Духовная культура
Фольклор. В фольклорном (народном) творчестве того или иного народа Поволжья и Приуралья различные жанры представлены в неодинаковой мере. Довольно сильно различаются фольклорные традиции тюркских и финно-угорских пародов: так, в башкирском фольклоре заметное место занимают героико-эпические произведения, например, поэмы «Урал-батыр» (об эпическом предке башкир Урал-батыре) и «Акбузат» (о волшебном крылатом коне, помогающем героям) и др. Широко известны и любимы песни о национальном башкирском герое, сподвижнике Емельяна Пугачева, Салавате Юлаеве,
который и сам был талантливым поэтом-импровизатором. В татарском фольклоре особенно оригинальны байты — поэтические повествования о различных событиях, близкие по строению к литературной балладе.
Особое место в фольклоре народов Урало-Повол-жья занимают песни. Это песни исторические, что воспевают конкретные события и людей, например, Емельяна Пугачева; песни солдатские, или рекрутские — о тяжелой солдатской службе; песни бытовые, свадебные, плясовые, лирические и др. Большого мастерства в искусстве создания песен различных жанров достигли финно-угорские народы. Марийцы создали особый жанр «песен печали». Среди удмуртов был обычай, согласно которому каждый рекрут, а также девушка, выходившая замуж в другую деревню, должны были сочинить на память о себе песню.
Художественная культура народов тесно связана с пением и его музыкальным сопровождением. Наибольшим распространением пользовались духовые инструменты — дудки, свирели. У финских народов Поволжья и у чувашей был еще один любопытный инструмент — волынка с пузырем. Татары и башкиры отдавали предпочтение кураю — тростниковой флейте с своеобразным мелодичным звуком — и кубызу — небольшой дудочке. На рубеже XIX и XX столетий среди всех поволжских народов широко распространилась русская гармоника, причем татары и башкиры предпочитали гармонику с особым строем.
Народное прикладное искусство. Одним из самых развитых и любимых видов прикладного искусства в Урало-Поволжье было вышивание. Вышивки удмуртов, марийцев, чувашей и татар отличаются яркостью, колоритностью, живописностью. В орнаменте вышивки преобладали геометрические узоры в сочетании с растительными. Существовало множество приемов вышивания: например, башкирские женщины знали их более двадцати.
Удмурты, чуваши, марийцы отличались мастерством изготовления тканых предметов: ковров, дорожек, по-
крывал, скатертей. Особенно интересны по своим цветовым решениям безворсовые ковры-паласы.
Высокого развития у ряда народов достигло искусство резьбы по дереву. Марийцы большое внимание уделяли украшению посуды, но резьба покрывала и многие другие бытовые предметы — чашки, прялки, мебель, дуги и т. п. Интересные резные узоры мордвы на свадебных сундуках, сделанных в форме кадки (парь,)—хранилищах одежды, украшений, приданого невесты.
Орнаментальные навыки татар и башкир особенно проявились при изготовлении ювелирных украшений, в искусстве чеканки. Эти народы достигли большого искусства в орнаментации кожи тиснением, а также изготовлением орнаментов в технике мозаики и аппликации.
В прикладном искусстве татар определенное место занимала графика, соединенная с каллиграфией. Она применялась в ювелирном деле, в оформлении рукописей и книг, а также шамаилов — изречений из Корана, развешиваемых на стенах жилища.
Выдающиеся деятели культуры и культурные достижения. Выходцем из мордовской деревни был выдающийся скульптор с мировым именем Степан Эрьзя (1876—1959). Настоящая фамилия его — Нефёдов, а псевдоним, под которым мастер известен всему миру, это этноним народа, к которому он принадлежал. Эрьзя долгое время работал в Аргентине, где использовал в качестве материала для своих знаменитых скульптурпых фигур редкие породы дерева. Есть в его
коллекции и портреты представителей мордовского народа.
В последние годы распространилось мнение о мордовском происхождении известного церковного деятеля XVII в. патриарха Никона (1605— 1681), с церковными реформами которого связывается раскол Русской православной церкви. Так ли это, достоверно не известно, но среди мордовских историков эта точка зрения имеет активных сторонников.
Один из видов вклада в культуру — работа в области науки. Удмуртская исследовательница Л.С. Христолюбова собрала сведения об удмуртах-ученых, работавших и работающих как в самой Удмуртии, так и за ее пределами. Оказалось, что этот небольшой по численности народ выделил из своей среды (по неполным данным) свыше 400 научных работников, вносивших и вносящих заметный вклад в различные отрасли науки.
Марийский народ прославили такие деятели культуры, как композиторы Яков (отец) и Андрей (сын) Эшпай. Я. Эшпай стал основоположником марийского профессионального музыкального искусства. В течение всей жизни он собирал и издавал народные марийские песни, которые благодаря ему получили.известность в мире. Андрей Эшпай продолжил дело отца. Опираясь, в частности, на марийский музыкальный фольклор, он создал немало ярких музыкальных произведений.
Высокую оценку в свое время получила талантливая игра первого марийского киноактера, Йывана Кырля (К. Иванова) — исполнителя роли беспризорника-Мустафы в первом отечественном звуковом фильме «Путевка в жизнь».
Еще до революции 1917г. во многих странах стала известна марийская народная вышивка, до сих пор пользующаяся спросом на российском и европейском рынках.
Заметный вклад в развитие российской науки, культуры, искусства внесли представители чувашского народа. Из Чувашии происходили известный ученый-китаевед Н.Я. Бичурин (в монашестве — Иакинф,1777 – 1853) и архитектор П.Е. Егоров (1728- 1789) — один из предполагаемых создателей ограды Летнего сада, участник строительства Мраморного и Зимнего дворцов, Смольного монастыря в Петербурге.
К классикам чувашской поэзии причисляют К.В. Иванова (1890—1915). Будучи очень молодым человеком, Константин Иванов написал поэму «Нарспи» о тяжелой судьбе чувашской девушки. В честь столетия со дня рождения поэта решением Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 1990 год был объявлен годом К. Иванова. Чувство национальной гордости вызывают в наши дни у чувашей их земляки — летчик-космонавт Андриан Николаев, солистка Большого театра балерина Надежда Павлова, поэт и переводчик Геннадий Айги.
Народы России познакомились с радостным весенним татарско-башкирским праздником сабантуй — праздником плуга. В последние годы его празднуют даже в Москве. Широкую известность получило имя и творчество татарского поэта, автора знаменитой «Моабитской тетради» Мусы Джалиля (1906—1944), погибшего в фашистских застенках в годы Великой Отечественной войны. Заслуженной славой пользуется исполнительское искусство современного татарского певца Рената Ибрагимова. Далеко за пределами своей республики известен современный башкирский писатель Мустай Карим.
Три парода — башкиры, татары и казахи — считают своим известного поэта-просветителя XIX в. Акмуллу. Дело в том, что он одинаково свободно писал и импровизировал на языках всех трех народов, не считая общего для них для всех литературного языка тюрки. Имея широкое мусульманское образование, Акмулла исповедовал гуманистические взгляды, выступал за мир между народами. В одном из своих стихотворений он писал:
Говорят: если у тебя русский является другом,
То удачными будут у тебя все пути.
Не зря же избитые в кровь мурзами
Всегда находят у русских милости.
У народов Поволжья и Приуралья развито и профессиональное искусство, создаваемое писателями, художниками, композиторами, актерами и другими деятелями культуры. В республиках этого региона действуют национальные театры: драматические, музыкальные, в том числе театры оперы и балета. Большой популярностью в республиках и за их пределами пользуются ансамбли народных песен и танцев — удмуртский «Италмас», мордовский «Умарина», марийский «Марий Эл» и др.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология