1. Народы черной африки
В Африке южнее Сахары живет более 242 миллионов человек. Она включает в себя ряд регионов.
В регион Западной Африки входит население Бенина (более5,5млн. человек), Буркина-Фасо (более 10 млн.), Гамбии (более 1 млн.), Ганы (около 18 млн.), Гвинеи (более 7,5 млн.), Гвинеи-Бисау (более 1 млн.), Кабо-Верде (прибл. 500 тыс.), Кот-д'Ивуара (прибл. 15 млн.), Либерии (более 2,5 млн.), Мали (более 10 млн.), Нигера (более 9 млн.), Нигерии (около 115 млн.), Сенегала (более 8,5 млн.), Сьерра-Леоне (около 4 млн.), Того (более 4 млн.), Габона (более 1 млн.), Сан-Томе и Принсипи (примерно 150 тыс.), Камеруна (более 13 млн. человек).
Центральная Африка объединяет пять стран — Анголу (около 13 млн. человек), Народную Республику Конго (3 млн.), Демократическую Республику Конго (более 45 млн.), Центрально-Африканскую Республику (около 3,5 млн.), Чад (более 6,5 млн. человек).
12 стран входят в Восточную Африку. Это Бурунди (6 млн. человек), Замбия (9,5 млн.), Зимбабве (11,5 млн.), Кения (около 32 млн.), Коморские Острова (880 тыс.), Маврикий (более 1 млн.), Мадагаскар (12 млн.), Малави (10 млн.), Мозамбик (более 17 млн.), Сейшельские острова (700 тыс.), Танзания (30 млн.), Уганда (около 20 млн.), Руанда.
Наконец, пять стран составляют Южную Африку. >то Ботсвана (около 1,5 млн. человек), Лесото (более млн.), Намибия (1,6 млн.), Свазиленд (около 1 млн.), |( >ЛР (более 42 млн. человек).
Антропологическая и этнолингвистическая характеристика. Африка южнее Сахары отличается боль-
шим многообразием населяющих ее народов, языковых семей, антропологических групп, форм хозяйственной деятельности, религиозных представлений. По территории региона проходит граница расселения представителей двух больших рас — европеоидной и негроидной. В северных областях Мали и Нигера живуг туареги, принадлежащие в средиземноморскому типу большой европеоидной расы. Однако, большинство народов Африки южнее Сахары относится к большой негроидной расе, формирование которой, по-видимому, проходило в бассейнах рек Нигера и Конго. Поэтому весь этот обширный регион часто называют Черной Африкой.
В результате многочисленных и длительных миграций (с V до XIX в. н. э.) негроиды расселились по всему материку. Негроиды обладают темной кожей: от почти черной в экваториальных районах до светло-коричневой на юге континента, короткими черными сильно курчавыми волосами, широким носом и утолщенными губами, выступающей нижней частью лица (так называемый прогнатизм). Между отдельными группами чернокожих жителей Африки существуют значительные различия: так, в Руанде и Бурунди живут самые высокие (средний рост до 2 м) люди континента, тогда как средний рост жителей Гвинейского побережья не превышает 170 см.
От основной части высокорослых негроидов существенно отличаются пигмеи и саан (бушмены). Пигмеи — самые маленькие люди на Земле (средний рост мужчины около 150 см) с относительно менее темной кожей, тонкими губами, инфантилизмом («детскостью») телосложения: крупная голова и небольшие руки и ноги по отношению к телу. Саан —люди с кожей цвета «подсыхающей листвы», с развитым эпикантусом («монгольской» складкой верхнего века, закрывающей слезный бугорок) и повышенными отложениями жира в области ягодиц. Пигмеев и саан долго считали представителями самостоятельных рас; современные антропологи склоняются к мысли, что присущие им особенности в строении тела вызваны позднейшим приспособлением негроидов к тем или иным сложным
природным условиям: пигмеев— к вечному сумраку экваториального леса, саан — к сухому климату пустынь юга, а также к скудному питанию и проч. Монголоидные черты наблюдаются и у населения Мадагаскара — малагасийцев, но объясняется это тем, что предки малагасийцев переселились на этот остров из Азии, где распространены монголоидные расовые типы. При очень темной коже и черных курчавых волосах малагасийцы имеют некоторые признаки малайского типа монголоидной расы — мягкие черты лица, I[(-большой нос и губы, высокие скулы, монгольскую (кладку века и т. п.
Этническая и языковая карта Черной Африки отличается большой сложностью и пестротой. Она — результат длительной истории переселений и смешения населения, воздействия природных и исторических условий. Населенная в древности Сахара превратилась в пустыню. В Африке южнее Сахары в Средние века возникали и разрушались государства. Арабские завоевания в Восточной Африке способствовали возникновению многовековой работорговли, когда одни народы уничтожались, другие спасались бегством, третьи ассимилировались. Работорговля стимулировалась европейскими колонизаторами и американскими плантаторами. Миграции периода колониального раздела Африки тоже были очень значительны. Все это изменяло общую картину расселения африканцев.
Этнические процессы на миграционной основе продолжались, хоть и в меньших масштабах, и в колониальное время. Происходят они и теперь. В наши дни население континента отличается крайней этнической пестротой и состоит из множества племен и народов, уровень развития которых чрезвычайно различен. 11звестный американский этнолог Дж.Мердок высчитал, что в Африке проживает до 7 тыс. племен. Но это едва ли соответствует действительности. В настоящее время па этнической карте Африки принято выделять по более 500 народов, представляющих собой более или менее крупные этносы, нередко включающие родственные племена и этнические группы.
Большинство народов региона говорят на языках, принадлежащих к четырем языковым семьям: афразийской, нигеро-кордофанской, нило-сахарской и кой-санской. Население Мадагаскара говорит на малагасийском языке, принадлежащем к австронезийской (малайско-полинезийской) семье, а африканеры (иначе — буры) на юге Африки и некоторые группы выходцев из Индостана — на языках индоевропейской семьи. Границы современных государств унаследованы от времени колониального раздела Африки, поэтому многие народы оказались в разных государствах. Так, эве живут в Того и Гане, хауса — в Нигере, Нигерии и других странах, туареги — в Мали, Мавритании и Алжире, баконго — в обеих республиках Конго и Анголе, сенуфо — в Мали и Кот-д'Ивуаре и т. д. А фульбе расселились почти по всей Западной Африке.
Знание некоторых языков распространено далеко за пределами расселения народов — их создателей. Такие языки называют языками межэтнического общения. К ним относятся: хауса в Западной Африке, лингала — в Центральной, суахили — в Восточной. Многие африканские народы были бесписьменными, но некоторые из них создали свои системы письменности. Хауса и суахили прежде использовали алфавит аджами, созданный на основе арабского. У народов Либерии и Сьерра-Леоне использовалось слоговое письмо, такого же типа письменность создал народ бамум в Камеруне. Сейчас все народы пользуются латиницей. На побережье Гвинейского залива и в бассейне реки Конго существовал «язык барабанов» — способ общения с помощью звуковых сигналов. Когда-то барабаны звали на войну и на праздники. Они передавали важные сообщения за многие сотни километров. В некоторых странах (Гана, Кот-д'Ивуар) «язык барабанов» изучают и даже хотят возродить.
Большая часть населения Черной Африки живет в деревнях. Городское население здесь не столь многочисленно, как в Северной Африке. Из городов, существовавших до колониального раздела Африки, одни исчезли, другие стали незначительными поселениями. Лишь немногие дали начало современным городам —
столицам (Могадишо в Сомали, Уагадугу в Буркина-Фасо) или крупным портовым центрам (Момбаса и Малинди в Кении). Крупные современные города основаны главным образом европейцами в XIX —начале XX в.: Абиджан (Кот-д'Ивуар), Дакар (Сенегал) и другие. Старейший город этого типа — столица Анголы Луанда (XV в.). В них отчетливо прослеживалось деление на европейские кварталы и африканские (чернокожие владельцы вилл или больших домов составляли исключение). Сейчас в Черной Африке немало больших и красивых городов с современной архитектурой. В их планировке и декоративном убранстве подчас используются народные традиции. Есть города с многомиллионным населением, такие как Лагос в Нигерии или Киншаса в Демократической Республике Конго.
Островные государства Индийского океана (Маврикий, Сейшелы, Коморы) характеризуются сложным этническим происхождением населения. Их называют «перекрестком рас и цивилизаций». Когда-то эти острова были необитаемы. Здесь лишь временно останавливались индийские и арабские мореплаватели, запасаясь водой, топливом и продовольствием. В начале XVI в. сюда пришли первые европейцы — сначала португальцы, затем голландцы, французы, англичане. Ими были основаны плантации сахарного тростника, позже — кофе, индиго, гвоздики. Началась разработка черного
дерева и других ценных пород древесины. Это потребовало рабочих рук, и на острова стали завозить чернокожих рабов. После отмены рабства в начале XIX в. англичане начали завозить законтрактованных рабочих из Индии и Китая. Сейчас здесь живут представители всех рас и креолы (потомки от смешанных в расовом отношении браков). Более трети населения — выходцы из Индостана. Немногочисленное африканское население — потомки рабов и переселенцев — утратило родные языки. Сложились новые формы культуры, впитавшие в себя наследие разных народов Африки. Профессиональные занятия населения островов связаны с этническим происхождением: китайцы, как правило — торговцы и крупные предприниматели, индийцы — крестьяне и сельскохозяйственные рабочие, креолы — ремесленники и рабочие. Внутренней торговлей заняты индийцы-мусульмане, а сахарная промышленность сосредоточена в руках франко-маврикийцев. Сохраняются китайский и индийские языки. Но все большее распространение получает креольский, становящийся постепенно общенациональным.
2. ХОЗЯЙСТВО И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЧЕРНОЙ АФРИКИ
Хозяйственно-культурные типы Африки представляют две большие группы. Присваивающее хозяйство ведут саан (бушмены Южной Африки) и пигмеи экваториальных лесов. У них сложился хозяйственно-культурный тип бродячих охотников пустынь и сухих саванн и бродячих охотников экваториальных лесов. Производящие типы хозяйства более разнообразны, и именно они характеризуют африканское хозяйство в целом. Здесь выделяются различные типы с преобладанием скотоводства либо земледелия. Уже на рубеже XIX —XX столетий сложились так называемые «зоны Нового времени» — высокоразвитого товарного земледелия, товарного животноводства, тропического плантационного земледелия. Первоначально эти типы хозяйства возникли в европейском секторе. Ныне они существуют в африканском секторе.
В земледелии — по набору выращиваемых культур и способу ведения хозяйства — выделяются: а) зона сухих саванн с производством зерновых и б) зона экваториального пояса, где важнейшую группу куль-тур составляют корнеплоды. Типичный представитель земледельцев сухих саванн — народ хауса в Западной Африке (в Нигерии, Нигере, Камеруне и Чаде). Хауса издревле были земледельческим и торговым народом. В последние годы они расселились во многих странах Африки (в том числе далеких от их родины), где являются торговцами, офицерами, лицами свободных профессий (адвокатами, врачами, художниками и др.), государственными чиновниками. Основные культуры этого пояса — зерновые.
В Африке распространены по преимуществу красноземные почвы с тонким плодородным слоем. Главное земледельческое орудие у хауса, как и у других земледельцев этого пояса, — мотыга. Существует большое число типов мотыг: для тяжелой и легкой почвы, для обработки нови и уничтожения сорняков, двд посадки риса или сорго и т. д. Кроме мотыг, используются серпы, ножи, топоры, также имеющие разные формы в зависимости от назначения.
Традиционным является подсечно-огневое, переложное земледелие. На залежах производится выпас стад, принадлежащих соседям-скотоводам. Другое средство сохранения плодородия земли — одновременное высаживание на поле культур, взаимодополняющих друг друга: кукурузы с бобовыми, сорго с камышевидным просом и т. п.
Трудоемкие работы по расчистке новых полей — это мужская работа. Все остальное — дело женщин. Они же занимаются сбором плодов и листьев дикорастущих растений, употребляемых в пищу как приправа, используемых для приготовления прохладительных напитков, мазей и других лекарственных средств.
В экваториальном поясе основа земледелия — это корнеплоды и клубневые (ямс, кассава — разновидность маниока). Большое место в хозяйстве занимает масличная пальма1. Здесь нет такого разнообразия
1Пальмовое масло добывают из околоплодников и семян.
видов мотыг, как, например, у хауса. В этих районах у мужчин больше работы — вырубка и выжигание леса под поля, корчевка пней, расчистка участков. Но основная нагрузка, как и в саваннах, ложится на плечи женщин. Девочки уже с семи-восьми лет помогают матерям и старшим сестрам работать в поле.
В экваториальной зоне, как правило, получают по два урожая в год.
Рацион питания земледельческих народов сухих саванн состоит из блюд, приготовляемых из зерновых. Главные из них — каши: жидкая просяная фура и более густая туво из сорго или риса. В каши добавляют острые приправы и подливы — с солью, чесноком, жгучим перцем (пили-пили), томатами и пряностями. Из пшеничной, просяной и кукурузной муки пекут лепешки и хлеб (уплощенной формы). Народы саванн очень любят фуфу — шарики из вареного риса, которые едят с острыми овощными или мясными соусами и подливами. У земледельцев экваториального пояса место зерновых занимают клубневые (ямс, маниок). Некоторые их виды содержат ядовитые вещества, поэтому их долго вымачивают, разминают до тестообразного состояния и только потом варят. Из маниока готовят муку-тапиоку, используемую для приготовления лепешек или (чаще) густой каши, которую едят с соусами, курицей, мясом или рыбой; в пищу употребляют и дичь, добытую на охоте. В случаях недостатка животной пищи охотно используют для еды сушеных насекомых (кузнечиков, саранчу, муравьев).
Жители Мадагаскара также традиционно занимаются земледелием. Основу их сельского хозяйства составляет рисоводство, связанное с работами по ирригации и террасированию почвы. До недавнего времени в хозяйстве сельских общин (фукулюн) господствовала подсечно-огневая система земледелия с широким использованием мотыги. Уборка риса производилась вручную, обмолот — палками или прогоном скота по расстеленным на земле стеблям. Рис остается основой питания малагасийцев (мальгашей). Его варят на медленном огне и едят с острыми при-110 правами из овощей, рыбы, мяса с перцем, шафраном
и другими пряностями. В более сухих районах его место занимает кукуруза.
Скотоводческие народы Черной Африки разводят крупный рогатый скот, коз и овец. В прошлом почти все они были кочевниками. К их числу относятся: фульбе в Западной Африке, тсвана, зулу, кой-коин (готтентоты) в Южной, масаи и другие нилотские народы — в Восточной. Перекочевки связаны с погодными сезонами и перемещениями мухи цеце. Пути и правила перекочевок формировались в течение веков, и скотоводы по сей день следуют им, невзирая на государственные границы (например, некоторые группы фульбе кочуют в Нигерии, Нигере, Буркина-Фасо). Сейчас кочевой образ жизни сохраняют только немногие народы, большинство же сочетает скотоводство с земледелием.
Характерные черты африканского скотоводства сохраняются и теперь. Скот для скотовода — главная ценность; его количество определяет место человека в обществе. Режут скот очень редко: обычно по поводу свадьбы, рождения детей, посещения наиболее уважаемых гостей.
Большинство африканцев перешло от кочевого скотоводства к отгонному. По окончании сезона дождей и сбора урожая скотоводы угоняют свои стада к югу, где проводят сухое время года. На этот период строятся легкие временные жилища, а в основных поселениях остаются старики, женщины и дети. С началом дождей мужчины-пастухи возвращаются на север, стараясь попасть домой к началу полевых работ. Стада на это время мужчины оставляют на попечение юношей, а сами занимаются подготовкой полей. С окончанием сезона дождей они вновь отгоняют скот на южные пастбища.
Так как скот — очень большая социальная ценность, пищу скотовода-африканца составляет не столько мясо, сколько молоко, молочные изделия, а также продукты земледелия, которые раньше выменивали у земледельцев, а теперь многие выращивают сами.
Среди земледельцев и скотоводов много искусных мастеров-ремесленников. Они занимаются ткачеством, кузнечным делом, выделкой глиняной посуды, резьбой по дереву, плетением. Лучшие ткачи Западной Африки — хауса. Раньше они не только снабжали своими тканями весь окрестный регион, но и вывозили их в Северную Африку. Ткачество — ремесло мужское. Для окраски используются растительные красители: индиго, лимонный сок, корни и стебли некоторых видов тростника и т. п. В Западной Африке использовали горизонтальный ткацкий станок, в Центральной — вертикальный (они различаются способом натягивания нитей основы). В экваториальной зоне для ткачества широко использовали волокна из листьев и черешков пальмы-рафии. Эта пальма, как и разные виды тростников, дает сырье и плетельщикам. Они изготовляют разные полезные вещи — от толстых плетеных стен жилищ (например, у народов бакуба и баконго) до рыболовных корзин и т. п.
Скотоводы — искусные кожевники. Они изготовляют большие кожаные сумки, переплеты для книг (осо-
бенно в районах распространения ислама), пояса, седла, сандалии, высокие сапоги для верховой езды (в Западной Африке), мешки для перевозки тяжестей и т. п. Кожевники хауса тонко выделывают сафьян. Из бычьей кожи изготавливают также плотные, но очень тонкие, почти прозрачные сосуды танду (для меда и масла), коробочки, футляры.
Жилища африканских народов разнообразны. Их типы зависят от характера хозяйственной деятельности, культурно-этнических традиций, доступных строительных материалов. Кочевники возводят легкие переносные жилища, крытые шкурами или циновками. Жители полупустынь, земледельцы и полуоседлые скотоводы используют для строительства глину, камень и ветви кустарников; в зоне саванн для возведения жилищ чаще употребляют древесину, а для их покрытия — стебли проса, хлопчатника и других растений. Основные материалы для строительства жилищ в лесных районах — это пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых. Тяжелую работу по возведению дома выполняют мужчины, а остальное (покрытие жилища листьями и соломой, обмазка стен, украшение) — женщины. Семья занимает комплекс из нескольких хижин.
Жилища у многих народов Западной, Центральной и Южной Африки — это круглые хижины; у жителей гвинейского побережья и бассейна реки Конго хижины прямоугольные. Некоторые народы (группы хауса и ашанти в Гане, вагого в Восточной Африке) строят поставленные вплотную друг к другу замкнутые комплексы помещений. Двери всех хижин выходят во внутренний двор, а вход располагается в особой проходной хижине. Скотоводы юга располагают жилища по кругу, образуя крааль с двором для скота в центральной части. Семья обычно занимает несколько хижин — для женщин с маленькими детьми, для подростков мужского и женского пола, для хозяйственных нужд и т. д. В помещениях обычно только спят и укрываются от непогоды, а вся жизнь проходит на воздухе. Во дворе располагается и очаг, на котором готовят пищу.
В Африке сохраняются и охотничье-собирательские народы — пигмеи и саан (бушмены). Пигмеи живут в экваториальных лесах Центральной Африки. Они владеют искусством охоты вдогон (путем преследования дичи), но также используют множество разных ловушек. Охота — дело мужчин. Женщины занимаются собирательством, которое дает до 70% всей потребляемой пищи. Они собирают ягоды, коренья, насекомых и других мелких животных, а также мед, лекарственные растения, обмениваемые на зерно, ткани, утварь у соседей-земледельцев. Пигмеи ведут полукочевую жизнь. Совместно перемещается (в зависимости от количества дичи на родовой охотничьей территории) группа из шести-семи семей.
Пигмеи знают лишь общую (коллективную) собственность, в стойбище вся добыча делится между всеми. Они очень внимательно и бережно относятся к природе: не позволяют себе рубить большие деревья, загрязнять проточную воду, убивать животных больше, чем нужно для пропитания. С соседями-земледельцами пигмеев связывают отношения полузависимости. В прошлом их прекрасное знание местности, охотничью ловкость использовали при военных действиях. Сейчас жизнь пигмеев осложнена тем, что почти во всех странах их земли оказались в национальных парках, где охота на крупных животных запрещена. Наиболее изолированными остаются группы пигмеев, расселенные по реке Итури в Демократической Республике Конго. В Камеруне и Конго власти пытаются вовлечь пигмеев в современную жизнь.
Саан (бушмены) приспособились к жизни в полупустынях и пустынях Южной Африки. Они выносливые охотники. Охотятся саан с луком и стрелами. Лишь недавно они сменили каменные наконечники для стрел на стекло и железо, вымениваемые у соседей-земледельцев. Женщины занимаются собирательством семян, плодов, съедобных кореньев, диких дынь. У саан не было жилищ: они укрывались в кустарниках, делая заслоны от ветра (отсюда происходит их название: бушмены— люди кустарников). В песках Калахари они 114 живут группами по 50 — 150 человек. В сухое голодное
время они разбиваются на семейства по 10— 12 человек: так легче прокормиться. Саан умеют найти воду в самых безводных местах. В Намибии и ЮАР многие саан работают на фермах или рудниках, а в Ботсване и на севере Намибии есть группы, что еще придерживаются традиционного образа жизни.
Некоторые народы Черной Африки (малинке, сон-гаи, йоруба, ашанти в Западной Африке, баконго, баку-ба — в Центральной Африке, суахили и шона — в Восточной Африке, зулу и ндебеле — в Южной Африке и ряд других) в прошлом имели политические объединения: союзы племен. Другие этнические группы жили родоплеменным строем. Почти у всех народов существовали и во многих случаях сохраняются большие семьи — кланы, общинная собственность. Африканская община, по представлениям ее членов, включает в себя не только ныне живущих людей, но и предков. Сейчас болышесемейные отношения сохраняются по большей части в общественной сфере: поддерживаются чувства родства, близости, взаимопомощи.
Родство чаще считается по отцовской линии. Но по гвинейскому побережью и в центре материка есть и народы, ведущие счет родства по матери. Главой се-mi.h у них считается дядя— брат матери, а не отец. Дети старше десяти лет уходят жить к братьям матери, а их место занимают племянники —дети сестры. В наши дни материнский счет родства и основанные на нем отношения все больше вытесняются отцовским.
Свадьба— результат договора родственников. Отец (если счет родства ведется по отцу) или дядя (в случаях материнского родства) жениха выплачивает
выкуп за невесту. Скотоводческие народы платят скотом, земледельцы и горожане — все чаще деньгами. Во многих странах существует полигамия — мужчина имеет право иметь несколько жен. Каждая из них обычно имеет собственное жилье и хозяйство. Существуют строгие запреты на заключение браков между родственниками.
3. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ЧЕРНОЙ АФРИКЕ
Классические африканские верования. У народов Черной Африки верования очень разнообразны. Здесь можно встретить и родоплеменные культы, и смешанные афрохристианские церкви, и ислам, и разные толки христианства. Все они сосуществовали в течение многих десятилетий и даже веков. Многие африканцы сохраняют традиционные религиозные верования: в Буркина-Фасо, например — почти 65% населения. Верования у каждого народа — свои, но есть в них и много общего. Это прежде всего убеждение, что человек — часть природы, как животные и растения. Важнейшее место в духовных представлениях африканцев занимают силы природы — солнце, луна, звезды, небо, земля, лес, река и т. п. Один из европейских исследователей, увидев танцующего пигмея, с удивлением спросил, почему он танцует один. Но пигмей был не меньше удивлен непонятливостью чужака. «Я танцую не один: я танцую с лесом, я танцую с луной», — ответил он.
В системе архаических верований африканцев присутствуют анимизм, (от лат. anima —душа; одушевление явлений живой и неживой природы), фетишизм (поклонение священным предметам— фетишам), культ гор, рек, леса, природных стихий. Очень живы черты тотемизма. У многих скотоводческих народов новорожденному мальчику дарят бычка, который считается воплощением его души. Земледельцы посвящают новорожденным дерево или банан; с таких растений запрещается срывать плоды. Вера в родство с животными проявилась в мифах и сказках, где осуществляются взаимные превращения, браки людей и животных. Многие народы Черной Африки считали своими предками живот-
пых: газель, питона, антилопу и др. Некоторые животные (слон, лев, леопард) считались тесно связанными с предками вождей или верховных правителей.
Африканцы сохраняют веру в колдовство, амулеты, черную (вредоносную) и белую (лечебную) магию. По представлениям африканцев, смерть — это не прекращение жизни, а лишь переход ее в другую форму. По прошествии времени умершие возвращаются на землю, воплотившись в новорожденных.
Очень важен для африканцев культ предков. Предки, ставшие после смерти духами, полагают они, являются настоящими хозяевами всего, что имеет община. Обряды и церемонии обращения к предкам совершают и теперь перед началом сельскохозяйственных работ. Они проводятся либо прямо в поле, либо — на могилах предков или в местах их земной деятельности. Некоторые народы изготавливали изображения предков — фигурки с отверстиями в животе, чтобы можно было «кормить» духа. Другие первую каплю молока или пива выливали на землю («для духов»). Отношение к духам противоречивое. Их и боятся, и почитают, и призывают на помощь, а порой и наказывают. Так, у одного из народов, населяющих юг Нигерии, существует присловье: «Если дух забывается, ему можно напомнить, из какого дерева он сделан». Культ предков иногда сливается с культом природы и стихий. Среди духов главное место занимали те, что связаны с водой, а среди жрецов — вызыватели дождя. В наши дни культ предков существует даже у христиан и мусульман, хотя п и модернизированной форме.
В доколониальных африканских государствах культ предков верховного правителя становился общегосударственным. Да и сам такой правитель считался священным, сверхъестественным существом. Полагали, что он осуществляет связь между живущими людьми и предками и что он является символом здоровья, богатства, благополучия всего народа. После смерти дух его, согласно бытовавшим представлениям, оставался жить в особых предметах — скамеечках (у ашанти г. Гане), фигурках (у бакуба в Демократической Республике Конго), барабанах (в Руанде) и т. п.
У некоторых народов сложился политеизм — религии с большим числом богов Пантеон (сообщество богов) в таких религиях порой очень велик: у йоруба, например, он насчитывает более двухсот персонажей. Среди духов (ориша) выделялись главные боги: Олорун — владыка неба, Обатала — покровитель земли, Олокун — господин воды, Одудуа — создательница мира, Олоро-за — покровительница домашнего очага, Огун — бог войны и железа... В наши дни эти боги меняют «специальность». Так, Огун стал покровителем механиков и водителей. В некоторых странах Западной Африки до наших дней сохранились и тайные религиозные союзы: мужской Поро и женский Бунди. Все ритуалы проводятся на открытом воздухе: в полях, в особых священных рощах и тому подобных местах. В современных африканских государствах к традиционным верованиям относятся как к ценному культурному наследию. Их стремятся сохранить, а там, где они уже исчезли, возродить.
Около половины населения Черной Африки исповедует христианство разных толков. В бывших колониях Португалии, Франции, Бельгии больше католиков, в прежних владениях Англии и Германии — протестантов. Почти половина всех протестантов живет в ЮАР. В это число входят и африканеры — потомки голландских переселенцев.
Христиане (португальцы) появились в Черной Африке еще в конце XV в. Тогда были крещены правители Бенина (Нигерия), Конго (теперь Демократическая Республика Конго и Ангола), Мономотапы (Зимбабве). Но только в Конго христианство закрепилось надолго. До рубежа XVII—XVIII вв. оно было государственной религией. Широкое распространение христианства началось в XIX в., и в 1989 г. торжественно отмечалось столетие «баптизации» (крещения, массовой христианизации) Африки. Христианские миссионеры бывали очень разными. Среди них были и такие, кто, как Д. Ливингстон, искренне хотел помочь африканцам. Они сделали много географических открытий, создали первые школы и больницы, боролись против работорговли. Но, не желая того, они проложили путь колонизаторам. Кикуйю (в Кении) говорили: «Раньше у
нас была земля, у белых — Библия; сейчас у нас — Библия, у белых — земля».
Христианство воспринималось африканцами как религия, так или иначе связанная с колонизаторами. Поэтому на основе христианских вероучений возникли особые системы верований — афрохристианские церкви (на гвинейском побережье, в бассейне реки Конго, в Южной Африке), обособленные от официальных христианских церквей. Их основатели объявляли себя пророками, отвергали белых священников, утверждали, что Христос был чернокожим, использовали в богослужении местные ритуалы. Они выступали с лозунгами «Африка — для африканцев», отказывались платить налоги и работать на колонизаторов и т. п. Некоторые из таких пророков становились во главе антиколониальных движений.
Чтобы сохранить свое влияние среди африканцев, христиане (особенно католики) проводят политику «африканизации». С одной стороны, они стремятся полностью заменить священников-европейцев местными уроженцами. Теперь есть уже чернокожие епископы и даже кардиналы. С другой стороны, в христианских церквах в Африке разрешается приспосабливать богослужение к местным традициям: проводить мессы под открытым небом, использовать в церковной службе местные языки, традиционные музыкальные инструменты, пение, танцы. Все шире распространяются представления, что Христос, Дева Мария и апостолы были чернокожими. Такими, например, они изображаются в современных церквах Абиджана (Кот-д'Ивуар).
В Черной Африке немало и мусульман. Их можно встретить почти во всех странах, но основная масса мусульман сосредоточена в Западной и Восточной Африке. Ислам появился в Черной Африке раньше христианства и давно стал «своей» религией. Сопротивление европейским колонизаторам нередко проходило под зеленым знаменем ислама (так было, например, и Сенегале и Мали). Его распространение связано не с прямыми завоеваниями, как в Северной Африке, а с торговлей. Уже в X в. появились мусульманские кварталы в городах Западной Африки; тогда
же купцы, исповедовавшие ислам, стали селиться в торговых городах Восточной Африки.
Новая религия получила распространение сначала среди знати, а затем и среди простого люда. Правители Западной Африки совершали хаджи (религиозные паломничества) в Мекку, собирали мусульманские библиотеки, в Томбукту (Тимбукту) и Дженне1 появились свои учебные заведения, богословы, правоведы и др.
Ислам не вытеснил полностью до мусульманские верования, а вобрал в себя некоторые языческие представления и ритуалы. Гвинейский ученый Ампате Ба говорил об исламе, приспособленном к местным условиям: «Ислам — что вода. Ведь она принимает форму того сосуда, куда ее нальют, и цвет той почвы, где она пролита». Сейчас ислам, как и в других районах мира, завоевывает все больше новых приверженцев. Среди мусульман Африки есть и представители инонациональных общин — арабы, выходцы из стран Индостана и др.
- Глава 1
- Наука о народах
- Из истории этнологии
- Способы классификации этносов
- Из истории освоения ойкумены
- Как этнологи изучают народы
- Глава 2
- Аборигены
- Судьба аборигенов и их культуры в XIX-XX вв.
- 3. Становление и развитие англо- австралийской нации
- Глава 3
- Общие сведения
- 2. Н. Н. Миклухо маклай на новой гвинее
- Микронезийцы
- Меланезийцы
- Папуасы
- Народы океании 0 XX в. И в наши дни
- Глава 4
- 1.Характерные особенности полинезийской культуры
- «Мореплаватели солнечного восхода»
- Впоискак прародины полинезийцев
- Полинезийские государства: касты, религия и мифологий
- Глава 5
- 2. Этническая история
- Глава 6
- 1. Народы черной африки
- 4. «Старые» I новые нормы душной культуры
- 5. Совремеввые этнические процессы
- Глава 7
- История передней азии
- Народы передней a3ии и иx хозяйственные занятия в наши дни
- Городи, поселения и материальная культура народов передней азии
- Семейные и общественные отношения
- Религия и духовная культура
- Глава 8
- Австралоиднве население индии
- Индоарийские народы
- Взаимодействие культур пригималайского региона
- Новое время – новые веяния
- Глава 9
- 1. Введение: географическая, языковая
- 3. Народы китайско-тибетском языковой семьи
- 4.Япония и японцы
- 5. Население кореи
- Глава 10
- 2. Жители континентальных стран
- Глава 11
- Кореше население северной америки
- Этнические процессы в северной америке
- Глава 12
- Страны и население
- Индейцы центральной и южной америки
- Образование независимых государств
- Регионы, народы, культурная специфика
- Черты духовной культуры
- Глава 13
- Формирование европейского населения. Основные этапы этнической истории европы
- Жители с8времейв0й европы
- Хозяйство и материальная культура европейских народов
- Семейный r общественный быт, духовная культура народов зарубежной европы
- Народы европы и мировая культур
- Глава 14
- Общие сведения: расселение, языки, раса и религии
- Этническая история
- Хозяйственные занятия
- Материальная культура
- 5. Семья и общество
- Глава 15
- Русские в россии и за рубежом
- Этническая история русских
- 3.Субэтнические группы русских
- 4. Хозяйство
- Материальная культура русских
- Общественные отношения и семейный быт
- Жанры и исполнители русского фольклора
- 9. Этническая тема в произведениях русских писателей
- Глава 16
- Краткий очерк истории москвы
- Национальное лицо российской столицы
- Социальный состав населения москвы
- Экономическое развитие москвы
- Семья и семейный быт
- 6. Праздники, развлечения и досуг
- 7. Городской фольклор
- 9. Религиозная жизнь
- 10. Другие города россии
- Глава 17
- Урало–поволжье как историко этнографическая область
- Языковой состав и культуры народов урало поволжья
- Духовная культура
- Калмыки нижнего поволжья
- Глава 18
- Народы и условия их жизни
- Общественная и семейная жизнь
- Устное народное творчество
- Современное развитие 3th0c0b
- Глава 19
- География и древнейшая история
- Этническая история северного кавказа
- Хозяйство
- 4. Материальная культура
- 5. Семейный n вещественный быт
- Фольклор и художественная литература
- Глава 20
- 1. Народы и культуры сибири
- 2. Население камчатки и чукотки
- 3. Жители берегов «великой рыбной реки»- амура
- Этнические процессы в сибири в наши дни
- Глава 21
- Белоруссия
- Украина
- Молдавия
- Глава 22
- Современный этнический, антропологический и религиозный состав населения юго-восточной прибалтики
- Традиционное хозяйство населения юго – восточной прибалтики
- Материальная культура населения юго- восточной прибалтики
- Семья у народов юго-восточной прибалтики
- 6. Духовная культура
- Глава 23
- 1. Этнический состав населения республик закавказья
- 2. Этническая история
- 3. Традиционная материальная культура
- 4. Общественные отношения
- 5. Верования, фольклор, профессиональная художественная культура
- 6. Обострение межэтнических отношений
- Глава 24
- 1. География и страны средней азии
- 2. Этническая история
- 3. Хозяйство
- 6. Духовная культура народов средней азии
- Глава 25
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Этнология