Материальная культура русских
Сельские поселения. Типичными формами сельских поселений у русских были деревня и село. Самой распространенной разновидностью поселений в Северной и Северо-Западной Руси приблизительно с XIV в. стала деревня (первоначально малодворная). Селами в XVIII—XIX вв. считались относительно крупные сельские поселения с церквами.
Имелись у русских поселения и других типов. На юге — в областях расселения казачества (по Дону, Тереку, Кубани) — крупные населенные пункты с уличной или улично-квартальной планировкой именовались станицами. На севере и северо-востоке России сохранилось старинное название погост, которым обозначались административно-церковные центры группы деревень. В результате вольной крестьянской колонизации на севере Европейской России и в Сибири появились починки и займища. К более поздним видам поселений, несколько умножившимся в результате Столыпинской реформы начала XX в., относятся выселки и хутора.
На севере сельские селения обычно были малодворными, им свойственна свободная или уличная планировка, дома ориентированы на реку или озеро. В центральных областях селения крупнее и располагаются на водоразделах (или просто на возвышенностях) и в долинах рек. Планировка этих населенных пунктов многообразна — уличная, улично-радиальная, улично-квартальная. Наибольшими по площади и численности жителей становились села и старые казачьи станицы. Многодворные казачьи станицы обычно располагались по берегам рек.
В южных поселениях социальная и этническая топография выражена сильнее, чем в северных. Так, при образовании населенных пунктов переселенцы из
одних мест селились вместе, как «земляки», образуя «сотни», «концы», «улицы».
С развитием капитализма и промышленного производства в Центральной и Южной России немало сел превращалось в фабричные или заводские поселки. Впрочем, в Приуралье, на Урале и в Сибири такие поселки с конца XVIII и в XIX вв. возникали и самостоятельно — при фабриках, заводах, рудниках.
Городские поселения. Городские поселения в России очень разнообразны по времени возникновения, числу жителей, планировке и архитектурному облику.
В сельских местностях начало городским поселениям нередко давали крепости и городища вокруг феодалы юго кремля. Города возникали на местах ремесленных поселений. В составе городов оказывались усадьбы помещиков, монастыри и монастырские подворья.
Города имели сложную социальную структуру. Близкие в социальном (мещане, дворяне, купцы), этническом (русские, татары, украинцы) или профессиональном (сапожники, кузнецы, оружейники) отношении группы старались селиться вместе.
В городских поселениях преобладала радиально-концентрическая планировка. В древнерусских городах (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Смоленск и др.) сохранились памятники культуры XI—XIII вв. Огромный интерес представляет архитектурный ансамбль Московского Кремля, сохранивший памятники зодчества начиная с конца XIVв.
В конце XVII — XVIII вв. меняется планировочная структу- ра и архитектурный облик городов. Новации в градостроительстве и архитектуре в первую очередь появлялись в столице. В XVIII—XIX вв. крупнейшим центром архитектуры и градостроительства национальною значения становится Петербург.
И конце XIX — XX в. число городов на территории рас- селения русских резко возросло. Город стал оказывать, все большее влияние на жизнь и быт населения Poссиян, превратился в важный фактор этнокультурной интеграции, усиления внутренних и межэтнических связей.
Жилище. Для русского жилища характерно большое разнообразие форм. На облик жилища оказывали влияние этнополитические факторы и социальные различия. Жилища зажиточных слоев населения своими размерами, качеством и благоустройством сильно отличались от бедняцких. Местная специфика более всего проявлялась в крестьянском жилище, но сохранялась и в значительной части городских жилых построек.
В суровых природных условиях сложилось традиционное жилище Русского Севера. В Архангельской, Новгородской, Вологодской и других северных областях благодаря обилию леса преобладают срубные постройки. Они возводятся из бревен, уложенных горизонтально и связанных в венцы. Существуют различные способы соединения бревен. Чаще всего встречается соединение «в угол», или «в чашку» (в бревне, недалеко от его конца, вырубается полукруглое углубление, в которое плотно входит конец поперечного бревна).
Чем дальше на север, тем более высокими строились крестьянские дома. На севере дом имеет, как правило, два этажа и покрывается двускатной крышей из теса или дранки. Подклет делается высоким и порой превращается в нижний этаж дома. В одной постройке объединяются собственно дом (жилище) и крытый двор (помещение для скота, сена и сельскохозяйственных орудий). Такой комплекс построек можно назвать дом-двор. В северорусских областях наиболее распространенным является трехкамерный дом, состоящий из избы, сеней и клети (жилого или хозяйственного помещения без печи).
Дома-дворы выходят на улицу фронтоном. Соединяясь с крытым двором и другими хозяйственными помещениями, дом превращается в огромную, вытянутую в длину постройку (однорядную связь). Наличники окон, крыльцо, фасад и другие части дома украшаются деревянной резьбой.
В Московской, Вятской, на севере Рязанской, Калужской и в других губерниях преобладал среднерусский тин жилища. Строго говоря, это не самостоятель-
ный тип, а скорее жилище переходной формы. Дерево, как материал, здесь играет значительную роль. Техника возведения
cрубная. Но в этих областях дома у же не нуждались в очень высоком подклете. Крыша дву- или четырехскатная, крытая дранью или кровельным тесом, а и прошлом — нередко и соломой. Планировка дома — грех камерная. Хозяйственные постройки ставили рядом с домом или позади него. В отдельных случаях они с двух или четырех сторон замыкали открытый двор. И среднерусских селениях дома чаще всего располагались перпендикулярно к улице. Их фасады также украшались резьбой.
Другая линия в развитии русского жилища прослеживается в южных районах Европейской России. У таких жилищ много общего с жилищем большинства украинцев и части белорусов. Наряду со срубными, здесь бытовали турлучные (турлук— прочный плетень, обмазанный глиняным раствором), саманные (из глины, смешанной с соломой) и кирпичные постройки, с нелепыми (поверх глиняной обмазки) стенами. Такие дома были по преимуществу одноэтажными, с деревянным, а чаще — глинобитным полом и четырехскатной соломенной крышей. Они имели двух- или трехкамерную планировку и выходили на улицу продольной стороной; двор был открытым, хозяйственные пос- тройки располагались свободно. В наше время классические дома таких типов — редкость. Теперь здесь распространены более удобные, обычно кирпичные постройки.
Черты русской народной архитектуры имели и старые городские дома, особенно в небольших городах, но также и в Москве. В конце XIX и особенно в начале XX в. облик русского жилища заметно изменился. Изменения больше коснулись населенных пунктов вблизи городов и путей сообщения. Улучшилась техника строительства — особенно домов зажиточной части населения, нанимавшей за деньги профессиональных плотников-строителей (ими зачастую были отходники из разных районов России). Такие дома все чаще возводились на кирпичном или каменном фундаменте и имели подвалы. Крыши покрывались железом и черепицей, которую либо привозили из городов, либо производили на месте, на небольших черепичных заводиках. Изменилась и внутренняя планировка дома — за счет увеличения жилой части. Трехкамерная связь уступила место многокомнатному дому со спальней, столовой, кухней и т. п. Обновился и интерьер помещений.
С середины XX в. облик и планировка жилищ упростились и стандартизировались. Получило распространение строительство по типовым проектам. В интерьере появилась типовая мебель и бытовая техника. Наряду с этим в строительстве нового жилья наблюдается тенденция к возрождению некоторых традиционных элементов (резные украшения и т. п.).
Одежда. Этнографические материалы позволяют выделить три основных комплекса русской народной одежды: северорусский, южнорусский и среднерусский. Их ареалы примерно совпадают с районами распространения диалектных различий. Известны и некоторые локальные варианты традиционного костюма: западнорусский комплекс одежды, старинный комплекс одежды сибиряков-старожилов, казачий костюм и др.
Основу русского — и женского и мужского — народного костюма составляла рубаха из домотканого холста (льняного или конопляного). Покрой такой рубахи, называемый туникообразным, был весьма прост. Кусок ткани сгибали пополам и на месте сгиба делали вырез для ворота. Нижняя часть боковин сшивалась, к
верхней пришивались рукава. Дополнительными деталями покроя были ластовицы — вставки между станом рунахи и рукавами — и реже — косые клинья в боковинах рубахи, расширяющие ее к подолу. Для всех восточных славян типична рубаха с так называемыми ноликами — особыми вставками на плечах. Для деву-шгк рубаха в прошлом служила не только нижней и комнатной, но и выходной одеждой; замужние женщины, кроме рубахи, всегда носили еще ту или иную верхнюю одежду.
Для северорусского комплекса женской одежды характерна рубаха с прямыми поликами и сарафаны. Их шили разнообразными по покрою и расцветке ткани: например, круглый московский сборчатый, сарафан на лямках, сарафан косоклинный и др. Разнообразными и сложными были на севере головные уборы женщин: кокошники, покрытые сверху платками и расшитыми покрывалами, собственно платки. Девушкам дозволялось ходить с непокрытой головой или в легких головных уборах, оставлявших открытой макушку: венках, повязках, лентах и т. п. Обязательным элементом одежды русских и одновременно украшением служили пояса. Особую роль пояс играл в поверьях и обрядах.
Южнорусский женский комплекс одежды состоял из длинной рубахи с косыми поликами и понёвы (несшитой юбки). Поневы были разных видов и пистон; наиболее примитивная понева напоминает юбку, закрывающую тело лишь сзади и с боков. Спереди надевали запон (передник). В некоторых районах характерной принадлежностью костюма замужней женщины служили, кроме
поневы, сарафан или полосатая юбка. Существовали и другие элементы женской одежды, надевавшиеся поверх рубахи.
Наиболее сложной частью южнорусского традиционного женского костюма был головной убор. Это так называемая сорока, состоявшая из нескольких частей и нередко имевшая рогатую форму. Основой ее была кичка, сделанная из проклеенной жесткой ткани, поверх которой надевали покрывало или завязывали особым способом полотенце.
Среднерусский женский комплекс одежды сочетал в себе черты северного и южнорусского типов костюмов. Для него характерно появление в XIX в. юбки и кофты, сшитой в талию, в значительной степени вытеснивших прежние классические элементы костюма.
Мужской русский крестьянский костюм имел меньше вариантов. Он состоял из рубахи с прямым разрезом ворота (косоворотки, по-видимому, — относительно позднее явление), холщовых или суконных штанов с «узким шагом». Более разнообразны мужские головные уборы XIX в. Наиболее распространенными были войлочная шляпа конусообразной формы с округлым верхом и высокие цилиндрические шапки — «грешневики». Зимой носили овчинные шапки разных фасонов (треух, малахай и др.). В XIX в. появились также картузы, вытеснившие многие летние головные уборы.
Верхняя одежда в основе своей у женщин и мужчин одинакова. Это овчинные шубы и полушубки, кожухи, зипуны и т. п.
Русская крестьянская обувь тоже имела ряд региональных особенностей. Ею чаще всего служили лапти, плетенные из липового лыка, бересты, реже — из веревки. Кое-где носили обувь из сыромятной кожи — поршни. Более зажиточные люди носили высокие кожаные сапоги. И с лаптями, и с сапогами надевали онучи, обвивая ими ногу (вместо чулок). В начале XIXв. появились высокие сапоги, валянные из шерсти, — валенки, пимы. В конце XIX в. в русскую деревню про-
никла мода на обувь фабричного изготовления и на резиновые калоши.
Как уже говорилось, в одежде русского населения отразилось социальное, в том числе сословное, деление общества. Особенно выделялась дворянская одежда. Ее шили по западноевропейским образцам, стараясь строго следовать моде. Купечество, мещане тоже имели свои типичные комплексы одежды.
Во второй половине XIX — начале XX в. большое влияние на русский костюм оказало распространение изделий промышленного изготовления, проникновение многих элементов городской моды (особенно в женской одежде), имущественная и сословная дифференциация. Состоятельная часть населения старалась обзавестись одеждой на европейский (или городской) манер. В конце XIX в. среди горожан и богатых жителей пригородных сел получило распространение но-пюние поддевок и жакетов, пиджаков и брюк городского покроя. В начале XX в. в моду вошли фабричной выделки пальто городского фасона, шинели военного опразца. В качестве головных уборов носили меховые шапки, картузы и т. п.
К началу XX в. частью нательной женской одежды стали рубахи. Женщины стали носить нижние и верхние широкие юбки из покупных тканей, кофты и фартуки на завязках. Зимней верхней женской одеждой служили овчинные шубейки и простые кожухи, а так же покупные пальто и шубки из меха.
В настоящее время одежда русского городского и сельского населения мало в чем различается. Старинный народный костюм чаще можно увидеть на артистах фольклорных ансамблей во время исполнения концертных номеров, в музеях. В наши дни интерес к национальным формам костюма растет. Проявляется интерес к орнаменту, вышивке.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология