2. Жители континентальных стран
Страны и народы. Из континентальных стран к Юго-Восточной Азии относятся: Мьянма (Бирма), Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам и часть Малайзии (островные народы Малайзии были рассмотрены в предыдущем параграфе).
Население Мьянмы многонационально: это собственно бирманцы, шаны, карены и многие лесные племена, в том числе нага — народ, населяющий пограничные с Индией области. Как и обитатели всей континентальной Юго-Восточной Азии, они в подавляющей части принадлежат к разным ветвям большой монголоидной расы. Но языковые различия между ними порой достигают уровня различий между разными языковыми семьями. Так, бирманцы и нага говорят на языках, отдаленно схожих с тибетским. Жители Таиланда — и собственно таиландцы, и северные племена — говорят на тайских языках; государственный язык страны — сиамский (или тайский). Многонационально и население Лаоса, говорящее в основном на тайских языках. Обитатели Камбоджи, камбоджийцы, или кхмеры, говорят на кхмерском языке. Основное население Вьетнама — вьетнамцы (самоназвание вьеты, или кинь), но в горных и лесных областях этой страны расселены также небольшие народности, говорящие на
самых различных языках. В континентальной части Малайзии, на полуострове Малакка, основное население — малайцы, но вместе с ними проживает и немало китайцев. В центральных лесных районах Малакки обитают потомки коренного древнего населения этих мест— семанги и сенои. Сингапур населяют преимущественно китайцы и выходцы из Индостана. Очень много китайцев и во всех соседних странах.
Конец I — первая половине II тыс. н. э. — время возникновения во многих районах Юго-Восточной Азии — от Мьянмы до Вьетнама — крупных городских центров и государств. В горных же областях народности и племена сохраняли сильные пережитки перво-111 .in го-общинного строя.
Начиная с XVIII в. в приморские области Индокитая н Малакки начали проникать европейские купцы п миссионеры. Во второй половине XIX в. англичане присоединили к своим индийским владениям Бирму, и хватили Малайю и Сингапур, а Камбоджа, Лаос и Вьетнам стали колониями Франции. Таиланд — Сиамское королевство — сохранил формальную независи-мость: англичане и французы не смогли поделить его между собой, хотя и присоединили часть его территории к своим владениям.
После Второй мировой войны все страны континентальной части Юго-Восточной Азии получили независимость— зачастую, как это было во Вьетнаме и Индонезии, после длительных и кровопролитных нацией нациольно-освободительных войн.
Хозяйственная жизнь. В этих областях Юго-Восточной Азии много народностей (значительно больше, чем на островах), живущих за счет обработки ручным способом выжженных участков леса, т. е. занимающихся бодсечно-огневым земледелием. Но большинство населения занимается плужным земледелием по речным долинам, используя искусственное орошение. Распространены рис, овощи, технические культуры, бананы и др. Разводят крупный рогатый скот, как в качестве тягловой силы (в основном буйволов), так и на мясо; молоко большая часть жителей в пищу не употребляет.
Довольно многочисленно городское население, особенно на морских побережьях и в долинах крупных рек; больше всего городов, являющихся крупными торговыми и промышленными центрами, в Таиланде, Вьетнаме и на полуострове Малакка. Мьянма, Лаос и Камбоджа в промышленном отношении уступают им, здесь у населения преобладают сельские виды занятий.
Во всех странах Индокитая и Малакки исстари самое широкое распространение имели домашние промыслы: ткачество, плетение изделий из ротана (вьющейся пальмы) и бамбука, ювелирное и кузнечное дело, обработка дерева.
Быт и культура нага. Много пережитков архаических форм быта сохраняется у горных народов, живущих вдалеке от крупных культурных центров. Особенно характерны нага Мьянмы. Многочисленные и весьма воинственные племена нага издавна наводили страх на своих соседей, постоянно устраивая грабительские набеги. Вместе с тем нага с очень давних времен занимались земледелием, сооружая на склонах узких долин ступенчатые террасы, на которых устраивались поля. Плодородной земли в горах мало, и потому во время набегов на соседей нага часто захватывали в качестве трофея землю с полей. Нага орошали свои поля, подавая на них воду по бамбуковым трубам с верховьев рек и ручьев. Они возделывали рис, овощи, а на самых высокогорных землях — кукурузу. Скотоводство, из-за отсутствия пастбищ, у них ограничивалось разведением свиней и кур.
Поселения у нага располагаются, как и поля, террасами. Каждая деревня была сильно укреплена и состояла из кварталов со своей системой укреплений. Дома строились из толстых бревен и ставились на мощные сваи. В них жили большие семьи, состоявшие из нескольких поколений родственников.
При своей воинственности нага имели большой арсенал традиционного оружия: копий, мечей, кинжалов, а с начала XX в. — и огнестрельного оружия.
Верования большей части нага архаичны. С верой в духов и душу связан широко бытовавший в прошлом
обычай охоты за головами. Юноша не мог жениться, пока не добудет голову врага. Также нельзя было построить дом, не положив такую голову под первую сваю. Значительная часть современных нага — христиане-баптисты.
Культура оседло-земледельческих народов Индокитая. Среди народов Мьянмы — шанов и каренов — мужчины носят саронги, куртки без рукавов, узкие штаны. У бирманцев мужская одежда состоит из широкого куска клетчатой ткани, которым обертывают недра наподобие юбки. Костюм дополняют плетеная шляпа и обувь, похожая на сандалии. Женский костюм схож с мужским, но шире по покрою.
Жители Таиланда располагают свои деревни по берегам рек, а нередко — и на самих реках, на пришвартованных к берегу лодках и барках. Немало бедняков проводят в таких речных поселениях всю свою жизнь, будучи не в состоянии купить клочок земли для построй-141 дома. Население страны — как сельское, так зачастую и городское — сохраняет приверженность традиционной поясной одежде, состоящей из куска ткани, обернутого вокруг туловища и ног; вместе с ней носят куртки или рубашки. Мировую известность имеет тайландский балет. Танцуют главным образом женщины. Подготовка к представлению настолько сложна, что занимает несколько часов. Коллекционерами и туристами высоко ценятся изделия таиландских ювелиров.
У крупнейшего народа Камбоджи — кхмеров деревни располагаются около рек или прудов, дома свайные, из одной-двух комнат. Традиционный костюм - саронг. Мужчины также носят куртки, а женщины — длинные шарфы.
Лаосцы (лао), являющиеся основным этносом в Лаосе, живут в больших, вытянутых вдоль улиц деревнях, в свайных домах. Разнообразны домашние производства и ремесла в этой стране: изготовление каменном культовой скульптуры, изделий из многослойного лака, резьба по дереву, ювелирное дело.
Основное население Вьетнама, вьетнамцы, занимает большую часть территории республики, кроме не-
которых северных лесных областей, где живут различные по национальной принадлежности и языку небольшие народы, во многом еще сохраняющие архаическую культуру. Однако в последние десятилетия они переняли много элементов культуры у вьетнамцев.
В современном Вьетнаме есть крупные городские центры с высокоразвитой промышленностью, но при этом не потеряли значения и традиционные ремесла. Производимые в стране ювелирные изделия и предметы, плетенные из бамбука и ротана, в большом количестве идут на экспорт. Высоким качеством отличаются вьетнамские ворсовые ковры.
Деревни у вьетнамцев большие; они тянутся вдоль подножий холмов, речных долин и дорог. В центре каждой деревни расположен общинный дом, где устраиваются общинные собрания. Дома каркасные, с обмазанными глиной стенами, сооружаются непосредственно на земле.
В сельских местностях Вьетнама в значительной мере сохраняется традиционный костюм, который схож у мужчин и женщин. Он состоит из хлопчатобумажной куртки и черных или коричневых штанов. Повсеместно носят плетеные конические шляпы из пальмовых листьев и сандалии. В городах получила распространение европеизированная одежда. В прошлом у вьетнамцев существовал обычай чернения зубов. В деревнях распространено жевание бетеля — своеобразного тонизирующего средства, представляющего собой смесь листьев бетеля (перечного растения) и кусочков семян арековой пальмы, перетертых с известью.
Вьетнамцы создали богатую духовную культуру: разнообразный фольклор (легенды о государе-драконе, эпические поэмы и многое др.), литературу и т. п. Очень древние традиции имеет театральное искусство — театр тео. Во время его представлений чередуются песни и сцены из народной жизни. Своеобразны представления театра кукол, передвигаемых по поверхности воды в пруду на поплавках.
Во Вьетнаме существует Академия наук, высшие учебные заведения, в которых немало сотрудников, получивших образование в России (Советском Союзе).
Самосознание отдельных народов Юго-Восточной Азии, их стремление к прогрессу сформировалось под воздействием целого ряда факторов: своеобразной природы и яркой культуры этого региона мира, его трудолюбивого населения и богатой славными событиями истории, победоносных национально-освободительные войн и попыток собственными силами вырваться из пут социально-экономической отсталости. В своем историческом развитии крупные этносы региона создали свои государства, освоили письменность, сделали важные шаги по пути формирования современной литературы и образования.
Но и в этом регионе, как и во многих других, существуют сложные проблемы, решение которых потребует больших усилий. К их числу относятся урегулирование межэтнических противоречий. Одно из них связанo с расселением в Юго-Восточной Азии диаспоры этнических китайцев (хуацяо), которые, заняв ведущие позиции в розничной торговле и других видах обслуживания, нередко становятся для местного населения первыми объектами межэтнической вражды. Другим примером межэтнической напряженности могут служить, претензии народности нага (в северо-западной части Мьянмы) на этническую автономию и даже воссоединение с нага, живущими в индийском штате Нагаленд. Подобных проблем немало, и отыскание способов их разрешения представляет актуальную этносоциальную задачу.
Г.Е. Марков
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология