи» о тяжелой судьбе чувашской девушки. В честь столетия со дня рождения поэта решением Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 1990 год был объявлен годом К. Иванова. Чувство национальной гордости вызывают в наши дни у чувашей их земляки — летчик-космонавт Андриан Николаев, солистка Большого театра балерина Надежда Павлова, поэт и переводчик Геннадий Айги.

Народы России познакомились с радостным весенним татарско-башкирским праздником сабантуй — праздником плуга. В последние годы его празднуют даже в Москве. Широкую известность получило имя и творчество татарского поэта, автора знаменитой «Моабитской тетради» Мусы Джалиля (1906—1944), погибшего в фашистских застенках в годы Великой Отечественной войны. Заслуженной славой пользуется исполнительское искусство современного татарского певца Рената Ибрагимова. Далеко за пределами своей республики известен современный башкирский писатель Мустай Карим.

Три парода — башкиры, татары и казахи — считают своим известного поэта-просветителя XIX в. Акмуллу. Дело в том, что он одинаково свободно писал и импровизировал на языках всех трех народов, не считая общего для них для всех литературного языка тюрки. Имея широкое мусульманское образование, Акмулла исповедовал гуманистические взгляды, выступал за мир между народами. В одном из своих стихотворений он писал:

Говорят: если у тебя русский является другом,

То удачными будут у тебя все пути.

Не зря же избитые в кровь мурзами

Всегда находят у русских милости.

У народов Поволжья и Приуралья развито и профессиональное искусство, создаваемое писателями, художниками, композиторами, актерами и другими деятелями культуры. В республиках этого региона действуют национальные театры: драматические, музыкальные, в том числе театры оперы и балета. Большой популярностью в республиках и за их пределами пользуются ансамбли народных песен и танцев — удмуртский «Италмас», мордовский «Умарина», марийский «Марий Эл» и др.