6. Духовная культура народов средней азии
Религиозные верования. Среди населения Средней Азии с глубокой древности сохраняется почитание различных природных сил; поклонение священным камням, горам, деревьям и родникам дожили до наших дней. Культ могил предков во многих районах Средней Азии является одним из главных.
В VI в. до н. э. Зороастр начал здесь проповедь новой религии — зороастризма. Для народов Средней Азии то была первая религия со сложным учением и разработанным культом, с единым богом Ахурамаздой и священной книгой «Авестой». Со временем зороастризм стал государственной религией сасанидского Ирана. Зороастрийские традиции до сих пор очень сильны в культовой практике среднеазиатских народов. Прежде всего это выражается в почитании огня и в похоронной обрядности. До сего дня во многих районах, особенно в оазисах, зороастрийские нормы погребения существуют параллельно с нормами ислама.
Значительно меньшее влияние, чем зороастризм, на население Средней Азии оказал буддизм, который был государственной религией в государстве Кушан (IV в. до н. э. — II в. н. э.). От этого периода сохранились величественные памятники, хорошо исследованные на юге Средней Азии.
Мало что известно о религиозных представлениях тюркоязычных народов, населявших степи Средней Азии в первой половине I тыс. н. э. Возможно, что бытующие в наши дни, например, утех же узбеков, пережиточные формы шаманизма являются наследием этих тюркских кочевников.
В конце VII — начале VIII в. н. э. в Средней Азии произошло событие, оказавшее большое влияние на всю последующую жизнь ее народов. Речь идет о завоевании страны арабами. Завоеватели принесли с собой новую религию — ислам. Вместе с исламом стал распространяться и арабский язык. Современное, относительно большое влияние на весь образ жизни в 580 Средней Азии ислам приобрел не сразу. Потребова-
лось больше тысячи лет, чтобы он стал существенным элементом образа жизни народов этой части Евразии. В большой мере это касается оседло-земледельческого населения оазисов, и особенно горожан. В скотоводческой среде ислам полнее впитал в себя местные религиозные представления. Распространение арабского языка и арабского алфавита позволило народам Средней Азии приобщиться к средневековой мировой культуре.
Культурное наследие. В современную индустриальную эпоху народы Средней Азии вступали, имея богатое культурное наследие. Этническая специфика в духовной культуре среднеазиатских народов выражена несколько больше, чем в материальной. Но и здесь общие истоки и традиции проступают достаточно четко. Прежде всего это касается эпических сказаний. Героический эпос узбеков «Алпамыш» хорошо известен казахам и каракалпакам. Как у туркмен, так и у таджиков известен эпос «Гёроглы».
О неразрывной, переходящей из поколения в поколение культурной традиции свидетельствуют сохранившиеся у всех народов Средней Азии сюжеты из древнейших героических эпосов. Это одно из свидетельств общности происхождения в сложном пути этногенеза народов Средней Азии. Оно говорит о древности и о местном формировании основного этнического слоя современных народов этой страны. О древности местной культурной традиции свидетельствуют и эпические сказания казахов «Коблыдас-Батыр» и очень широко известный киргизский эпос «Манас». Менялись языковые условия, что-то менялось в антропологическом облике населения, но всегда сохранялся местный, аборигенный среднеазиатский слой культуры.
О культурной близости свидетельствует не только общая эпическая традиция. Архитектурные памятники от Мангышлака до предгорий Памира демонстрируют не столько разнообразие архитектурных школ, сколько единство строительных приемов и форм как в светском., так и в культовом зодчестве.
Далеко за пределами Средней Азии известны архитектурные шедевры древнего Ургенча, Хивы, Бухары, Самарканда, Мерва.
Настоящими произведениями искусства являются изделия местных ремесленников. Туркменские ковры, бухарские и самаркандские ювелирные украшения и вышивки, казахские и киргизские узорчатые войлоки, таджикская керамика, роспись и резьба по дереву, книжная миниатюра — высокие образцы этих произведений обогатили сокровищницу мировой культуры.
В Средние века Средняя Азия дала миру выдающегося медика Ибн Сину (Авиценну, ок. 980— 1037), математика Аль-Хорезми (785 — ок. 850), поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок. 1048 — ок. 1123), плеяду поэтов: Рудаки (ок. 860 — 941), Фирдоуси (ок. 940- 1020), Низами (ок. 1141- 1209), Навои (1441 - 1501), Махтумкули (1730 - 1780) и многих других.
Новое время отмечено деятельностью многих выдающихся писателей, поэтов, просветителей и ученых — казахского этнографа и писателя Ч.Валиханова, таджикского просветителя А. Дониша (1827 — 1897), узбекских писателей и просветителей Фурката (1858— 1909), Мукими (1851 — 1903), Хамзы (1889— 1929), основоположника современной таджикской литературы С. Айни (1878 — 1954). На рубеже XIX и XX вв. создавали свои произведения каракалпакский поэт Бердах-Шаир (1827— 1900), туркменские поэты Кемине (1770— 1840) и Молланепес (1810— 1862), киргизский сочинитель песен Токтогул (1864— 1933). В Казахстане работали просветитель И. Алтынсари (1841 — 1889) и писатель Абай Кунанбаев (1840—1904) и многие другие деятели национальных культур.
Очень большое значение для среднеазиатских народов имело присоединение края к России. Это событие дало им возможность приобщиться к современной цивилизации, получить доступ к общечеловеческим культурным ценностям. После установления советской власти народы Средней Азии впервые за свою
многовековую историю получили возможность объединиться по национальному признаку. Были образованы Казахская, Киргизская, Таджикская, Туркменская и Узбекская союзные республики. В состав Таджикистана входила Горно-Бадахшанская автономная область, а в состав Узбекистана — Каракалпакская автономная республика.
СП. Поляков
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология