logo
Этнология_Под ред

6. Духовная культура народов средней азии

Религиозные верования. Среди населения Средней Азии с глубокой древности сохраняется почитание различных природных сил; поклонение священным камням, горам, деревьям и родникам дожили до наших дней. Культ могил предков во многих районах Средней Азии является одним из главных.

В VI в. до н. э. Зороастр начал здесь проповедь новой религии — зороастризма. Для народов Средней Азии то была первая религия со сложным учением и разработанным культом, с единым богом Ахурамаздой и священной книгой «Авестой». Со временем зороастризм стал государственной религией сасанидского Ирана. Зороастрийские традиции до сих пор очень сильны в культовой практике среднеазиатских народов. Прежде всего это выражается в почитании огня и в похоронной обрядности. До сего дня во многих районах, особенно в оазисах, зороастрийские нормы погребения существуют параллельно с нормами ислама.

Значительно меньшее влияние, чем зороастризм, на население Средней Азии оказал буддизм, который был государственной религией в государстве Кушан (IV в. до н. э. — II в. н. э.). От этого периода сохранились величественные памятники, хорошо исследованные на юге Средней Азии.

Мало что известно о религиозных представлениях тюркоязычных народов, населявших степи Средней Азии в первой половине I тыс. н. э. Возможно, что бытующие в наши дни, например, утех же узбеков, пережиточные формы шаманизма являются наследием этих тюркских кочевников.

В конце VII — начале VIII в. н. э. в Средней Азии произошло событие, оказавшее большое влияние на всю последующую жизнь ее народов. Речь идет о завоевании страны арабами. Завоеватели принесли с собой новую религию — ислам. Вместе с исламом стал распространяться и арабский язык. Современное, относительно большое влияние на весь образ жизни в 580 Средней Азии ислам приобрел не сразу. Потребова-

лось больше тысячи лет, чтобы он стал существенным элементом образа жизни народов этой части Евразии. В большой мере это касается оседло-земледельческого населения оазисов, и особенно горожан. В скотоводческой среде ислам полнее впитал в себя местные религиозные представления. Распространение арабского языка и арабского алфавита позволило народам Средней Азии приобщиться к средневековой мировой культуре.

Культурное наследие. В современную индустриальную эпоху народы Средней Азии вступали, имея богатое культурное наследие. Этническая специфика в духовной культуре среднеазиатских народов выражена несколько больше, чем в материальной. Но и здесь общие истоки и традиции проступают достаточно четко. Прежде всего это касается эпических сказаний. Героический эпос узбеков «Алпамыш» хорошо известен казахам и каракалпакам. Как у туркмен, так и у таджиков известен эпос «Гёроглы».

О неразрывной, переходящей из поколения в поколение культурной традиции свидетельствуют сохранившиеся у всех народов Средней Азии сюжеты из древнейших героических эпосов. Это одно из свидетельств общности происхождения в сложном пути этногенеза народов Средней Азии. Оно говорит о древности и о местном формировании основного этнического слоя современных народов этой страны. О древности местной культурной традиции свидетельствуют и эпические сказания казахов «Коблыдас-Батыр» и очень широко известный киргизский эпос «Манас». Менялись языковые условия, что-то менялось в антропологическом облике населения, но всегда сохранялся местный, аборигенный среднеазиатский слой культуры.

О культурной близости свидетельствует не только общая эпическая традиция. Архитектурные памятники от Мангышлака до предгорий Памира демонстрируют не столько разнообразие архитектурных школ, сколько единство строительных приемов и форм как в светском., так и в культовом зодчестве.

Далеко за пределами Средней Азии известны архитектурные шедевры древнего Ургенча, Хивы, Бухары, Самарканда, Мерва.

Настоящими произведениями искусства являются изделия местных ремесленников. Туркменские ковры, бухарские и самаркандские ювелирные украшения и вышивки, казахские и киргизские узорчатые войлоки, таджикская керамика, роспись и резьба по дереву, книжная миниатюра — высокие образцы этих произведений обогатили сокровищницу мировой культуры.

В Средние века Средняя Азия дала миру выдающегося медика Ибн Сину (Авиценну, ок. 980— 1037), математика Аль-Хорезми (785 — ок. 850), поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок. 1048 — ок. 1123), плеяду поэтов: Рудаки (ок. 860 — 941), Фирдоуси (ок. 940- 1020), Низами (ок. 1141- 1209), Навои (1441 - 1501), Махтумкули (1730 - 1780) и многих других.

Новое время отмечено деятельностью многих выдающихся писателей, поэтов, просветителей и ученых — казахского этнографа и писателя Ч.Валиханова, таджикского просветителя А. Дониша (1827 — 1897), узбекских писателей и просветителей Фурката (1858— 1909), Мукими (1851 — 1903), Хамзы (1889— 1929), основоположника современной таджикской литературы С. Айни (1878 — 1954). На рубеже XIX и XX вв. создавали свои произведения каракалпакский поэт Бердах-Шаир (1827— 1900), туркменские поэты Кемине (1770— 1840) и Молланепес (1810— 1862), киргизский сочинитель песен Токтогул (1864— 1933). В Казахстане работали просветитель И. Алтынсари (1841 — 1889) и писатель Абай Кунанбаев (1840—1904) и многие другие деятели национальных культур.

Очень большое значение для среднеазиатских народов имело присоединение края к России. Это событие дало им возможность приобщиться к современной цивилизации, получить доступ к общечеловеческим культурным ценностям. После установления советской власти народы Средней Азии впервые за свою

многовековую историю получили возможность объединиться по национальному признаку. Были образованы Казахская, Киргизская, Таджикская, Туркменская и Узбекская союзные республики. В состав Таджикистана входила Горно-Бадахшанская автономная область, а в состав Узбекистана — Каракалпакская автономная республика.

СП. Поляков