logo search
Этнология_Под ред

«Мореплаватели солнечного восхода»

Отмеченные выше обстоятельства порождают множество вопросов. Один из них — как могло поддерживаться единство языка и культуры на столь большом океаническом пространстве Полинезии? Ответ на этот вопрос найти несложно — науке хорошо известен необычайно высокий уровень мореходного искусства полинезийцев.

Помимо малых судов для прибрежного плавания (лодки с балансиром и плоты) в Полинезии повсюду сооружались большие суда с двумя корпусами, несущими платформу и до трех мачт с прямыми и косыми парусами (пахи). Такие суда достигали 40 м в длину и до 10 м в ширину. Самые крупные из них могли вместить до 300 человек. Скорость таких судов достигала 10 узлов (около 20 км/час.) — очень хороший показатель для парусников.

Такое судно с экипажем в 50 — 60 человек могло взять на борт достаточное количество провизии и пресной воды для далекого путешествия. По свидетельствам очевидцев, среди которых был и такой авторитетный специалист, как Джеймс Кук, в XVIII—XIX вв. полинезийцы регулярно совершали далекие морские походы с разными целями — для поиска и заселения новых островов, для нанесения визитов одними правителями другим, для участия в ритуалах в каком-либо из особо почитаемых храмовых центров и т. п. К примеру, переход в 4 тыс. км от Таити до Гавайев полинезийская флотилия могла совершить за 21 день.

Поразительным достижениям полинезийцев в морском деле способствовало не только высокое качество их кораблей, изготовляемых, кстати сказать, без единого кусочка металла и исключительно каменными орудиями, но и навигационное искусство, получившее здесь очень высокое развитие. Профессия мореходов принадлежала в Полинезии к числу самых почетных и переходила по наследству в семьях высокого кастового ранга, в которых устная традиция сохраняла богатые знания в области метеорологии, климатологии, астрономии. Направление плавания полинезийские мореходы определяли главным образом по звездам, которых они знали множество. Натренированный глаз «мореплавателя солнечного восхода» без труда находил на ночном небосводе даже такие звезды, какие средний европеец без специальных оптических приборов и не увидит. Иные полинезийцы могут различить невооруженным глазом несколько колец Юпитера! Особенно важными для полинезийских навигаторов

являются созвездия Плеяды, называемого ими Мата Нии

(«маленькие глазки»), Южный крест (Тауа), Орион (Уру Мереноре), планеты Венера (Тауруа), Марс (Фетиа Уру— «Пылающая звезда») и др. Не менее важным, чем астрономия, было для полинезийской навигации знание господствующих ветров. К примеру, на архипелаге Токелау каждый мореход до тонкостей знал тридцать два ветра, у которых были свои имена, свой «нрав».

Полинезийские навигаторы четко определяли свое местоположение и направление плавания по таким, казалось бы, незначительным признакам, как температура, соленость и цвет воды, направление полета птиц, форма облаков. На некоторых островах сооружались специальные навигационные знаки из камня. В дальних морских походах корабли, — которых, как правило, насчитывалось до нескольких десятков и даже сотен, — шли растянутой на много километров шеренгой, и благодаря такому порядку даже очень низкие коралловые атоллы не оставались незамеченными для полинезийской флотилии. Навигационные знания полинезийцев поражали первых европейских флотоводцев, посетивших Океанию. В 1777 г. один из высокородных полинезийцев по имени Тупиа описал капитану Джеймсу Куку расположение многих архипелагов Полинезии и сделал это настолько выразительно, что капитан смог нанести их на карту и последующие плавания подтвердили точность указаний старого вождя.