logo search
Этнология_Под ред

Австралоиднве население индии

Дравидийские народы — потомки древнейших обитателей Южной Азии. В Южной Азии сохранился древнейший пласт ее населения— народы, говорящие на дравидииских языках проживающие племенами в южныx штатах Индии (Андхра-Прадеш, Тамилнад, Кера-

ла, Карнатака), Центральном Непале, Бангладеш, Шри-Ланке и на Мальдивских островах. К дравидийским языкам относятся тамильский, телугу, каннара и малаяли; всего на этих языках говорят около 200 млн. человек. Их представителей отличает характерная внешность: небольшой рост, темная кожа, удлиненная форма головы, широкий нос, толстые губы, крупные зубы. Они относятся к так называемому австралоидиому антропологическому типу (малая дравидийская раса), так как те же черты мы находим и у аборигенов Австралии. Те же пропорции и черты имеет изящная бронзовая статуэтка танцовщицы из Мохенджо-Даро (Пакистан, IV — II тыс. до н. э.) и даже некоторые статуи Будды.

В джунглях Индии с дравидами встретились позднее проникшие в эту страну арии, говорившие на языках индоевропейской семьи. Своих предшественников они назвали демонами, злыми духами, порождениями тьмы. Неодобрительно отзываются о них индийские этносы «Махабхарата» и «Рамаяна» (оба эпоса формировались в первой половине I тыс. н. э.). Последний помимо прочего повествует о войне полубога Рамы с ракшасом (демоном) Раваном — по всей видимости, вождем одного из дравидийских племен, который похитил и увез в далекую Ланку (ныне остров Шри-Ланка) жену Рамы — Ситу.

Дравиды — это и крупные народы (тамилы, телугу, малаяли, каннара), и народы малочисленные (янади, панья, тода и др.). Они внесли свой вклад в общую культуру Индии и сохранили элементы культуры каменного века. В их числе искусство стрельбы из лука. Наиболее изолированные племена пользуются духовым ружьем, древнейшим орудием охоты. Такое ружье можно встретить у племен других областей Земли — Амазонии, Юго-Восточной Азии или Австралии. У дравидов распространен наиболее древний тип жилища — конические хижины из бамбука, крытые листьями.

Огромную роль в их жизни играли барабаны. Существует поговорка: «Для янади барабан, что вода для рыбы». Барабаны использовались в танцах и для передачи сообщений. Как и в прежние времена, дравиды носят минимум одежды — кусок материи вокруг бедер;

только вожди ходят в рубашках европейского типа, да рабочие в городах пользуются одеждой современного покроя.

Дравидийские народы издавна занимались ловлей змей. Именно от них поклонение змеям переняли народы, переселившиеся в Индию в более поздние времена. Ныне это стало опасным промыслом. За небольшую плату заклинатели змей устраивают бои мангустов с кобрами и танцы змей для туристов.

В наши дни дравиды добывают свой хлеб тяжелым трудом: рубкой дров (хотя они издревле считают леса пристанищем своих родовых духов), подметанием улиц, уборкой городских особняков, уходом за растениями в городских садах, работой в качестве велорикш. Многие работают на плантациях риса, чая, джута. Хозяева плантаций расплачиваются с ними деньгами пли рисом. Дравидийские народы выращивают кофе, пряности, каучук, табак и хлопок. Можно вспомнить, что в Европе вплоть до Нового времени пряности ценились столь же высоко, как, например, драгоценные камни, а в кухне народов Южной Азии они играют основную роль. Имбирь используют для приготовления овощей, мяса; в Аюрведе (древнейшей системе здравоохранения, которая сочетает в себе знания биологии, гигиены, медицины и основ здорового питания) имбирь применяется для лечения простуды, кашля, бронхита, головной боли. Считается, что корица укрепляет сердце и излечивает болезни мочеполовых путей. Любимы в этом регионе кориандр, кардамон. Корень растения из семейства имбирных — куркума — имеет и кулинарное и ритуальное значение: в кулинарии он используется для приготовления блюд из риса, а в свадебном

индуистском обряде в толченом виде наносится на лицо невесты.

Образ жизни дравидов сохраняется в малоизмененном виде лишь на юге Индостана, в Шри-Ланке и на Мальдивских островах, не затронутых или мало затронутых последующими миграциями народов.

Дравидийским народам Индия обязана многими известными танцами. От древних танцев темнокожих племен джунглей и гор происходят утонченные танцы городских сцен («катакхали») и индуистских храмов. Каждое движение танцовщицы, каждая ее поза, поворот головы, мимика — имеют в них определенное значение. Участие в танце всегда является показателем подчиненного положения танцора в социальном и возрастном смысле: существует устойчивое представление о том, что выступать в роли актера может только младший перед старшим.

Дравидийские народы и племена верят в богов и духов, которые, по бытующим представлениям, живут во всем: деревьях, камнях, глиняных горшках, деревянных идолах, кусках глины, нарисованных на скалах фигурках. В их честь устраиваются шумные праздники с ночными танцами, торжественными жертвоприношениями и сложными церемониями. Самое почетное место в этом пантеоне занимают богини-матери, чье могущество сочетается с трудолюбием.

У дравидов существует особый похоронный ритуал — захоронение в земле, отличный от сожжения на костре, принятого у их соседей, говорящих на индоарийских языках. Подле покойника кладут листья «пана», кокосовый орех и медную монету, чтобы боги и духи приняли умершего без суровых испытаний.