Из истории этнологии
Донаучный период. Самые ранние этнографические наблюдения дошли до нас в памятниках цивилизаций Древнего Востока. Вавилоняне, ассирийцы, древние египтяне оставили после себя изображения на камне людей разного физического облика и в разных одежд ах.
Обширной правдивой этнографической информацией — правда, нередко соседствующей с вымыслами и искажениями — располагал греко-римский мир. Античные авторы — эллин (грек) Геродот и римлянин Корнелий Тацит даже ставили вопросы о происхожде-
нии народов и о родстве между ними. Представления о народах мира существенно расширились в эпоху Великих географических открытий (конец XV— середина XVII в.). К этому времени относится открытие Америки Христофором Колумбом (1492), открытие морского пути из Европы в Индию вокруг Африки Баско да Гам ой (1497 — 1499), подтверждение шарообразности Земли в результате кругосветного плавания Ф. Магеллана (1519 — 1522), путешествия русских землепроходцев XVI — XVII вв. В эту эпоху помимо Америки европейцы познакомились с прибрежными районами Африки, странами Южной и Юго-Восточной Азии. Появилось множество сообщений о плаваниях и путешествиях, содержавших сведения о новых странах и народах, а иногда и обширные этнографические описания.
Открытие новых торговых путей и стран, захват новых земель положили начало эпохе колониализма. Продолжавшаяся и позднее — в XVIII — XIX вв. — колониальная экспансия сопровождалась пополнением знаний о вновь открытых землях и народах, в частности об индейцах Северной Америки, жителях островов Океании и побережья Австралии.
Среди новых трудов, написанных в ту пору о разных народах мира, почетное место занимают описания многих народов России, созданные русскими учеными.
В конце XVIII— первой половине XIX в. в европейских странах возник также интерес к прошлому своих народов, особенно к жизни и творчеству крестьянства. В эту эпоху в Европе начинают собирать и публиковать народные сказки, песни, предания. Именно тогда европейская и мировая культура обогатилась знаменитыми сказками, записанными немецкими филологами — братьями В. и Я. Гримм, русскими народными сказками, собранными А.Н. Афанасьевым. Фольклором пользовался при написании некоторых сказок (например, сказки «Огниво») датский писатель Г.-Х. Андерсен; фольклор чувствуется в творчестве А.С. Пушкина. Народные легенды и предания получили отражение в романах и стихотворениях шотландского писателя Вальтера Скотта. Подобные примеры можно продолжать и продолжать.
Становление науки этнологии.
Однако собственно этнологическая наука сформировалась как самостоятельная отрасль знания в середине XIX в. К этому времени ряд государств (Великобритания, Франция, Нидерланды, Испания, Португалия) стали крупнейшими колониальными державами. Интерес к изучению различных народов в значительной мере был вызван практическими потребностями административного управления и хозяйственной деятельности в колониях, а также необходимостью знать нравы и обычаи народов тех стран, с которыми поддерживались торговые и иные отношения. Известен, например, такой случай, когда по незнанию в один из китайских портов прибыл груз столовых приборов. Китайцы, которые привыкли во время еды пользоваться палочками, разумеется, не стали покупать ножи и вилки.
Одной из важнейших идей, которые развивали первые этнологи, стала идея эволюции культуры, семьи, религии и других проявлений общественной жизни. Ученые-этнологи высказали мысль о том, что развитие культуры и общества на нашей планете подчиняется общим внутренним законам и совершается от простых форм к сложным. Идеи эволюции способствовали распространению научных представлений об обществе и его истории.
К числу наиболее крупных представителей эволюционного направления относятся такие ученые, как англичанин Э. Тайлор (1832— 1917), американец Л.Г. Морган (1818—1881), русские ученые — Н.Н. Миклухо-Маклай (1846- 1888), М.М. Ковалевский (1851 -1916), Д.Н.Анучин (1843-1923) и др. Главный труд '). Тайлора «Первобытная культура», приобретший широкую известность, посвящен развитию преимущественно духовной культуры человечества, особенно парований. Вся научная жизнь Моргана была связана
с изучением племен американских индейцев, особенно «Союза ирокезов». Наблюдая за их жизнью, ученый сделал важные выводы о развитии первобытного общества. Н.Н. Миклухо-Маклай прославился своей подвижнической деятельностью среди папуасов Новой Гвинеи и других народов Океании, использованием науки в борьбе против колониализма и расизма.
Накопление этнологических знаний. С тех пор этнологическая наука, которую в ряде стран Западной Европы и в США принято называть социальной, или культурной, антропологией, прошла сложный путь. Ее история — это не только собирание и накопление нового этнологического материала, но и острые споры, борьба научных школ и направлений. Миру стали известны имена новых исследователей — основателей ряда научных течений. К ним относятся: Б.К. Малиновский — английский ученый польского происхождения, англичанин А.Р. Рэдклифф-Браун, американец Ф. Боас, французский исследователь К. Леви-Стросс, российские ученые СП. Толстов, С.А. Токарев, Ю.В. Бромлей и др.
За время своего существования этнология обогатила человечество знаниями о культурном разнообразии мира. Так, тропическая, или Черная, Африка долгое время была «белым пятном» в географическом и этнографическом отношении. Однако многочисленные экспедиции и ис-
следования путешественников и ученых разных стран, таких как англичанин Д. Ливингстон (с 1840), американец Г. Стэнли (с 1871), немец Л. Фробениус (с 1903), англичанин Б.Дэвидсон (с 1940-х гг.) и других, открыли древние и современные африканские культуры.
Трудную задачу в течение длительного времени представляла расшифровка древней письменности народа майя, потомки которого до сих пор живут на полуострове Юкатан в Центральной Америке. Этой письменностью, известной в памятниках начиная с первых веков н. э., индейцы майя пользовались до XVI в. В ее расшифровке ученые продвинулись благодаря трудам ряда исследователей, среди которых видное место принадлежит российскому этнологу Ю.В. Кнорозову.
Экспедиционные работы, научные дискуссии по многим вопросам продолжаются и в настоящее время, что служит одним из необходимых условий развития всякой науки. В результате этого создаются новые теории, помогающие человечеству точнее познать свою историю и современную жизнь.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология