Этнические процессы в северной америке
Открытие и колонизация Северной Америки. Второе после первоначального заселения «открытие» Америки произошло, как известно, в конце XV в. Начиная с XVII столетия Северная Америка стала пре-
вращаться в область, заселяемую испанцами, французами, голландцами, немцами. Но больше всех притягивала Америка англичан, которых голландцы называли вместо «инглиш» («английский») «янгис». Так образовался этноним янки, сначала для обозначения англичан в Америке, позднее — всех жителей северных Штатов, а иногда и любого белого, рожденного в США.
Уже в начале XVII в. на восточном побережье европейцы основывают первые города. Голландцы за 200 нынешних крон выкупают остров Манхэттен и основывают на нем маленькое поселение — Новый Амстердам, ставший центром голландских колоний, которые, будучи наполовину населены англичанами, вскоре отошли к владениям Англии.
К началу XVII в. испанские поселения занимали довольно большую территорию как на атлантическом побережье Северной Америки (Флорида, Джорджия, Северная Каролина), так и на берегах Мексиканского залива. На западе им принадлежала Калифорния, области современных штатов Техас, Аризона, Нью-Мексико. Но в XVII в. Испанию начали теснить Франция и Англия. Таким образом, влияние испанской колонизации ограничилось юго-западом. Наиболее серьезными претендентами на господство в американских колониях стали Англия, Голландия, Франция.
Потомки небольших групп первых переселенцев из Голландии, Швеции, Норвегии, Ирландии, Германии составляют и сейчас большую часть сельского населения восточных штатов.
В целом европейское проникновение в Северную Америку протекало медленно. И индейцы, особенно в нейтральных областях Северной Америки, в XVI, а иногда еще в XVII и XVIII вв., его не ощущали. Из Голландии и Франции в Северную Америку с XVII в. прибывали купцы-меховщики, которые скупали у индейцев за бесценок мягкое золото и не были заинтересованы в уничтожении или сгоне с места обитания коренного населения.
И все-таки европейские переселенцы постепенно продвигались вглубь континента. За охотниками, подоб-
ными герою романов Фенимора Купера— Натаниэлю Бампо (он же Зверобой, Кожаный Чулок, Соколиный Глаз), шли лесорубы, расчищавшие земли для посевов и возводившие дома из бревен. Л в степных районах колонисты разводили скот. Ковбой (по-русски дословно это переводится как «коровий мальчик», то есть пастух) стал центральной фигурой в прериях, на праздниках (родео), в фольклоре, а затем и в литературе.
Английская колонизация Северной Америки проводилась в широких масштабах. Америка представлялась беднякам в Европе землей обетованной, где можно найти спасение от притеснений крупных землевладельцев, религиозных преследований, долгов. Английские колонии возникали одна за другой, уже в середине XVIII в. у англичан было 37. колоний с общим населением в 1,6 млн. человек.
В американской историографии чаще всего представляется, будто колонизовались в основном свободные земли. На самом деле это не так. Восточная часть Северной Америки была довольно густо заселена индейцами. И к первой четверти XVIIIв. прибрежные племена Новой Англии и Виргинии были почти полностью истреблены. Превращать индейцев в рабов было невозможно, так как они предпочитали рабству смерть.
На юго-востоке, кроме англичан, было много плантаторов-французов. К началу XIX в. сюда было ввезено до I млн. негров, которых начали ввозить в южные колонии с первой половины XVII в. В I860 г. их было уже 1 млн. человек. Расселяли их в юго-восточных,
южных и юго-западных штатах — там, где выращивали хлопок. И сегодня в этих штатах негритянское население составляет значительный процент, и почти половина всего негритянского населения США живет на юге страны.
Со второй половины XIX в. началось изменение этнического состава новой волны эмигрантов в Северную Америку. Больше половины составляли приезжие из Европы, но на западном побережье появилось много переселенцев из Китая и Японии. Переход на английский язык становится основой для их адаптации. Начинают формироваться, подчиняя себе все этнические группы, американские бытовые, психологические и социальные стандарты образа жизни.
Русские в Америке. Первые русские исследования Америки и окружающих ее северо-западную оконечность вод связаны с именем Петра I, который в 1725 году издал указ о первой русской экспедиции к берегам Америки во главе с датчанином Витусом Берингом, состоявшим на российской службе. Экспедиция 1741 — 1742 гг., возглавляемая помимо Беринга А.И. Чириковым, позволила открыть Алеутские острова, Берингов пролив и достигла Америки.
После экспедиций на американские земли, где было обнаружено множество пушного зверя, туда двинулись русские охотники и купцы. Началось освоение Америки русскими людьми. Купец Григорий Иванович Шелихов в 1783 году снарядил экспедицию для заселения Америки русскими, организации там купеческо-промысловой компании по добыче пушного зверя и постепенного присоединения ее к России. Русская колония расселилась до о. Кадьяка, превратившись в первую русскую колонию на американских землях. Но Екатерина II поддержать колонизацию Америки отказалась. Продолжил дело Шелихова А.А. Баранов, основавший столицу русских владений в Америке — Ново-Архангельск, распространивший русские владения и на Северную Калифорнию — неподалеку от испанского Сан-Франциско в 1812г. отрядом русских промыш-
ленников и алеутов была основана русская крепость Форт-Росс.
Первую точную карту северо-западных земель Америки составил русский офицер-географ Лаврентий Загоскин. Он исследовал флору, фауну края, быт, обычаи, искусство эскимосов. Русские карты были намного точнее английских, испанских и американских. Это признавали такие известные английские путешественники, как Джеймс Кук и Джордж Ванкувер, встречавшиеся во время своих плаваний к берегам Америки с русскими промышленниками и моряками. Впервой четверти XIX в. в Калифорнии побывали известные русские путешественники-мореплаватели: в 1824 г. — М.П. Лазарев, а в 1825 г. — О.Е. Коцебу.
Но российское правительство не очень ценило свои дальние колонии— пушнины становилось все меньше из-за нерационального истребления зверя, и в 1867г. Александр II продал Аляску США за семь миллионов долларов. Россия потеряла эти земли навсегда, а в 1896г. там обнаружили золото и за один год добыли его на 10 млн. долларов.
История формирования североамериканской нации. Современные народы Америки сформировались в результате смешения народов из разных стран Европы (иммигрантов) и афро-американцев (ввозимых негров – рабов) с местными индейскими племенами и народностями. И формирование современных крупных этнонаций, и вся дальнейшая история этнических процессов в США шли под влиянием миграционных про-
За исключением некоторых индейских народов и эскимосов, все современные этнические общности Америки имеют в качестве родных языки европейских колонизаторов (английский, испанский, португальский, французский и др.) или происходящие от них диалекты. Некоторые исследователи считают, что через сто лет англичане и американцы смогут общаться только через переводчика. Американская форма английского языка развивается намного быстрее британской. Американцы обращаются с языком более свободно и могут
менять его по своему желанию, так как для многих американцев английский язык не является родным языком.
Колонисты Северной Америки сравнительно мало смешивались с туземным индейским населением. Заселение Северной Америки как британскими, так и французскими колонистами велось семейными группами, либо с европейской родины специально для создания семей привозили женщин.
По атлантическому побережью Северной Америки выходцы из разных держав основывали колонии. Колонии Голландии и Швеции просуществовали недолго и были захвачены англичанами. В начале XVII в. на приатлантических землях современной Канады возникли колонии Франции. Южнее, вдоль всего побережья, вытянулись 13 британских колоний — будущие Соединенные Штаты. Здесь население с самого начала было более пестрым: наряду с англичанами, шотландцами и ирландцами оно включало и небольшое число немцев, шведов и других европейских групп и значительное число негров-невольников.
В последней четверти XVIII в. 13 американских колоний Великобритании восстали против метрополии и после революционной войны основали новое самостоятельное государство — Соединенные Штаты Америки, население которого в ходе войны за независимость образовало американскую нацию.
Население США росло очень быстро в результате высокой рождаемости и значительной иммиграции, среди иммигрантов со временем стала увеличиваться доля небританских элементов (немцев и др.). Первая общегосударственная перепись США, проведенная в 1790г., показала, что в конце XVIII в. британцы, шотландцы, ирландцы и уэльсцы составляли около 3/4 всего населения страны.
В XIX в. приток переселенцев из разных стран Европы продолжался. В Соединенные Штаты в это время въехало 20 млн. человек при населении на начало века в 5 млн. человек. В результате массового притока иммигрантов в США сложились, наряду с основными нациями этих стран, этнические группы аме-
риканских и канадских немцев, голландцев, евреев, шведов, норвежцев. Еще более мощным был приток иммигрантов в XX веке. (К 1980 г. — 30 млн. человек в США).
В последней четверти XIX в. началась «новая» иммиграция: из Южной, Центральной и Восточной Европы ехали итальянцы, евреи, поляки, венгры, украинцы, позднее — португальцы, греки. Затем усилился приток китайцев, японцев, мексиканцев, выходцев из стран Карибского бассейна и других латиноамериканских стран.
Этническая территория американского народа совпадает с территорией государства Соединенных Штатов. США— однонациональная страна. Как единой этноисторической общности, ей 200 лет.
Свыше 70% американцев живут в городах. И все многочисленные эмигрантские группы в США в основном сосредоточены в крупнейших городах-гигантах: в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Детройте, Лос-Анджелесе. Большой интерес представляет расселение этнических групп внутри больших городов. Повсеместно возникают этнические кварталы и районы. Особенно компактно расселены мексиканцы США— чикакос — на юго-западе США. Есть и этноконфессиональные группы, образованные религиозными сектами, которые живут обособленными общинами (мормоны).
Этнический и расовый состав населения США. В СШA живут представители трех больших рас человечества.
К большой негроидной расе принадлежат прежде всего афро-американцы США (около 30 млн. человек) — потомки негров, вывезенных из разных частей Африки в качестве невольников в XVII —XIX вв. Среди негров велика европеоидная примесь. Мулаты получили преобладание в современной негритянской среде. К негроидной расе принадлежит и большинство мигрантов из Вест-Индии (ямайцы, барбадосцы). Смешанной группой, европеоидно-негроидной (мулатской) с примесью индейской крови являются пуэрториканцы.
Монголоидная раса представлена прежде всего аборигенными народами, а также эмигрантами из Азии — китайцами, японцами, филиппинцами. Крупной смешанной в расовом отношении группой являются мексиканцы США, которые ведут свое происхождение от испанских колонистов, смешавшихся с местными индейцами. В большинстве своем они метисы.
Подавляющее большинство населения составляют люди европеоидной расы — эмигранты и потомки эмигрантов из Европы. Немцы — самая многочисленная и старая эмигрантская группа. Среди них много фермеров, высок имущественный, образовательный уровень. Ирландцы отличаются относительно большой долей рабочих. Итальянцы, американизация которых значительна, продолжают хранить значение семьи как залог этнической солидарности.
Те, кого в США называют мексикано-американцами, или «чиканос» (кличка, ставшая политическим термином, а потом этнонимом) представляют собой крупную, быстрорастущую этногруппу страны. Большинство их живет в пяти штатах — Клифорнии, Аризоне, Колорадо, Нью-Мексико и Техасе — на территории, которая до середины XIX в. принадлежала Мексике. Мексиканцы США — самостоятельный этнос по отношению к мексиканцам мексиканского государства.
Пуэрториканцы — крупнейшая послевоенная эмигрантская группа США. Испанский язык связывает их с выходцами из Латинской Америки, особенно с чиканос.
Необходимо также сказать об американцах азиатского происхождения — это японцы, китайцы. Они живут в западных, тихоокеанских штатах, особенно много их в Калифорнии. У китайцев большее, чем у японцев, значение сохранили национальные кварталы в городах— «чайнатауны», крупнейшие из которых находятся в Сан-Франциско и Нью-Йорке.
Государственный язык США — американский вариант английского, который неотвратимо вторгался в быт любой этнической группы, формируя двуязычие, а затем занимая доминирующее положение. Второе и последующие эмигрантские поколения переходят на
английский язык во всех сферах жизни, а средства массовой коммуникации — радио, кино, телевидение —ускоряют этот процесс.
Материальная культура американского общества единообразна и характерна для современной индустриальной, урбанизированной страны.
Что касается религиозного деления, то примерно две трети жителей являются протестантами, чуть меньше одной трети — католики, примерно 3% — иудаисты, а также члены множества других вероисповеданий и сект. Особенно влиятельны среди негров баптистская и методистская протестантские церкви. Своеобразна конфессиональная общность мормонов, большая часть которых живет в штате Юта. Мормонство — чисто американское вероисповедание, возникшее в США в первой половине XIX в. Его последователи создали территориальную, экономическую и социальную общность.
Народы Канады. Канада — это огромная и малонаселенная страна. Полтора века Канада была колониальным владением Франции, потом еще столетие I Великобритании — до 1867 года, времени получения статуса первого британского доминиона. В 1931 году была признана ее полная самостоятельность во внутренней и внешней политике.
Этнически эта страна более однородна, чем США. Здесь живет небольшое число негров. Но зато Канада двунациональна.
Англо-канадцы расселены в провинции Онтарио у северного побережья Великих озер, хотя англо-канадская территория простирается отсюда далее на I......д и юго-запад до тихоокеанского побережья. Западную часть страны также заселяет незначительное число англо-канадцев. Англо-канадцы насчитывают 10 млн. человек, что составляет 40% жителей Канады. (>i I и более других народов, составляющих «канадскую мочапку», похожи на американцев: тот же язык, сходное «акающее» произношение, но американцами они ■ еои не считают.
Историческое ядро этого народа в конце XVIII в. составили «лоялисты» — переселенцы из США, кото-
рые не пожелали стать американцами и во время Войны за независимость США поддерживали британскую армию, а после се поражения бежали на свободные земли в оставшейся за англичанами Канаде. Позднее к ним прибавились новые переселенцы из Европы, но унаследованный от «лоялистов» дух независимости от СГДА сохранился. Именно их ополчение отражало вторжения из США, неоднократно силой пытавшихся присоединить Канаду. Именно стремлением укрепить свою культурную автономию и независимость перед лицом «подавляющего соседа» и объясняется заметная тяга англоканадцев к традициям и ценностям классической британской культуры, к национальным элементам культуры своих английских, шотландских и ирландских предков. Вряд ли где-нибудь еще, кроме самой Шотландии, увидишь на празднике мужчин в знаменитых шотландских клетчатых килпгах, по расцветке которых можно установить, к какому шотландскому клану принадлежали предки этого шотландца.
Франко-канадскими являются территории провинции Квебек, востока Онтарио, крупный массив в провинции Нью-Брансуик. Монреаль — второй после Парижа франкоязычный город мира, где вместе с двумя миллионами франкоканадцев живут и сотни тысяч англо-канадцев, итальянцев, греков, евреев, иммигрантов из многих десятков стран всех континентов. Семь миллионов франко-канадцев происходят от десяти тысяч переселенцев из Франции XVII — XVIII в., в жилах которых лишь немного индейской (жены первых поселенцев), ирландской и шотландской крови (после британского завоевания немногие католики-ирландцы и солдаты из числа шотландских горцев женились на франко-канадских девушках и поселялись в их деревнях).
После захвата Французской Канады Великобританией, франко-канадцы жили в отрыве от Франции и при исключительно высокой рождаемости развились в отдельный народ, сохранив родной французский язык, но с особым диалектом, со своими обычаями, музыкальным и устным фольклором, собственной литературой. Они составляют большинство жителей (80%)
в крупнейшей канадской провинции Квебек, единственным официальным языком которой провозглашен французский. Подлинные уголки «доброй старой Франции» с сохранившимися песнями XVII в., с народными ганцами под скрипку сейчас легче найти в этой канадской провинции, нежели на бурно модернизирующемся европейском континенте.
Межэтническое взаимодействие. История Канады и ее огромные географически разнообразные пространства способствовали распространению здесь регионализма. У этого понятия много определений, но, когда мы говорим о Канаде, под ним следует понимать противопоставление друг другу различных районов страны: их природы, хозяйства, культуры, порой политических устремлений жителей.
Действительно, в Канаде природные и сельскохозяйственные зоны представлены широким спектром — от почти субтропиков, персиковых садов и виноградников в низовьях реки Фрейзер, через степные пшеничные поля на берегах Саскачевана до тундровых оленьих пастбищ в дельте реки Маккензи; хозяйственные уклады — от урбанизированного индустриального южного Онтарио до примитивного охотничьего промысла северных индейцев и эскимосов. В одних районах Канады жители говорят только по-французски, в других — только по-английски, а есть районы на севере, где большинство жителей общается на индейских или эскимосских языках. Китайские кварталы, украинские села, немецкие городки...
«Массовая культура», сложившаяся в США, не оказала влияния на канадскую культуру. Здесь сформировалась своя оригинальная культура, непохожая на американскую, в которой различные культурные уклады не сплавились индустрией развлечений и под влиянием рынка в нечто единое, а сложились в своеобразную мозаику — предмет гордости канадцев.
Сами канадцы говорят, что отличие от американцев начинается еще в детстве. Герой американской детворы — ковбой или гангстер — сильный человек, презирающий законы. А герой юных канадцев— по-
лицейский из легендарной Северо-Западной конной полиции — тоже сильная личность, но стоящая на страже закона и порядка на осваиваемых территориях.
Дело в том, что Канада хочет сохранить свою особую самобытность как многонациональная страна. В отличие от «американского плавильного котла», подгоняющего иммигрантов под единый стандарт, Канада— это «страна меньшинств», «этническая мозаика», как любят говорить канадцы. Основу ее составляют две «нации-основательницы», а французский и английский языки получили статус официальных в стране.
Долгое время в общественной жизни Канады господствующее положение занимал английский язык. Но вековая борьба франко-канадцев за равноправие привела к равенству французского и английского языков на общегосударственном уровне. Двуязычны все официальные документы, этикетки товаров, объявления. Во время открытия зимних Олимпийских игр в Калгари в 1988 году гимн Канады (его французский и канадский тексты разнятся по содержанию) был исполнен сначала на одном из индейских языков, а затем куплет за куплетом на французском и английском языках вперемежку.
Конечно, подлинные «народы — основатели Канады» — это индейцы и эскимосы. Сейчас в стране проживает полмиллиона индейцев и более 30 тыс. эскимосов. Последние, хотя и немногочисленны, но составляют большинство населения редконаселенной канадской Арктики. В Канаде не было такого массового истребления индейцев, как в США. Но положение коренных жителей до самого последнего момента оставалось крайне тяжелым. Сегодня их борьба за право свободно развивать свою культуру и за территориальную автономию на земле своих предков поддерживается прогрессивной общественностью страны и признается правительством.
Наконец, более четверти населения Канады составляют несколько десятков других этнических меньшинств. Более миллиона канадцев — немецкого происхождения, чуть меньше миллиона — итальянского, более полумиллиона — украинского. Большинство ка-
надских украинцев— это внуки и правнуки переселенцев из Западной Украины еще тех времен, когда она находилась под властью Австро-Венгрии. Живут они преимущественно в степных провинциях Западной Канады (Манитоба, Саскачеван, Альберта), где составляют в среднем 8% населения. Канадский запад осваивался и заселялся в конце XIX столетия и начале XX не столько переселенцами из ранее заселенной восточной Канады, сколько иммигрантами из различных стран Европы, и потому этнический состав западных провинций отличается особенной пестротой.
Позже, в XX в,, в Канаду прибыли сотни тысяч выходцев из десятков стран Азии, Африки и Латинской Америки. По последней переписи (1981 года) в стране проживают 400 тыс. канадских голландцев, 300 тыс. китайцев, столько же выходцев из скандинавских стран, 260 тыс. евреев, столько же поляков, сотни тысяч португальцев, греков, венгров, индо-пакистанцев, латиноамериканцев, выходцев с островов Вест-Индии, Океании, государств Балканского полуострова, арабских стран, республик СССР.
Франко-канадцы, англо-канадцы, представители многочисленных этнических групп Канады стараются поддерживать и сохранять свои национально-культурные особенности. Существует многоязычная «этническая пресса», регулярно проводятся фольклорные фестивали различных этнических групп под патронатом правительства, а именно министра национальных культур. Общественность декларирует необходимость сохранения Канадой не только своей «этнической» но и «культурной» мозаики.
О.В. Солопова
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология