logo
Этнология_Под ред

Семья и семейный быт

Несомненно своеобразие городской семьи по сравнению с сельской. Но и в самом городе семьи сильно различались по социальному признаку и стилю жизни. Каждому сословию было присуще стремление к социальной изоляции, к заключению браков преимущественно внутри собственного сословия. Хотя чем дальше, тем заметнее главную роль при заключении брака играли не столько сословные, сколько денежные (экономические) интересы: женитьба дворянина на богатой купеческой дочери уже в XIX в. была далеко не редкостью.

Брак считался одной из главных жизненных ценностей представителя любого сословия: удачно выйти замуж (жениться), родить много детей, воспитать их и хорошо устроить — в этом смысле жизненный идеал дворянина, купца, мещанина, крестьянина совпадал. Женитьба (замужество) означала вступление в имущественные права: мужчина-дворянин становился владельцем наследства, женщина получала приданое и превращалась в хозяйку дома; купец мог отделиться от отца и основать свое собственное дело; крестьянин обзаводился собственным хозяйством, новым домом (отдельным помещением в доме отца).

Хотя для городских семей была характерна тенденция к сокращению численности их членов, многодетность оставалась типичной чертой: 5—7 детей было частым явлением даже в дворянских или купеческих семьях.

Жесткая регламентация семейного быта особенно проявлялась в купеческих и мещанских «слободах». Молодые люди, как правило, вступали в брак только по решению родителей. Выбор самих молодых мог учитываться, если совпадал с интересами тех, кто владел имуществом. Соблюдение «закона» (то есть принятой

системы правил подчинения младших — старшим, женщин — мужчинам, бедных — богатым) было стержнем организации семейной и общественной жизни. Главой семьи (и по обычаю, и по закону) обычно считался старший мужчина — собственник семейного имущества.

Сваха. Выгодная партия подбиралась старшими родственниками или предлагалась свахой. В купеческой п мещанской среде всякое неформальное общение жениха с невестой до свадьбы осуждалось (во всяком случае, не приветствовалось), а свадьба редко обходились без участия профессиональной свахи. В одной из пьес А.Н. Островского о свахе говорится так: «Одно слово: баба-орел; из себя королева, одевается в бархат, ходит отважно, говорит с жаром, так что даже крылья у чепчика трясутся, точно он куда лететь хочет». Сваха жестко следовала определенному ритуалу, использовали традиционные фольклорно-бытовые формулы. Так, прежде чем сообщить о цели прихода сваха требовала, чте бы ее угостили вином и произносила следующее или подобное ему присловье: «Ехала я селами, городами, темными лесами, частыми кустами, быстрыми реками, крутыми берегами, горлышко пересохло, язык приза-мчлея» (А.Н. Островский).

Фольклорные мотивы в городской свадьбе отчасти «охраняются и теперь (приговоры дружки, выкуп места для молодых ит. п.). Однако уже в конце XIX в. в свадебном обряде средних классов формируются черты, свойственные буржуазной эпохе. Для проведения свадебной церемонии стали использоваться наемные помещения (залы), наемная карета с украшениями, приглашался оплачиваемый «свадебный генерал» и проч. Непременный атрибут современных свадеб — белый или черный лимузин, украшенный лентами, воздушными шариками, целлулоидным пупсом или парой колец.

В XX в. претерпел большие изменения тип семьи п характер внутрисемейных отношений. Сократилась численность (людность) семьи, семьи стали малолетними п простыми по составу: супруги, их дети, иногда родители одного из супругов. Изменилось пред-

ставление о главенстве в семье: главой семьи часто называют основного добытчика (в том числе и женщину), а нередко вообще не чувствуют в нем надобности. Претерпело существенные изменения традиционное распределение ролей внутри семьи: по данным обследования 1987г., 34,5% мужей занимались домашним трудом наравне со своими женами, около 51% — лишь помогали женам, вовсе не участвовали в работах по дому немногим более 14%. Правда, не исключено, что общественные трансформации последних лет приведут к восстановлению буржуазных порядков в семейной жизни; но если это случится, они приобретут, вероятно, иные формы.