Народы и условия их жизни
Европейский Север России — своеобразная область расселения ряда народов. Он включает в себя обширные пространства — от Кольского полуострова и Карелии на западе, до Северного Урала — на востоке. Эту территорию покрывают таежные леса или (на северо-востоке) тундра. Здесь много озер (крупнейшие — Ладожское и Онежское) и полноводных рек: Северная Двина, Печора, Онега и др. Полезные ископаемые — апатиты и никелевые руды Кольского полуострова, железную руду Костомукши (Карелия), ухтинскую нефть и воркутинский каменный уголь (Республика Коми) и др. — стали использовать в полную силу лишь во второй половине XX в. Почвы — подзолистые и дерново-подзолистые, небогатые, но по большей части все же пригодные для земледелия.
Все это изначально обусловило слабую заселенность территории, развитие охоты, рыболовства и лесных промыслов, незначительное и очень не устойчивое земледелие, а позднее — интенсивный рост добывающих и отчасти обрабатывающих отраслей промышленности. Обилие лесов предопределило развитие крестьянского деревянного зодчества.
Этносы и их происхождение. Как и другие северные области Земли, Север Европейской России заселялся людьми относительно поздно. Постоянное население появилось здесь в позднем неолите (III—II тыс. до н. э.). Местные жители умели изготавливать шлифованные каменные орудия, долбленые из древесных
стволов лодки, луки и стрелы. Они выделывали глиняную посуду (керамику) без применения гончарного и руга, покрывали ее ямочным, гребенчатым или зубчатым орнаментами. О древнейших обитателях этих мест напоминают рисунки-петроглифы (от греч. петрос — камень, глифе— резьба), сохранившиеся кое-где на скалах побережий Белого моря и Онежского озера. На них изображены охотники в лодках, животные (лоси и др.), сцены охотничьего быта.
Территория Европейского Севера была с давних пор областью межрасового смешения. Это подтверждают данные изучения ранненеолитического могильника на острове Оленьем в Онежском озере. Похороненные в нем люди (около двухсот погребений) принадлежали к разным расам — отчетливо европеоидной и ярко выраженной монголоидной. Их далекие потомки сохранили следы этого смешения — легкий налет мопголоидности при общем европеоидном облике.
Древнейшие племена, заселившие наш Европейский Север, вероятнее всего, говорили на языках самодийской группы (родственных языку современных ненцев). Позднее сюда проникли другие этнические группы — носители языков финно-угорской группы. Предки современных саамов (лопарей), живущих на Кольском полуострове (около 2 тыс. чел.), изначально говорили на самодийском языке, а потом восприняли язык финно-угрон. Современные ненцы — в Ненецком автономном округе (в северо-западном Приуралье) — около 7 тыс. чел. — говорят на языке самодийской группы.
В конце I — начале II тыс. н. э. в юго-западном Приуралье сложилось крупное племенное объединение древних пермян, создателей своеобразной художественной культуры, получившей в науке название пермского терииого стиля. Потомками древних пермян являются современные коми-зыряне (более 300 тыс. чел., Госпублика Коми) и коми-пермяки (около 150 тыс., Коми-пермяцкий национальный округ); их языки — вместе с удмуртским— относятся к пермской ветви финно-угорской семьи.
С VI в. н. э. в письменных источниках среди обитателей среди обитателей Российского Европейского Севера упоминается
народность, потомков которой теперь называют вепсами. В Начальной русской летописи (XI в.) о них сказано так: «А на Белом озере сидит весь». Древние вепсы обитали на территории между Ладожским, Онежским и Белым озерами. В наше время вепсы живут в местностях к югу от р. Свири, а также в южной Карелии. Их язык относится к прибалтийской ветви финно-угорской семьи.
Уже в IX в. н. э. на Карельском перешейке обитала народность корела — предки современных карелов (около 80 тыс. чел., Республика Карелия). Древние ко-релы поддерживали тесные торговые и культурные связи с Новгородом Великим; в частности, корелы приняли христианство в форме православия из Новгорода. В XVI в. область расселения корелов вошла в Русское государство, но в 1617г. Россия была вынуждена уступить Корельский уезд Швеции. Однако корелы не пожелали жить под властью шведского короля и в большинстве своем переселились на русские земли — территорию современной Карелии, в Ярославское и Тверское Поволжье. С тех пор в числе прочих сохранилась карельская община в Максатихинском районе Тверской области (около 20 тыс. чел.). Карельский язык также принадлежит к числу прибалтийско-финских.
В VIII—XI вв. на Европейском Севере России появилось и славянское население: сначала новгородские словене, затем — выходцы из Владимиро-Суздаль-ской земли, а позднее — и из Московских великокняжеских и царских владений. В наше время русские (северные великороссы) составляют здесь большинство населения.
ХОЗЯЙСТВО И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Направления хозяйственной деятельности. Самые северные обитатели края — саамы и ненцы — издавна занимались оленеводством. Но оленеводство у них было разное, как и породы оленей. Саамы запрягали своих оленей в однополозную, похожую на лодку, керёжку, а ненцы — в двухполозные нарты. Саамы весной вы-
пускали своих оленей на вольный выпас в тундру (сами откочевывая на летний период к местам рыбной ловли), а осенью снова собирали их в стада. Ненцы же пасли ( моих оленей круглый год, используя для этого пастушью собаку. В XIX —начале XX в. саамы заимствовали более совершенную, ненецкую форму оленеводства.
Крестьянское хозяйство русских, карелов, вепсов и ооеих народностей коми стало основой формирования в таежной зоне хозяйственно-культурного типа северных земледельцев. Первоначально земледелие осуществлялось как подсечное: выбрав подходящий лес ной участок, крестьяне вырубали и выжигали на пом лею, распахивали участок сохой (легким пахотным орудием), получая в первые два-три года после этого высокие урожаи (благодаря уничтожению огнем сорняков и наличию зольного удобрения). Удачно выбранные участки превращались в постоянные поля. Сеяли ячмень, рожь, репу, лен.
Животноводство на Севере не получило особенного развития. В крестьянском хозяйстве обычно имелись одна-две коровы, одна лошадь — в качестве тяглового животного, несколько овец, изредка — небольшое количество свиней, гусей, уток, кур.
Земледелие и животноводство не могли обеспечить жителям Севера прожиточного минимума: урожаи и проду ктивность скота были низкими. Поэтому большим подспорьем служило рыболовство. Рыбу ловили и ловят плетеными ловушками (мордами, вершами) и сетями. И озерах крупную рыбу добывали острогой в ночное время, привлекая ее огнем факелов. Рыбу солили, сушили, квасили.
Промысловое значение имела охота на пушных зверей, боровую и иную дичь. Так, охотники-коми имели в лесах участки (путики), на которых устанавливали ловушки (силки и капканы). Наконец, немалое шачепис имела заготовка грибов (рыжиков, груздей, волнушек), лесных ягод (брусники, клюквы и др.) и трав.
Все эти хозяйственные занятия сохраняют свое значение и теперь. К ним добавилось звероводство — разведение в крупных хозяйствах норки, песца, чернобурой лисицы.
К традиционным хозяйственным занятиям постепенно добавлялись новые. В XX в. особенно большой размах приобрели лесозаготовки, превратившиеся в специализированную отрасль промышленности. Рост добычи нефти и каменного угля в Республике Коми, железной руды в Карелии, тракторостроения (Петрозаводск), бумажной промышленности, а также производства бумагоделательных машин, — все это имело свои социально-этнические последствия. Развитие промышленности требовало рабочих, которые прибывали из регионов расселения русских, белорусов и украинцев. Этнический состав населения изменился — местные этносы оказались в меньшинстве. Сильно возросло количество национально-смешанных браков.
Поселения саамов (лопарей) — погосты, — какими они были в XIX в., теперь исчезли. В месте своего постоянного проживания (в селе Ловозеро на Кольском полуострове) саамы живут в обычных стандартных домах; бригады саамских пастухов-оленеводов также обычно пользуются для жилья современными техническими приспособлениями.
У русских, карелов и вепсов издавна складывался разбросанный тип расселения — малодворные деревни, которые, однако, объединялись вокруг церковных центров — погостов (не смешивать с архаичными саамскими поселениями, также называвшихся этим словом). Такие группы деревень образовывали сельскую общину. Постепенно мелкие деревни разрастались, давая начало селам. Одна из своеобразных черт местной общественной жизни состояла в отсугствии на Севере помещичьего землевладения и, следовательно, крепостного права. Местные жители считались государственными крестьянами.
Поселения коми обычно бывали больше, многолюднее. Тем не менее крупные поселения — города — сложились не на местной этнической почве, а были русскими или смешанными по этническому составу жителей. Совместная жизнь в этих городах, а в XX в. — в лесных рабочих поселках способствовала языковому и культурному смешению местных этносов с русскими.
Сельские жилища северян — в условиях холодного климата и обилия леса — превратились в своеобразные единые комплексы дом-двор, построенные под общей крышей. Собственно изба отделялась сенями от горницы, или клети. В избе располагалась духовая («русская») печь, занимавшая около четверти пространства. Клеть обычно не отапливалась. Жилища северных народов (кроме саамов и ненцев) похожи и различаются только деталями. Почти в каждом хозяйстве имелась бревенчатая баня с печыо-каменкоц. С баней связаны различные семейные обряды, например, свадьбы. Баня служила и лечебным средством от простуды и пр.
К числу своеобразных построек северных земледельцев относится рига — крупное бревенчатое строение, соединявшее в себе сушильню для снопов хлебных растений (овин) и помещение для молотьбы и провеивания зерна.
Современные сельские жилища часто повторяют прежние классические образцы, только их размеры меньше, а дворы располагаются отдельно от жилья. Ипрочем, теперь многие северяне живут в стандартных, также многоэтажных домах.
Одежда северных европейских народов издавна была приспособлена к местным климатическим условиям. Саамы носили глухую одежду из оленьих шкур (печок), а также длинную рубаху из холста (юпа). Позднее, в Ч X в., они стали использовать ненецкий тин одежды (см. ниже, гл. 20). У коми-зырян до нашего времени кое-
где сохранилась охотничья промысловая одежда (лоз, лузан) в виде обшитой кожей безрукавки с несшитыми боками, подпоясываемой ремнем. Она удобна при обходе путиков и при ружейной охоте.
Мужская одежда включала в свой комплекс рубаху с прямым или косым воротом, штаны, заправленные в сапоги. Лапти (из бересты) обычно носили лишь на работу. Верхней одеждой служили более или менее типичные для населения Европейской России суженный в талии зипун, армяк, шуба и т. п.
Женская одежда более красочна и нарядна. Основа ее — все та же льняная рубаха прямого покроя с рукавами. По подолу, вороту и концам рукавов рубаха бывает вышита. Поверх рубахи женщины носили сарафаны разных покроев, а также передники. Вепсские женщины вместо сарафанов нередко носили полосатые юбки. Среди вышивок (не только одежды, но и полотенец, а также других предметов) нередко встречается загадочная трехчастная композиция: фигура женщины, по бокам которой изображены всадники или олени.
Основу питания местных народов (кроме саамов и ненцев) все-таки составлял хлеб, который пекли из ячменной, а чаще всего— из ржаной муки. Однако хлеба обычно на весь год не хватало, и в муку частенько подмешивали сушеную и растолченную сосновую заболонь (подкоровой слой). При подъезде к карельским, вепсским и другим деревням в XIX в. часто можно было видеть сосны с соскобленной корой. Отсюда пошла печальная поговорка: «Карел кору ел».
В урожайные годы жители Севера ели подовый хлеб, испеченный в «русской» печи. Северные карелы пекли своеобразный кольцеобразный хлеб, который еще в горячем виде насаживали на палки и выносили на мороз: такой хлеб держали на холоде. Стоило его согреть, и хлеб получал вкус и вид только что испеченного.
Варили похлебку, уху. Мясо ели нечасто, главным образом по праздникам. Пекли пироги-рыбники (закрытые и открытые), калитки (небольшие открытые пи-
рожки с кашей, горохом или мясом). Главным овощным продуктом служила репа; лишь на рубеже XVIII и Ч1Х ив. стали появляться другие овощи: капуста, лук, морковь, а также картофель.
Народы, живущие в условиях холодного климата, создавали и кушанья, отвечающие условиям быта. Таковы известные всем пельмени, несущие в самом названии указание на источник своего происхождения: нем, на коми и удмуртском — ухо, нянь — хлеб. Замороженные пельмени первоначально служили зимней промысловой пищей, которую можно быстро приготовить, имея лишь под рукой лишь воду, огонь и котелок.
Большим добавком в питании были грибы и ягоды. Ягоды (бруснику, клюкву, морошку и др.) местные жители замачивали в бочках под гнетом. Грибы — солили (в слегка проваренном или сыром виде; проваренные грибы требовали для консервации меньше соли, что имело значение, так как соль была покупным продуктом).
Из напитков у северян были распространены хлебный и репный квас; карелы, вепсы и народы коми также варили пиво.
В течение XX в. состав (меню) и характер исходных продуктов в этом северном крае, как и повсюду, сильно изменился. Однако использование грибов и ягод, любовь к рыбным блюдам (в том числе к пирогам с рыбой), приготовление калиток и шанег, — все это сохраняется до настоящего времени.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология