logo
Этнология_Под ред

Как этнологи изучают народы

Ученые в отличие от любопытствующих туристов стремятся получить полную, точную и разностороннюю картину интересующего их предмета. Работе «в поле» предшествует тщательная подготовка. Прежде всего этнологи стремятся изучить имеющиеся материалы об интересующем их народе (документы, научные труды, музейные коллекции и т.д.). Затем они составляют программы исследований, вопросники (перечни вопросов, на прояснение которых с помощью изучаемых людей — информаторов рассчитывают ученые); выдвигают гипотезы (научные предположения), которые в ходе экспедиции и после нее подвергаются проверке; подготавливают технические средства — фото-, кино-, аудио-, видеоаппаратуру и т. п. Одним из самых важных этапов является «полевая» (экспедиционная) работа, проводимая среди живых представителей народа (пародов), избранного в качестве объекта изучения.

Полевые исследования ведутся путем прямого наблюдения людей, в то время когда те работают, отдыхают или занимаются иными видами деятельности, па одном месте (стационарно) либо в маршрутных экспедициях. Примерами классических стационарных наблюдений могут служить длительные исследовательские работы российских ученых Н.Н. Миклухо-Маклая среди папуасов Новой Гвинеи, В. Г. Богораза среди

чукчей Сибири, английских этнологов и социальных антропологов Б. Малиновского на Тробриандовых островах в Океании, Э. Эванса-Причарда среди народов Центральной Африки и др.

Длительное наблюдение полевым этнологом жизни изучаемого народа, овладение языком этого народа способствуют глубокому проникновению в его культуру, но не позволяют охватить крупные этнические общности. Для получения сведений от большого числа представителей обследуемых этнических групп применяется массовый опрос или анкетирование значительных групп (от нескольких десятков до нескольких тысяч) людей, принадлежащих к данным этническим общностям. Полученные данные затем подвергаются статистической обработке на компьютере.

Этнологи также широко применяют картографический метод исследования, основанный на составлении и изучении карт (или серий карт) распространения тех или иных элементов материальной и духовной культуры (типов жилищ, орудий труда, обычаев), языков, религий или карт расселения самих изучаемых этносов. Анализ таких карт (например, путем наложения их друг на друга) — самих по себе или в сочетании с другими данными — позволяет выявить немало закономерностей жизни этносов, какие нельзя установить другими средствами. Таким путем, например, можно установить совпадения в размещении тех или иных явлений, что может означать существование зависимости между этими явлениями.

Довольно целостную характеристику этнического состава и культуры народов того или иного региона дают историко-этнографические атласы, целый ряд которых создан российскими и зарубежными этнологами. К ним относится, например, изданный в нашей стране в 1961 г. «Историко-этнографический атлас Сибири», где детально отображены на картах и описаны такие элементы культуры коренных народов Сибири, как упряжное собаководство, лыжи, лодки, жилище, одежда и даже шаманские бубны.

Большое научное значение имеют записи бесед (интервью) с представителями различных народов. Это

могут быть деятели пауки, культуры, политики или простые люди, среди которых особый интерес для этнологов представляют знатоки народной культуры (это, как правило, пожилые люди). Кроме того, в этнологии используются различны тесты (специальные наборы вопросов), особенно для изучения разных сторон этнического сознания.

* * *

Авторы учебника надеются, что, прочитав и освоив его, вы узнаете не только о том, какие народы живут на разных континентах, в тех или иных странах, в чем они различаются и в чем похожи друг на друга. Этот учебный предмет поможет вам почувствовать культурное многообразие человеческой цивилизации, понять свое место среди современных народов и культур мира, научиться ценить культурные достижения разных народов.

Т.С. Гузенкова