logo search
Этнология_Под ред

5. Совремеввые этнические процессы

Государственная национальная политика. Во второй половине XX в. бывшие африканские колонии стали независимыми государствами. Первой в рассматриваемом регионе получила независимость Гана в 1957 г., последней — Намибия в 1990 г. Большинство стран обрело свободу в I960 г., который был назван «Годом Африки». В многонациональных государствах (а таких в тропической Африке большинство) руководящие государственные посты на первых порах занимали по преимуществу представители какого-либо одного народа: конго в Конго, бауле — в Кот-д'Ивуаре, темпе — в Сьерра-Леоне, хауса и йоруба — в Нигерии, фульбе — в некоторых западноафриканских странах и т. д. Во многих странах по этническому признаку формировалась армия, какому-нибудь одному языку отдавалось предпочтение в административной деятельности и т. п. Все это не способствовало межнациональному сплочению, вызывало противодействие других народов. В ряде случаев это приводило даже к государственным переворотам, гражданским войнам (в Нигерии, Уганде и др. странах), а то и к военным конфликтам между государствами, где разбросанно живут представители одного и того же народа (так было, например, в отношениях между Эфиопией, Сомали и Кенией). Государства Африки в рамках созданной в 1963 г. Организации африканского единства приняли решение не пересматривать государственные границы, чтобы избежать таких столкновений.

Почти все независимые государства Африки официально провозгласили цель создания из своих граждан «единых наций». В действительности такая цель оказалась иллюзорной. Этнические процессы имеют неодинаковую направленность: это и сближение в различных формах — ассимиляция (растворение одного народа в другом), консолидация (слияние этнически близких племен и групп в один этнос) и интеграция (сближение и слияние неродственных этносов в единую нацию), и размежевание — самостоятельное развитие отдельных частей одного народа (обычно в границах

разных государств). Процессы этнического сближения развиваются, как правило, при лидерстве высокоразвитых народов, имевших в прошлом свои политические образования: в Кот-д'Ивуаре такую лидерскую роль играют бауле, в Мали — бамана, в Нигерии — хауса, ибо и йоруба, в Демократической Республике Конго — конго и луба и т. д. Консолидации и интеграции помогает и принятие в качестве языка межэтнического общения единого языка — например, суахили в Танзании и Кении.

Огромную роль в процессе этнического сближения играет совместный труд в полиэтничной среде. Происходит все более активное смешение населения. Продолжаются начавшиеся еще на рубеже XIX — XX веков сначала временные, а потом и постоянные миграции сельскохозяйственных рабочих из сопредельных стран в Гану, Гвинею, Кот-д'Ивуар на плантации кофе и какао, а в Уганду — на плантации бананов. Массы мигрантов-рабочих привлекают рудники и предприятия «Медного пояса» в Демократической Республике Конго, Замбии, Зимбабве, а также горнорудные предприятия в ЮАР. Многолетняя засуха последней четверти XX в. вынудила к переселениям жителей пустынь и полупустынь, и в наше время туарегов, например, можно встретить даже в городах гвинейского побережья.

В Африке значительно быстрее, чем на других континентах, растет городское население. Города являются важными центрами смешения населения и взаимного влияния народов. Они играют двойственную роль. С одной стороны, недавние переселенцы из деревни

чувствуют себя в них чужаками и стремятся создавать земляческие союзы, компактно селиться и общаться со своими соплеменниками. Так усиливается чувство этнического сближения и самосознания. С другой стороны, городская жизнь побуждает людей разных национальностей к близкому взаимодействию — как на работе, так и в быту, — способствует росту числа смешанных браков. Все это приводит к разрушению чувства этнической обособленности, изолированности, усиливает взаимное культурное влияние.

Народная культура сегодня. В народной культуре африканских народов наблюдаются две противоречивые тенденции. Прежде всего отчасти происходит утрата ее этнических черт. Многие элементы культуры — одежда, жилища, пища — приобретают европейский, а точнее интернациональный облик. В некоторых случаях типы европейской одежды стали восприниматься как традиционные. Так, женская одежда гереро в Намибии — это почти копия европейских костюмов XVII в., а в ДРК «народным» костюмом объявлены длинные женские платья и мужские легкие костюмы полувоенного образца. Часто используются сочетания элементов местной и европейской одежды: рубаха и мужская юбка у сомалийцев, длинная рубаха и пиджак — на Занзибаре, европейский костюм и легкая накидка кенте в Гане и т. д.

Вместе с тем происходит взаимовлияние культур разных народов континента. Народная одежда одного из них может стать общенациональной, а нередко и общеафриканской — мужские бубу или гвинейский женский костюм. Такая одежда все чаще становится престижной и торжественной, дорогой и нарядной. В африканских странах работают свои модельеры, создающие модные модели с учетом местных традиций.

Дольше сохраняются этнические особенности в пищевых пристрастиях, в запретах (табу), обрядах жизненного цикла. Но обряды тоже меняются. Некоторые из них исчезают, другие теряют религиозный характер. Подчас перенимаются обряды народов-соседей. Типичен пример г. Конакри, столицы Гвинеи. Основное население там — бага, но язык общения — сусу, а в

материальной культуре предпочтение отдается традициям фульбе и малинке. Изменяются формы обычного права (неписаных законов). Материнское право уступает место отцовскому, записываются кодексы обычного права, становящиеся, после внесения многих изменений в их содержание, столь же обязательными, как и государственные гражданский и уголовный кодексы.

Этносы Африки в настоящее время находятся на различных стадиях складывания народностей и наций. Этническое самосознание многоступенчато. Один и тот же человек в разных ситуациях назовет себя либо клановым, либо этническим именем, либо укажет свое государственное гражданство.

Эти процессы неодинаково протекают в отдельных государствах. Там, где большинство населения говорит на близкородственных языках (Северная Африка, Сомали, Мадагаскар и др.), они происходят спокойнее, чем в странах пестрых в этноязыковом отношении (как большинство государств Западной Африки). Особенно сложны эти процессы на Юге Африки, с многочисленным европеоидным населением (немалая часть которого живет в Африке уже в течение нескольких поколений).

Инонациональные общины. Своеобразно складывается судьба потомков европейского населения в Африке. Уже с конца XV в. в нынешних Анголе и Мозамбике появились португальские поселенцы; с 1652 г. на самом юге континента обосновались голландцы. В XVIII и особенно в XIX в. возникли большие общины англичан в благоприятных для заселения областях современных ЮАР, Зимбабве, Кении. Французы селились главным образом в Западной Африке, немцы — в Намибии (некогда Германская Юго-Западная Африка). Многие из переселенцев вернулись в метрополии, но далеко не все. Потомки португальцев в Африке называют себя ангольцами и мозамбикцами. Сохраняется значительная немецкая община в Намибии и английские общины в Кении и Зимбабве. Как те, так и другие обычно нe порывают связей с исторической родиной, сохраняют некоторые черты привычек и быта.

Несколько иначе идет развитие этих групп в современной ЮАР. За триста лет существования переселенческой колонии здесь из потомков голландских переселенцев и французских беженцев-гугенотов сложился особый этнос. Принадлежащих к нему людей на первых порах называли бурами (по-голландски «крестьяне»), а с прошлого века стали именовать африканерами. С начала XIX в., когда Юг Африки перешел к Англии, там появились и англичане. Их потомков, тоже считающих себя африканцами, называют англо-африканцами. Эти две группы, составляющие белое меньшинство Южно-Африканской Республики, подавляя черное большинство, находились с ним в экономическом и политическом противостоянии. Когда в 1948 г. к власти пришло правительство африканеров, оно провозгласило политику апартхейда (раздельного развития рас). Она предусматривала раздельное поселение и жизнь всех проживающих в Южной Африке групп населения — белых, азиатов, цветных (метисов), чернокожих — и полное исключение «небелого» населения из социальной и политической жизни.

Борьбу против этой бесчеловечной политики возглавил Африканский Национальный Конгресс (АПК), возникший как организация черного населения, но затем объединивший все прогрессивные силы. «Хартия Свободы», принятая в 1956 г., провозглашала, что «Южная Африка принадлежит всем народам, ее населяющим, — белым и черным». Борьба увенчалась успехом, апартеид был отменен. В 1994 г. в результате первых демократических выборов президентом страны стал Нельсон Мандела, в течение 26 лет бывший узником режима. Однако ныне ЮАР переживает нелегкое время. Осуществляется жесткая политика африканизации, нарастают националистические тенденции — как у белых африканеров, так и у некоторых чернокожих народов (особенно зулусов).

Э.С. Львова