2. Этническая история
Регион Северной Африки является районом древнейшей культуры. За тысячелетия своей истории народы региона испытали на себе разнообразное культурное влияние. На территории Северной Африки сформировалась одна из самых древних цивилизаций мира — древнеегипетская. О Египте говорят: «Египет — это пергамент. Коран написан на нем поверх Библии, Библия — поверх Геродота, а сквозь все слои просвечивают древнеегипетские иероглифы». Западнее Египта располагалась финикийская колония — Карфаген. Эти области были издревле связаны с историей Средиземноморья. В результате Пунических войн (III — II вв. до н. э.) Карфаген был захвачен и разрушен, а земли — его и соседней Нумидии — вошли в состав Римской империи под названием «Африка». Позднее это название было перенесено на весь континент. После распада Римской империи эти области испытали нашествие германских племен вандалов. Египет после завоевания гиксосами, а затем персами и в конце концов вошел в состав Восточной Римской империи. О тех временах напоминают памятники древнеегипетской, финикийской и римской эпох. Здесь располагались несколько из «Семи чудес света»: маяк на острове Фарос, египетские пирамиды. Однако, несмотря на бурную историю североафриканского побережья, основное население Северной Африки — берберские народы — сохранили свои языки, хозяйство, верования и обычаи с древности до наших дней.
На территории Судана, в районе слияния Голубого и Белого Нила, еще на рубеже II — I тыс. до н. э. сложи-
лось государственное образование — Мероэ. Оно имело тесные связи с Египтом и в значительной степени испытало на себе его влияние. Его территории временами завоевывались египтянами, а иногда их жители сами совершали успешные набеги на земли северных соседей. В течение одного столетия они даже правили Египтом (так называемая Эфиопская династия). С IV по приблизительно XI —XII в. н. э. на развалинах Мероэ образовались несколько небольших государств — Алва, Мукурра и др. Здесь было принято христианство.
Начиная с VII в. н. э. в истории Северной Африки начались значительные изменения. В 641 году Египет был завоеван арабами, принесшими с собой новую религию — ислам. В течение относительно короткого промежутка времени арабы завоевали всю Северную Африку и Судан. Постепенно значительная часть населения была исламизирована, восприняла арабский язык и культуру. Только копты в Египте сохранили христианство монофиентского толка. Вызывают восхищение сохранившиеся памятники средневековой арабо-мусульманской культуры — мечеть в Кайруане (Тунис), дворец-цитадель возле Тлемсена (Алжир), цитадель в Каире и др. Судан в отличие от Египта и стран Магриба не входил в состав Арабского халифата. Проникшие на его территорию арабы мусульмане были либо тор-
говцами, либо кочевниками-скотоводами с Аравийского полуострова. Христианские государства распались, а в XV —XVI вв. сложилось два мусульманских государства— Сеннар и Дарфур. Именно с этого времени существует деление Судана на арабоязычный мусульманский север и негроидный языческий юг, которое и в наши дни осложняет внутриполитическую ситуацию в стране.
На территории Африканского Рога (так нередко называют субрегион Северо-Восточной Африки, включающий в себя Эфиопию, Эритрею, Джибути и Сомали) история государственности также насчитывает не одно тысячелетие. Материалы археологических раскопок свидетельствуют о существовании здесь самобытной цивилизации в середине I тыс. до н. э. Со II —III вв. н. э. здесь складывается государство Аксум, имевшее тесные связи с Восточным Средиземноморьем и Ближним Востоком. В IV в. государственной религией в нем признается христианство монофизитского толка, близкое коптскому и сохраняющее свои позиции в Эфиопии и сегодня. С этого времени государственность на данной территории не переставала существовать, сохранялась и слоговая эфиопская письменность, насчитывающая историю в два тысячелетия. Начиная с VII в. в этом регионе появляются мусульмане, а с XIV —XVI вв. по берегам Красного и Эритрейского морей, на территории современных Эфиопии, Эритреи, Джибути, Сомали, складываются мусульманские султанаты. В годы колониального раздела Африки Эритрея и часть Сомали стали итальянскими владениями, северная часть Сомали принадлежала Великобритании, а северо-западная (ныне государство Джибути) — Франции.
Лишь у туарегов Алжира еще сохраняется сегодня древнее письмо тифинаг, хранителями которого являются женщины. Все остальное население Северной Африки (кроме жителей Эфиопии и Солгали) пользуется арабским алфавитом. Литературный язык — арабский, в последние годы развивается литература на кабильском языке.
Как и во всей Африке, государственные границы и границы регионов в Северной Африке не совпадают с
этническими границами. Например, туареги живут не только в Алжире и Мавритании, но и в Мали и Нигере, сомалийцы — в Сомали, Эфиопии, Кении и т. д.
3. ХОЗЯЙСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ
Культурные, бытовые и иные особенности народов Северной Африки различаются в зависимости от условий жизни и видов хозяйственной деятельности. Значительная часть населения здесь живет в сельской местности, но немало и городов. Выделяются следующие географические зоны: 1) прибрежные области с мягким климатом; 2) континентальные субтропики — па севере и западе региона; 3) горные районы и долины; А) полупустыни и пустыни (на юге).
На севере и западе прибрежные жители занимаются рыбной ловлей. Их лодки (длиной до 7,5 м) отличаются легкостью и простотой управления. Кроме того, крестьяне выращивают зерновые (ячмень, твердые сорта пшеницы, кукурузу), возделывают виноград, цитрусовые, овощи, разводят крупный рогатый скот.
Жители гор — скотоводы, занимающиеся отгонным горным животноводством, или землепашцы. Небольшие искусственно орошаемые поля занимают террасы, располагающиеся ярусами по склонам гор. Здесь выращивают овес, кукурузу, овощи и фрукты. В предгорьях и на равнинах занимаются орошаемым земледелием. Вокруг водных источников располагаются оливковые рощи и фруктовые сады. Почвы здесь маломощные, каменистые, и на следующий после посева гад землю необходимо оставлять под паром (в это время ее используют под пастбища для овец, коз и крупного рогатого скота).
Дальше к югу, в полупустынях, население занимается земледелием лишь в оазисах. Основная культура финиковая пальма, распространены также плодовые культуры, овощи, зерновые. Большинство же здешних жителей — скотоводы, многие из которых — кочевники. Разводят по преимуществу верблюдов, а кроме них — овец и коз.
Земледельцы. Берберские народы {рифы и другие в Марокко, кабилы — в Алжире), как и пришельцы-арабы, издавна занимаются земледелием. Самую длительную историю имеет земледельческая культура Египта. Недаром говорят, что Египет создан Нилом. Именно благодаря приносимому во время паводка плодородному илу из минеральных взвесей Голубого Нила и органики из болот Белого Нила возможно эффективное земледелие на этих сухих землях.
Лицо Египта — крестьяне-феллахи. Это слово происходит от арабского фаляха— пахать, трудиться на земле. Целая сеть каналов отходит от Нила: широкие судоходные, затем — «водопроводные», переходящие в распределительные, подающие воду через арыки (канавы с проточной водой) уже на поля. Существует система приспособлений для подъема воды на более высоко расположенные поля.
Земледельцы Северной Африки возделывают зерновые, кукурузу, пшеницу, чечевицу, различные овощи и пряные травы, сахарный тростник, оливы, цитрусовые. Особенно важна финиковая пальма, древесина и листья которой используются для построек, а плоды служат основой питания жителей пустынь. С конца XIX в. — со времен английского протектората — выращивается хлопчатник, по сей день остающийся главной товарной культурой.
Работа в поле — занятие мужское. Для вспахивания используется плуг, сохраняется также архаическая соха без отвала. Для рыхления грядок используют мотыги. Урожай зерновых убирают серпами.
Деревни феллахов большие: в них живут иногда 10 — 20 тыс. чел. В центре располагается мечеть или церковь (в деревнях коптов). Рядом — базар и кофейни, где собираются мужчины; место встречи женщин — колодцы или родники. Жилища — саманные (из смеси глины с соломой) домики с одной комнатой. На плоских крышах держат топливо, домашнюю утварь, здесь же прохладными вечерами отдыхает семья. Пол в комнатах покрыт циновками, в семьях побогаче — коврами. Небогатое, а то и убогое убранство крестьянского дома в наше время нередко дополняется быто-
пой электронной техникой. В состоятельных семьях встречается современная мебель. Пищу готовят на очаге во дворе, а едят за низкими (около 40 см высотой) столиками. Основная пища — овощи, каши, финики, лепешки из размолотых зерен, рыба. Мясо, как правило, едят только раз в неделю и по праздникам.
Мужчины носят длинные рубахи, жилеты, широкие штаны, а поверх — туникообразную рубаху белого пли синего цвета, доходящую до щиколоток (галабия). 11а голове — обтягивающая фетровая шапочка. Женская одежда — приталенное платье с широкими рукавами, на голове — платок или накидка. Деревенские женщины-мусульманки в Египте не закрывают лица. Состоятельные крестьяне нередко носят одежду европейского образца, а их работники — традиционную.
В деревнях прочны родственные и общинные связи. Такая жизнь воспитывает внимание друг к другу, уживчивость, склонность к компромиссам, гостеприимство и вежливость. Большое значение сохраняет асабия — кодекс чести, предписывающий кровную месть за оскорбление, подчинение старшим мужчинам, тесные связи и ответственность перед большой семьей. Он охватывает все сферы жизни, и прежде всего брачные правила. Заключение брака — дело родителей и обширного круга родственников. Предпочтителен кузенный брак (между двоюродными братьями и сестрами). Выплачивается махр (плата родителям за невесту). Разводы в деревенской среде редки. Господствует моногамия, лишь изредка у мужчин бывают Аве жены.
В египетскую деревню все больше проникают новые — товарные — отношения. Очень велика имущественная дифференциация: рядом с деревенскими | югатеями живет беднота; растет социальное неравенство. Многие феллахи уходят на заработки в города.
15 странах Африканского Рога большинство населения —земледельцы. В их число входят амхара — основной народ Эфиопии. Эфиопия — один из немногих мировых очагов окультуривания пшеницы. Здесь возделывают также бобовые, чечевицу и ячмень. В одной из областей на юго-востоке страны — Каффе, в пред-
горьях, растут леса кофейных деревьев. Каффа считается родиной кофе, и сейчас это самый большой район культивирования кофе, отправляемого на экспорт. Большое значение имеют и технические сельскохозяйственные культуры, прежде всего хлопчатник. В последние годы появилась новая перспективная культура — чай. На территории Эфиопии окультурено растение, не встречающееся больше нигде —ложный банан (лат. Musa ensente). Из корня или ствола этого неприхотливого растения, высушивая и растирая их, делают муку и крупу, пекут ноздреватый пресный хлеб, варят каши и супы. В самые страшные засушливые годы жители этих мест благодаря ложному банану не знают голода. Занимаются земледельцы Эфиопии и выращиванием овощей (перец, капуста, лук, тыква, огурцы) и фруктов (маслины, ананасы, авокадо, бананы, абрикосы) .
Сомали, проживающие в Сомалийской Демократической Республике, на востоке Эфиопии и севере Кении, и близкие им по культуре и языку афар, населяющие Джибути, занимаются подсечно-огневым земледелием в долинах немногочисленных рек и на побережье океана (другая, большая часть сомали — кочевники-скотоводы). Здесь лишь недавно начали использовать плуги, а мотыга по-прежнему остается основным орудием производства. Сомали и афар выращивают кукурузу, просо, сладкий картофель, маниок, бобовые, папайю, бананы, сезам и хлопок, собирая как правило два урожая в год (в августе и январе). Земледелие сочетается здесь с различными формами охоты (в саваннах, с применением лука и стрел, копий, ловушек и капканов), собирательством и рыболовством. Жилище оседлых земледельцев-сомали отличается от жилища сомали-скотоводов. Для земледельцев характерно мондулло — круглое в плане, без окон, с конической соломенной крышей. Стены такого жилища представляют собой плетеный каркас, обмазанный глиной.
Амхара Эфиопии сеют обычно в период больших дождей — в июне — сентябре. С ноября по февраль идет жатва. Бедность крестьян-амхара (нередко на дерев-
ню 20 — 25 семей есть лишь —2 упряжки волов) заставляет их пользоваться традиционными сельскохозяйственными орудиями: при вспашке марэшей (переходным между сохой и плугом-орудием), мотыгами и кольями, при жатве серпами, при обмолоте и веянии лопатами, корзинами, цепами и др. Попытки создать крестьянские кооперативы, сселяя крестьян в крупные деревни (из засушливых районов) в ходе так называемой «виллиджизации» успеха не имели.
Прядение, ткачество, вышивка, гончарное дело (палепом и вытягиванием), плетение, кузнечество и ювелирное искусство широко распространено у всех пародов Эфиопии. Некоторые занятия— например, прядение — считались женскими и очень почетными. Ткачество, шитье и вышивка— напротив, мужские ремесла. Многие ремесленные занятия воспринимались как недостойные свободного, а тем более знатного человека, и ремесленники образовывали замкнутые эндогамные группы (кастамиж). В частности, каменщиками, гончарами, ювелирами были представители народа фаланга, которых считали колдунами и оборотнями, как и многие другие группы населения, имеющие дело с огнем и металлом. Такую же замкнутую группу составляли азмари — бродячие певцы и музыканты, которых еще и сегодня можно встретить на дорогах страны.
Пища земледельческих народов Эфиопии в основном растительно-молочная. Из зерновых пекут хлеб и крупные пресные блины-лепешки — ынджера (диаметром до 60 — 70 см), из мяса и яиц готовят густые подливы с добавлением разнообразных овощей и множества пряностей. Праздничное блюдо — брындо — представляет собой освежеванную и подвешенную к дереву тушу барана, с которой срезаются полоски сырого мяса и окунаются в острую подливу. Кофе прежде был ритуальным блюдом (его поджаренные зерна жевали), а теперь стал самым популярным и любимым напитком.
Основной тип жилищ на севере Эфиопии и в горных районах — однокамерное прямоугольное хыдмо, а па юге и в центре страны — тукуль, имеющий форму увенчанного конусом цилиндра. Стены хыдмо соору-
жают из мелкого камня и щебня. Крыша опирается на два или четыре ряда столбов, образующих внешнюю галерею, окон нет. Внутреннее помещение делится перегородкой на две части. Одна служит для жилья и приема гостей, другая — кладовой, складом и хлевом.
Тукуль — однокамерное жилище, внутри которого располагается очаг.
Мебель в традиционных жилищах состоит из кровати и месоба — низкого плетеного столика с крышкой. Все вещи и запасы продовольствия подвешиваются в особых круглых корзинах на длинных ремнях.
Вдоль дорог традиционные жилища давно вытеснены четырехугольными постройками с плоской крышей на вынесенных перед дверью столбах, образующих веранду. В каждой округе из нескольких деревень располагается, как правило, церковь или мечеть, чаще всего легкая круглая в плане постройка.
Традиционная одежда народов Эфиопии очень разнообразна. Амхара и оромо — два самых крупных народа Эфиопии — предпочитают одежду белого цвета. Для мужчин это брюки типа галифе — сури, длинные рубахи, у женщин — просторные платья из тонкой, почти прозрачной ткани, украшенной вышивкой, в которой часто повторяется мотив креста. Ранее женская одежда дополнялась шароварами длиной более .3 м, их резко суженые к щиколотке края украшались широкой полосой тонкой вышивки. Обязательный элемент— длинный, до 6 — 10 м пояс маканат с вышивкой по краям, который оборачивался несколько раз вокруг талии. Существенная деталь комплекса — легкая широкая белая накидка — шамма, или натела. Способы ношения ее разнообразны — поверх головы, вокруг талии или накидывая на плечи. Эта одежда становится сейчас общеэфиопской и праздничной. Еще недавно (до 1974 года) в феодальной Эфиопии существовали разные типы одежды, обязательные для разных социальных слоев, для воинов и придворных. Придворная одежда исчезла полностью, а «лемд» — накидка, повторяющая по форме шкуру льва и бывшая офицерской формой, стала деталью костюма священников.
У народов Эфиопии преобладает малая семья, состоящая из мужа, жены и детей. Полигамия редка даже у мусульман. Все еще достаточно распространены браки-договоры — семания и демоц. Первый заключается в присутствии нескольких свидетелей и в отличие от церковного брака допускает развод. Второй заключается на несколько лет с обязательством содержать жену и детей, которое принимает на себя муж. Все эти формы брака признаются гражданским кодексом Эфиопии. Сохраняется и брачный обычай избегания мужем родителей жены, когда в течение определенного срока (иногда до рождения первого ребенка) они не имеют права разговаривать друг с другом.
Кочевники-скотоводы. Кочевники пустыни разводят верблюдов, овец и коз. Наиболее типичны туареги юга Алжира. Их стоянки, как правило, невелики — пять-шесть палаток; обширна и многолюдна только стоянка вождя. Стоянки располагаются там, где достаточно корма для скота и недалеко колодец. Они остаются на месте, пока на пастбище есть трава (обычно от десяти до тридцати дней). Палатка (эхан) имеет высоту 1,5—1,8 м и сооружается из хорошо обработанной кожи — мягкой, непромокаемой, которая натягивается па каркас из деревянных жердей. Она легко разбирается и перевозится на верблюде. Дверь в ней заменяет циновка или кошма.
В палатке живет одна семья. В мужской — восточной— половине палатки хранятся седла, оружие; в женской — западной — кухонная утварь, запасы продовольствия, одежда. Однако жизнь проходит главным образом не в палатках, а перед ними — около очага, сложенного из трех камней.
Один из главных продуктов питания — молоко. Его добавляют в блюда из зерновых и фиников; пьют сыворотку; из сливок сбивают масло; готовят также сыр, который затем высушивают.
Зерно проса и пшеницы туареги выменивают у земледельцев на кожи, мясо, ремесленные изделия. Из муки и крупы делают печенные на углях лепешки или кускус (шарики из каши). Очень важный пищевой про-
дукт — финики. Их едят сырыми или высушивают, собирая затем в большие тюки. Сушеные финики берут в дальние походы пастухи, воины и караванщики; иногда финики толкут в ступе и едят с верблюжьим молоком. Мясо едят нечасто — обычно по праздникам.
Вечерами перед тем же очагом собирается все население стоянки: слышны рассказы; молодые люди поют песни в сопровождении амзада — смычкового инструмента, состоящего из богато декорированной тыквы-резонатора, кожаной деки и волосяных струн. Это женский инструмент и именно женщины — поэтессы, певицы, музыкантши, сказительницы. Вообще роль женщин в обществе туарегов очень велика: они хранительницы морали и традиций, часто именно они вершат важные дела.
Неженатая молодежь с шестнадцати лет собирается отдельно, устраивая посиделки —ахаль, на которые приезжают подчас за десятки километров. Здесь находят и будущих супругов. Вопрос о женитьбе (замужестве) нередко решают сами юноши и девушки. Родители вмешиваются лишь изредка, чтобы не допустить «неравного брака».
На такие встречи стараются надевать лучшие наряды и украшения, а у туарегов одежда, пожалуй, самая сложная в Африке. Мужчины обычно носят просторные шаровары, гандуру — длинную свободную рубаху с вышивкой, а также покрывало, закрывающее лицо. Это единственный народ, где закрывают лицо, никогда не снимая покрывало, именно мужчины. Излюбленные цвета — синий и белый. Праздничный наряд включает несколько гандур. В прохладное время — а ночи в
пустыне бывают холодными — богатые люди носят бурнус (плащ-накидку), а другие — шерстяное одеяло и тюрбаны. На ногах – кожаные
узорчатые сандалии. Теперь многие стали носить рубашки европейского образца.
Женщины обертывают вокруг бедер кусок белой ткани, носят гандуру и большое прямоугольное покрывало, иногда — туники1 из мягкой кожи. И мужчины, и женщины очень любят украшения: перстни из серебра, браслеты из змеевика, сланца или известняка, искусно выделанные чехольчики из кожи (для ношения иголок и амулетов), ожерелья и т. п.
Стада верблюдов — основное богатство туарегов. Верблюд дает шерсть, молоко, кожу, мясо, он перевозит всю семью и скарб кочевника, хорошо служит воинам. Часть года туареги кочуют, а в начале «зимы» собираются близ пальмовых рощ, где запасаются финиками и возделывают небольшие пашни.
Значительную роль в жизни туарегов играла караванная торговля. Из оазисов они возили на север финики, а оттуда — сахар, чай, промышленные товары. По транссахарской дороге из Марокко в Сенегал, Мали и Нигер в прошлом вывозили финики, шерсть и оружие, а взамен везли соль, золото, чернокожих рабов. Охрана торговых караванов, а то и грабеж давали дополнительные доходы. С упадком караванной торговли туареги их утратили. Ныне многие молодые люди работают на нефтяных промыслах южного Алжира.
Туареги занимаются ковроделием, изготовлением шерстяных тканей, выделывают переметные сумы, покрытия для палаток, ковры. Далеко известны ножи и мечи туарегов, красивые деревянные седла для верблюдов — с высокой лукой, украшенные яркой росписью и инкрустацией серебряной и медной проволокой. Местные мастера славятся тонкой выделкой кож.
Туареги Алжира имели свою племенную конфедерацию во главе с вождем — аменоксиюм. Выделялись благородные воины (имхар) и зависимый от них простой люд (имрад), которому за половину приплода отдавали стада на выпас. Ремесленники (инад), посаженные на землю харапшны (негры-рабы) и домашние рабы (иклан) не имели никаких прав. С отменой раб-
1 Тупика — древнеримская рубаха, сшитая из одного полотнища, перегнутого пополам, с прорезью для головы в месте сгиба и двумя швами по бокам. Рубахи такого покроя встречались у многих народов.
ства и началом нефтедобычи на юге Алжира именно эти слои поставляли рабочих на промыслы. А бывшие «благородные» воины и караванщики пересели на грузовики и работают в основном водителями.
Чересполосно с народом амхара живут оромо, представители второго по численности народа Эфиопии. Появившись на этих землях в XVI в., оромо заняли экологическую нишу, благоприятную для занятия скотоводством. Ныне, после длительного соседства с амхара, они занимаются и земледелием и скотоводством, разводя крупный рогатый скот. Пастбища перемежаются с пахотными участками. Быков и волов используют как тягловых животных. Крупный рогатый скот, ослы, вьючные лошади и мулы пасутся вместе, а козы и овцы — отдельно. Запасов кормов обычно не делают, но .тщательно следят за продуктивностью пастбищ, в межсезонье подкармливают коров небольшим количеством зерна. В горных местностях занимаются отгонным скотоводством: со скотом отправляются молодые мужчины и мальчики и строят на горных пастбищах временные жилища. У оромо сохраняется племенное деление, и некоторые группы продолжают заниматься кочевым скотоводством. Их материальная культура определяется кочевым бытом, у них сохраняются традиционные верования, разработан собственный календарь, еще жива система возрастных групп и классов. Мужской народный костюм оромо состоит из двух кусков ткани; один оборачивают вокруг тела наподобие юбки, другой живописно драпируется на плечах и груди. Женская одежда — несколько раз обернутая вокруг тела яркая полосатая ткань. И среди мужчин, и среди женщин распространены накидки из выделанной кожи, украшенные раковинами-каури.
Кочевым скотоводством занимается и большая часть народа сомали. На севере и в пустынных южных областях Африканского Рога они разводят верблюдов, коз и овец, а на юге, где климат не столь засушлив — коров (породы зебу с горбатой холкой). Сомали соблюдают строгий порядок выпаса скота и перекочевок по давно выверенным маршрутам, что позволяет поддер-
живать экологическое равновесие в этих суровых природных условиях. Сохраняется половозрастной характер разделения труда. Дети пасут мелкий скот, мужчины — верблюдов и коров. Доят верблюдиц мужчины, коров — юноши, овец и коз — женщины. При перекочевках впереди идут дети с несколькими взрослыми, гоня овец и коз, затем — юноши с верблюдами, за ними — женщины с гружеными верблюдами. Вооруженные мужчины следят за порядком во всем караване. Скот обеспечивает кочевников и жилищем, и обувью, и пищей. Основу пищи кочевников составляют молочные продукты, изредка — мясо мелкого рогатого скота. Крупный скот забивают только по праздникам. Зерновые и овощи кочевники получают по обмену у земледельцев.
В сельской местности и у значительной части городского населения сомали сохраняется традиционная одежда. Женщины носят длинные широкие юбки; красиво драпированные куски ткани, обернутые поверх, закрепляются на правом плече. Мужская одежда — несшитая, она состоит из двух широких кусков ткани, чаще всего клетчатой: один обертывается вокруг бедер, другой накидывается на плечи. На ногах носят кожаные сандалии, на голове — плотную шапочку — кафил, которая иногда дополняется тюрбаном.
Хотя сомали считают себя правоверными мусульманами, полигамные браки довольно редки, а брачный возраст довольно высок (15—17 лет для девушек, 20 лет — для юношей). Исповедание ислама сочетается с традиционными верованиями. Из общемусульманских праздников отмечаются лишь те, которые совпадают с древними скотоводческими. Главный герой богатого устного народного творчества сомали — скот, в любовной лирике возлюбленная сравнивается с верблюдицей.
Городская культура. В Африке сложилось несколько центров древней и средневековой городской цивилизации. В Северной Африке хорошо известны древние г рода Карфаген, Мемфис, Александрия; на территории современного Судана — Мероэ и Напата; в Эфиопии — Адулис и Аксум. В Средние века возник-
ли Фе, Марракс-ш, Каир, Кайруан, в Северо-Восточной Африке — Сеннар, Шенди в Судане, Марис, Фарас; Гондзр и Анкобор в Эфиопии, Могадишо и Брава в Сомали. Города издавна были очагами этнического смешения. Здесь встречались арабы, берберы, представители других местных народов, евреи, турки, армяне. Если евреи на протяжении многих веков жили достаточно замкнуто, то представители других этносов смешивались, вступали в браки, сливались в единую общность. Ассимиляционные процессы разворачивались с активным участием арабского населения, чей язык и вероисповедание превалировали, поддерживаемые государственной политикой ряда стран.
Начиная с XIXв., Северная Африка испытала на себе значительное влияние европейской цивилизации. Европейцы по преимуществу селились в городах (хотя и не повсеместно, например, более 1 млн. французов-колонистов занималось плантационным хозяйством). Под влиянием европейцев в местных обществах начались процессы модернизации, появились новые административные структуры, новые производства. Европейские языки стали языками межэтнического общения, получили широкое распространение европейская культура и образование, увеличилось число христиан. Получили распространение и сделались популярными европейская архитектура и одежда, а также нормы поведения. Появились и смешанные культурные формы, например, форма одежды (европейский мужской костюм с сохранением традиционного головного убора или ношение галабии с пиджаком и т. п.). В мусульманских высших учебных заведениях появились программы обучения светским наукам (медицине, инженерному делу, агрономии). Такие факультеты были образованы, например, в Аль-Азхаре в Каире, там же возник и первый в мусульманском мире женский факультет.
В настоящее время в регионе много современных крупных городов. В г. Алжире проживает более 3 млн. человек, в Касабланке (Марокко) и г. Тунисе — по 2 млн. Самый большой город Северной Африки — Каир, население которого превышает (вместе с пригородами) 12 млн. жителей. Все больше крестьян переселяет-
ся в города и остается там навсегда. По мнению некоторых исследователей, Египет из страны феллахов превращается в страну горожан: 51% египтян проживает в городах. Аналогичные процессы наблюдаются и в других странах региона.
Сегодня города— центры современной промышленности, торговли, науки, управления. Строительство современных кварталов началось в первые десятилетия XX века, когда страны Северной Африки оказались в зависимости от европейских государств. Но почти в каждом крупном городе сохранилась старая часть — медина. Здесь узкие улочки, глухие глинобитные стены, пестрые шумные базары. Нередко эти кварталы окружены стеной. И быт горожан внутри этих стен отличается от быта современных кварталов: здесь дольше сохраняются древние обычаи, традиции, бытовая культура.
Как правило, меди на состоит из касбы — укрепленной части, меллаха— квартала торговцев, ювелиров, ростовщиков и собственно медины с мусульманским населением. Центральное место в любом традиционном городе занимает мечеть (от арабск. масджид — место совместных молитв для мусульман). Вокруг нее на открытых площадях и узких улочках, ведущих в жилые кварталы, кипит базар (сук). Он организован по профессиям ремесленников, которые работают тут же, образуя ряды котельщиков, медников, ткачей, сапожников, ковроделов и т. п.
Торговцы, чиновники, мусульманские ученые одеты в просторные одежды из тонкой белой шерсти; ремесленники носят широкие штаны и короткие куртки. Все они обуты в бабуши — узорчатые кожаные туфли без задников. Горожанки носят легкие шаровары, длинные платья из белой, розовой, бледно-зеленой ткани. Многие женщины закрывают лицо легким покрывалом. Среди образованных слоев населения широко распространился европейский тип одежды; приверженцы ортодоксального ислама, напротив, носят традиционную одежду темных тонов, чаще всего черную.
Шум и пестрота базаров контрастируют с тишиной одноцветных жилых кварталов. Жилища, как правило, глинобитные, без окон на улицу или с небольши-
ми окнами под самой крышей. На лишенных всякой зелени извилистых узких улочках (они широки лишь настолько, чтобы «прошел верблюд с полной поклажей») только изредка мелькает фигура разносчика воды. Глухие стены прорезают узкие низкие двери с медным молотком. Косяки и сами двери часто украшены тонкой деревянной резьбой, а молоток нередко — образец кузнечного искусства.
В новых частях городов, как правило, выделяются промышленные или портовые зоны, административные центры и районы вилл, где живут богатые горожане. Города отличаются этнической пестротой. Помимо исконных местных жителей, в них есть европейское население, еврейские, греческие, армянские общины — каждая со своим укладом жизни. Возраст некоторых из них (например, еврейских и греческих) нередко исчисляется сотнями лет.
В городах, конечно, традиционный быт меняется. Нет жесткой общинной замкнутости, исчезает строго регламентированная обрядность, меняются семейно-брачные правила, манера поведения и т. п. Но сохраняются (поддерживаемые тесными связями с деревенскими родственниками) моральные нормы, пищевые пристрастия и зачастую традиционные — доисламские и дохристианские — верования.
Верования и народная культура. Северная Африка — район древней культуры. За тысячелетнюю историю ее народы испытали влияние многих культур.
Ислам, ставший господствующим культом и мировоззрением, воспрещал изображение живых существ, поэтому после арабского завоевания в Северной Африке не получили развития ни живопись, ни скульптура. В архитектуре их заменяли растительные и геометрические орнаменты. Во внешнем украшении богатых домов, а также в интерьере жилища употреблялись высказывания из Корана, каллиграфически исполненные арабскими буквами на штукатурке, бумаге или другом материале. Отсюда пошло название арабески. А живопись и скульптура начали развиваться уже в XX в. Наиболее известен египтянин Махмуд Мухтар и его скульптурная группа «Возрождение Египта» в Каире, изображающая
сфинкса и стоящую рядом <• ним девушку с открытым лицом.
Народное творчество находило выход в создании ярких ковров, чеканных узорчатых бронзовых кувшинов, блюд, светильников и т. п. Музыкальная и песенная культура африканских арабов тоже имеет длительную историю. В народных оркестрах есть ударные (барабаны, систры), духовые (зуммара — кларнет и мизмар — дудка) н струнные (ребаб, ургуль) инструменты. Музыкальные стили впитали арабские, турецкие, персидские, испано-андалусские мелодии. 1S XVIII—XX вв. усилилось влияние европейской музыки.
Северная Африка — один из центров возникновения древнейшей письменности. В Древнем Египте возникла иероглифика; южнее, на территории Республики Судан, — алфавитное мероитское письмо, внешне похожее на иероглифы. В Магрибе бытовало древнее ливийское письмо. Эти системы письменности были по большей части вытеснены арабским алфавитом. Только у туарегов сохраняется современный вариант ливийского письма — тифинаг.
В народных верованиях прослеживаются очень древние корни. До сей поры всеми египтянами отмечается праздник подъема воды в Ниле— Ночь слез (в память плача Изиды по Озирису); праздник Халиг — выбор невесты Нила во время самой высокой воды, v всех пародов регаона продолжают существовать представления о духах стихий, деревьев, гор;распространены вера в магию и колдовство. Особой магической си-л< >п наделяют финиковую пальму. А во время жатвы из лучших колосьев делают ритуальную антропоморфную фигурку, сохраняемую до следующего урожая. У одних
народов эти верования сосуществуют с исламом и христианством, у других (на юге Алжира, Мавритании, Судана) — являются преобладающими верованиями.
Христиане составляют сравнительно небольшую часть населения Северной Африки. Но христианские общины в этом регионе стали складываться с самого начала возникновения христианства, самая значительная из них была в Александрии. Позднее большинство населения было исламизировано, но еще и сейчас в Египте живут копты — потомки и наследники первых христиан (около 6% населения страны). Религия коптов — христианство монофизитского направления, отрицающее двойственную (божественную и человеческую одновременно) природу Христа. В обрядности сохраняются древние каноны — обрезание, обычай снимать обувь при входе в храм, отсутствие икон, запрет на употребление в пищу свинины и крови животных. Бытовая культура коптов мало отличает их от окружающего населения. Копты быстрее переходят на общеевропейские нормы одежды, поведения, морали. Арабский язык уже почти вытеснил древний коптский, который теперь употребляется в основном как язык богослужения. Очень близко коптскому христианству эфиопское монофизитство. В Эфиопии эта религия начиная с IV века и вплоть до 1974 года была государственной. И в наши дни она еще сохраняет свои позиции и воспринимается как религия единения.
Вместе с европейцами — колониальными чиновниками, военными, а затем и поселенцами — сюда пришли и другие формы христианства — католицизм и протестантские направления, имеющие своих приверженцев в том числе и среди арабов. Католические
миссионеры еще в XVI —XVII вв. активно работали в Эфиопии, но не сумели добиться большого успеха. Более успешным было распространение католичества в годы колониального господства во французских и итальянских владениях — Алжире, Ливии и Итальянском Сомали. В Египте получило распространение англиканство. В XX в., в годы после Второй мировой войны и после обретения Африкой независимости, многие европейские поселенцы покинули африканские страны, и число христиан резко сократилось. Так, в Тунисе, к 80-м гг. XX в. осталось 7 католических храмов вместо прежних 90. Одновременно активизировались протестантские миссии и началась христианизация небольших городов юга Судана и юго-запада Эфиопии.
Со времен Римской империи в странах Северной Африки появились иудаисты. Они в основном составляли городские общины ремесленников, торговцев и финансистов. В средние века к ним присоединились евреи, изгнанные из Испании. Но в оазисах Марокко, Алжира, Ливии сложились и отдельные сельскохозяйственные и торговые общества. Многие иудаисты-торговцы обеспечивали караванную торговлю Северной Африки с более южными районами континента. В Эфиопии жил целый народ— фалаша, исповедовавший иудаизм своеобразного доталмудического толка, с которым сочетались и отдельные черты древних народных верований и эфиопского монофизитства (в частности, монашество и институт священников — кешей). Споры о происхождении фалаша не утихают до сих пор. Их считают то потомками одного из «потерянных» племен древнего Израиля, то евреев, не ушедших с Моисеем из Египта, а поднявшихся вверх по Нилу, то местных жителей, принявших иудаизм от мигрантов-проповедников. Они не знают Талмуда, других священных книг, древнееврейского языка. Ветхий Завет у фалаша переведен на древнеэфиопский язык (гыэз), который используют в богослужении и эфиопские христиане. В службе могут принимать участие женщины Фалаша сочетают ритуальные обязанности с заня-ИГ.1МП земледелием и ремеслом. У них распространен институт монашества, однако монахи живут не в мона-
стырях, а в отдельных хижинах по соседству с деревнями. Вдали от селений, часто в пещерах, обитают отшельники, почитающиеся за особую святость и якобы наделенные магической силой. В настоящее время большинство иудаистов Северной Африки (фалаша — практически полностью) переселились в Израиль.
Все же господствующая религия в Северной Африке— ислам (в Мавритании— 100% населения, в большинстве стран— свыше 90%, в Судане — 70%). Первые мусульмане появились в 641 г. в Египте — это были воины Арабского халифата, а к XI в. почти все население прибрежных районов Северной Африки было исламизировано. В более южные, глубинные районы ислам проникал вплоть до XIV — XV вв. В VHI — XII вв. исламские эмираты возникли на западном берегу Красного моря (современные Эритрея, Джибути, Сомали, северо-восточные районы Эфиопии). Здесь ислам распространялся мирным путем, сначала в городах и торговых центрах, а затем и в широких массах народа. В этом регионе господствует суннитское направление ислама. Арабы, кабилы, шуайя, туареги и др. — все они сунниты. Распространено дервишество и суфийские ордены (тарикаты). В народном исламе сохраняется вера в чудеса, святых и их гробницы, амулеты, магию и т. п. В Египте ислам включает в себя и веру в магические свойства пирамид и вод Нила. В городах возведены великолепные мечети, а в сельской местности, например у туарегов, их заменяют места для молений, огражденные камнями. В наши дни ислам расширяет свое влияние. Особенно активны поборники фундаменталистского, ортодоксального ислама, становящегося политической силой. В Алжире фундаменталисты активно выступают против светского государства, используя терроризм внутри и за пределами страны. А Ливия, как ранее Мавритания, уже провозгласила себя исламским государством.
Каждая из религий ведет счет времени по своему календарю. Мусульмане пользуются исламским календарем, начинающим летосчисление от хиждры — переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г. н. э.
Э.С. Львова
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология