logo
Этнология_Под ред

Религия и духовная культура

Религии. Передняя Азия — родина нескольких религий. Одна из древнейших среди них — зороастризм, в древности и в Средние века распространенный в Иране, Афганистане, Азербайджане и других странах Ближнего и Среднего Востока. Ныне он сохранился среди парсов Индии и гебров Ирана. Священная книга зороастрийцев — «Авеста», главное божество — Аху-рамазда. Согласно учению зороастризма, в мире идет постоянная борьба двух начал: добра и зла, но добро в конечном счете должно победить. Зороастрийцев называют также огнепоклонниками, так как в их священных ритуалах большую роль играет огонь.

Кроме того, Передняя Азия — место формирования двух так называемых мировых религий — христианства и мусульманства, а также иудаизма, получивших распространение по всему свету. Древними евреями создан Ветхий Завет — та часть Библии, что повествует о сотворении мира и человека, о древней истории еврейского народа и проповедует единобожие (монотеизм). В первых веках нашей эры, после возникновения христианства, трудами последователей этой религии был создан Новый Завет — вторая часть Библии, состоящая из четырех канонических Евангелий. В них повествуется о жизни Иисуса Христа и его учении.

В начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове возник ислам (букв. — покорность), или мусульманство, основателем которого был Мухаммад (Мухаммед). В ту же эпоху была составлена священная книга мусульман — Коран. Хотя ислам стал самостоятельной и даже враждебной иудаизму и христианству религией, он многое заимствовал из них. Так, мусульмане признают Христа (в качестве одного из пророков) и ряд библейских персонажей. Основной догмат ислама — это идея единого бога — Аллаха и его важнейшего пророка — Мухаммада. С возникновением государства (Арабского халифата) и позднее монарх выполнял также и функции религиозного главы мусульман (принцип теократизма — объединения духовной и светской власти).

Подавляющее большинство жителей Передней Азии в наши дни исповедует ислам разных толков, имеется много мусульманских сект. В основе мусульманства помимо веры в единого бога Аллаха лежит также вера в загробную жизнь, согласно которой мусульмане, выполняющие все заветы Мухаммада, особенно в войне с «неверными», отправляются после смерти в рай, а грешники попадают в ад. Правоверные мусульмане должны выполнять ряд правил и запретов: пять раз в день молиться, несколько раз в год поститься, соблюдать пищевые запреты (например, не употреблять в пищу, как и евреи, свинины) и многое другое. Если у христиан праздничный день — воскресенье, а у евреев — суббота, то для мусульман — это пятница. Мусульмане обязаны уплачивать религиозный налог церкви — зякят, не пить вина, совершать хадж — паломничество в священный город мусульман Мекку.

Большинство мусульман относится к двум религиозным течениям ислама: суннизму и шиизму. Сунниты признают священным наряду с Кораном устное предание о Мухаммаде и его деяниях (сунну). Шииты не признают сунну и особо почитают пророка Али, родственника Мухаммада, а также не считают священными суннитских халифов. На всем протяжении истории ислама между сторонниками этих двух учений существовали враждебные отношения, проявляющиеся и в паши дни. Суннитский толк исповедует большинство арабов, туркмен, часть курдов и белуджей, пуштуны Афганистана и некоторые другие народы. Приверженцы шиизма — персы Ирана, азербайджанцы, часть курдов, арабов Сирии и Ирака. В Саудовской Аравии и некоторых других странах распространена секта ваххабитов, сторонников особенно строгого исполнения правил ислама. Современный мусульманский религиозный фундаментализм, ставящий своей целью создание государства, руководимого духовными лицами, имеет особенно большое распространение среди шиитов.

Религия в Передней Азии все еще оказывает очень сильное воздействие на культуру, образование, семей-

ную жизнь, а в последние десятилетия, по мере распространения фундаментализма, и на политику. Одним из исключений из этого правила является Турция, где, несмотря на попытки фундаменталистского духовенства установить религиозные порядки, армия и интеллигенция сумели отстоять принципы светского государства.

Ислам — сегодня не единственная религия в Передней Азии. Христианство, некогда имевшее здесь широкое распространение, ныне сохраняется только у отдельных небольших групп: ливанских маронитов, армян-монофизитов, православных греков, ассирийцев. Есть в регионе и другие религии. В Израиле это иудаизм, среди части курдов распространена йезид-ская религия, сочетающая в себе черты зороастрийс-кого, христианского и мусульманского происхождения. У земледельческого и скотоводческого населения сохраняются некоторые древние первобытные верования и суеверия: культ кладбищ, деревьев, камней, вера в духов и др.

В странах Передней Азии, где еще сравнительно недавно почти отсутствовала профессиональная медицина, широко распространено «народное врачевание», которым занимаются знахари и колдуны.

Очень популярно религиозное образование. Существуют высшие религиозные учебные заведения. Светское образование преобладает только в Турции. Поэтому дети, в основном мальчики, богатых родителей зачастую получают образование в европейских и американских колледжах и университетах. Высоко поставлено образование в Израиле. В то же время очень большое число сельских жителей в странах Передней Азии до сих пор неграмотно.

В целом стиль жизни народов Передней Азии характеризуется большим своеобразием и заметно отличается от того, как живут европейцы и североамериканцы.

Духовная художественная культура. Народы Передней Азии внесли в мировую цивилизацию бесценный культурный вклад в виде памятников письменнос-

ти, устного народного творчества, музыки, пения, танцев, изобразительного искусства и многого другого.

Религиозные, запреты не способствовали культивированию изобразительного искусства (в особенности связанного с созданием образов людей), но другие искусства получили среди народов Передней Азии широкое распространение: персидская миниатюрная живопись, искусство каллиграфии (особенно изящного письма), ковроделие, узорное ткачество и др.

Художественная литература в Передней Азии издавна отличалась богатством и своеобразием. Упомянем лишь несколько выдающихся имен и произведений, связанных с местной художественной традицией. Рубай (четверостишия) Омара Хайяма (XI- XII вв.), историко-эпическая поэма «Шах-намэ» Абулькасима Фирдоуси (X —XI вв.), газели (лирические стихотворения) Шамседдина Хафиза (XIV в.) — составляют древнюю основу персидско-таджикской литературной традиции. Тема верной и пламенной любви юноши-поэта Меджнуна к красавице Лейле, сказки «Тысячи и одной ночи», веселые сказки-анекдоты о Ходже Насредине составляют фольклорно-литературную основу арабской, персидской, турецкой и других народных культур Передней Азии. Немало «звезд первой величины» дала литература XX в.; виднейшее место среди них занимает турецкий поэт, драматург и прозаик Назым Хикмет (1902- 1963).

Г.Е. Марков