logo search
Этнология_Под ред

Новое время – новые веяния

Экономика и этнические группы. В современной Индии национальные культуры переплетаются с интернациональной культурой человечества. Торговля и промышленность Индии и соседних с ней стран до начала XX в. развивались медленно. Характерно, что в этих отраслях хозяйства были заняты те слои общества, для которых они были наследственными профессиями в течение веков. Ахмадабад, новый центр текстильной промышленности, был ремесленным и торговым центром в эпоху Моголов и даже раньше. Среди гуджа-ратцев с древних времен было много купцов, ремес-

ленников и мореплавателей. Из них вышли теперь известные руководители промышленности и торговли. Марвари (кастовая община раджастханцев) из Радж-путаны контролировали внутреннюю торговлю и финансы. Они и поныне представляют крупный денежный капитал, но теперь принимают участие и в промышленности. У синдхов (крупный этнос в Пакистане и Индии) также сложились старые торговые традиции, и из своего центра в Шикарпуре или Хайдарабаде (на Инде) они распространили свою деятельность на Переднюю Азию и другие страны. Калькутта была и остается главным центром английского капитала и промышленности; в деловой сфере там господствуют англичане, но их влияние начинают оспаривать марвари и гуджаратцы. Бомбей стал центром принадлежащей индийцам промышленности, торговли, банковского, страхового дела и т. п. Доминирующее положение во всем этом занимают парсы (потомки персов-зороаст-рийцев), гуджаратцы, марвари. Маратхи преуспевают в медицине, адвокатуре, науке; из них выходят хорошие солдаты, большое число их занято в качестве рабочих на текстильных фабриках. Пенджабцы играют видную роль в мелкой торговле и кустарной промышленности.

Особенно интенсивно развивалась промышленность Индии во время Первой мировой войны, когда прекратился приток английских товаров.

После обретения независимости в 1947 г. страна достигла заметного прогресса в социально-экономической области. Главным направлением развития экономики Индии остается сельское хозяйство, обеспечивая существование 65% населения и составляя основную долю экспорта при том, что и пашут, и собирают урожай по-прежнему вручную. Во второй половине XX в. произошла индустриализация страны. Ее главной целью стали рост производства и повышение конкурентоспособности национальной экономики путем интенсивного внедрения рыночных механизмов и развития связей с иностранными вкладчиками капитала и поставщиками технологий. Крупнейшими торговыми партнерами Индии являются США, Япония и страны

ЕЭС. Основу экспорта за океан составляют текстиль и программное компьютерное обеспечение.

Важнейшим достижением индустриализации индийцы считают собственное ядерное оружие. Впервые ядерные испытания Индия провела 8 мая 1974г., а затем в мае 1998 г. Ядерная энергия дает стране электричество. В этом регионе ядерным оружием обладает также Пакистан. Между этими государствами до сих пор продолжается застарелый конфликт — спор по поводу территории Кашмира. Ядерные аргументы двух государств явно не способствуют конструктивному решению проблемы.

В Индии в сотрудничестве с Россией развиваются программы по освоению космоса. В 1969г. в Индии была запущена первая космическая ракета.

Индустриализация повлекла за собой более интенсивное складывание крупных наций. В соответствии с этим потребовалось изменить административное деление страны. Прежнее деление, отличавшееся чрезвычайной дробностью (в колониальный период в Индии насчитывалось более 600 княжеств) и резкими различиями в площади и населении между административными единицами, было заменено системой лингвистических штатов, совпадающих в основных чертах с территориями расселения индийских этносов. В их создании изначально большую роль играли местные индийские лидеры, затем во главе народов стали крупнейшие национальные партии: Совет народа Ассама, Федеральная партия Манипура, Керальский конгресс, Национальная конфедерация Джамму и Кашмира и др. Распространились такие понятия, как «ассамец», «бенгалец».

Языки и этнические процессы. Уже в рамках древней индийской литературы определились некоторые локальные литературы, предвещавшие будущее развитие национальных литератур. Некоторые из местных языков — хинди, бенгали, гуджарати, маратхи, урду, тамильский и телугу — стали литературными с давних пор, на них были написаны художественные и иные произведения (эпические поэмы, сборники песен

и стихов). Язык маратхи, например, сформировался с XIII по XVII в. в результате деятельности средневековых поэтов-проповедников, воспевавших красоту и милосердие Витхобы (местная ипостась Кришны). Серьезные труды чаще писали на санскрите или персидском языке; предполагалось, что каждый образованный человек знает один из них. Эти два классических языка долгое время играли ведущую роль и тем самым препятствовали развитию народных языков индийских провинций. Издание книг и газет преодолело сдерживающее влияние классических языков.

Вопрос о языке межнационального общения очень важен для любой страны с полиэтничным (многонациональным) населением. До сих пор не оставляется мысль о том, что таким языком может стать один из индийских языков. Существенную роль в осуществлении попытки формирования общеиндийского языка играет кинематограф. Полагают, что ближе всего к народной форме фильмы, озвученные на языке хинди. Их понимают даже на юге Индии, в Тамилнаде. Индийская кинематография использует хинди, в котором нет избытка слов ни из санскрита, ни из персидского языка. Газеты и художественная литература тоже стремятся очищать свой язык. Частично объединяющую функцию выполняет английский язык. Таким образом, для Индии характерен билингвизм (двуязычие) — использование местных языков в быту и на работе и английского — для общения с согражданами из других провинций и получения информации общечеловеческого значения.

Межэтнические конфликты. Государства Южноазиатского региона полиэтничны. Одно из центральных мест в их политической жизни занимает борьба за распределение власти и различных социальных благ между представителями отдельных этносов. Национальная политика не смогла обеспечить бесконфликтной социально-политической интеграции наций в общем государстве.

Показателен сингальско-тамильский конфликт в Шри-Ланке. Эта страна может быть отнесена к поли-

национальным государствам: сингалы составляют 3/4 всего населения, тамилы — чуть меньше 1/5, мавры и малайцы — более 7,5%, бюргеры (потомки голландцев) — 0,3%. Причиной межнациональной напряженности, возникшей уже в первые годы независимости (1950-е гг.), стал целый комплекс разногласий, уходящих корнями в прошлое.

Зачастую очень важным элементом самоопределения этноса становится религия. Для противостоящих национальных общин Шри-Ланки характерно почти полное совпадение этнической и конфессиональной принадлежности: сингалы на 95% буддисты, тамилы — на 90% индуисты.

С приходом к власти в стране националистически настроенных сингальских лидеров национальная политика была ориентирована на сингализацию — предоставление сингалам предпочтений в различных областях (политической, экономической, культурной). Сингальский язык был провозглашен единственным государственным языком. Для поступлении на государственную службу знание сингальского языка стало обязательным, результатом чего стало резкое сокращение числа тамилов на административной службе.

Посредническую миссию по урегулированию межобщинного конфликта в Шри-Ланке (перешедшему с 70-х гг. в вооруженную форму) приняла на себя 11пднм, организовавшая в 1985 г. переговоры противоборствующих сторон. Индийско-ланкийское мирное соглашение 1987г. признало необходимость сохранения суверенитета и территориальной целостности Шри-Ланки. Но впоследствии конфликт приобрел характер иорвбы за власть между различными тамильскими группировками, усугубляемой противостоянием сингальских националистических сил.

Этническую окраску может приобрести и межкон-фесенопальный (межрелигиозный) конфликт— в таком случае его называют этноконфессиональным. Ярким примером такого конфликта могут служить события в североиндийском штате Пенджаб. Раздел британской Индии в 1947 г. на два государства привел

к тому, что сикхи стали в Пенджабе религиозным меньшинством. На конфессиональные различия наложились экономические интересы: после образования независимой Индии сикхи стали испытывать жесткую торгово-предпринимательскую конкуренцию в городах.

Лидеры сикхов повели борьбу за создание панд-жабиязычного лингвистического штата. В 1960г. Пенджаб был объявлен двуязычным штатом, но это не удовлетворило ни одну из общин. Поэтому в 1966 г. территории Пенджаба с сикхским населением были выделены в отдельный штат с прежним названием, а территории с индусским населением стали новым штатом (Харьяна). К 80-м гг. XX в. сикхские экстремистские группировки пришли к идее создания сикхского государства — Халистана. Основные требования, предъявленные центральному правительству, касались проблем экономического, территориального и религиозно-символического характера. Среди притязаний остается и требование о признании сикхов отдельной нацией и предоставлении им на этом основании самой широкой автономии.

Начался рост экстремистских движений. Особой остроты конфликт достиг в середине 1980-х гг., когда с обеих сторон были совершены акты насилия. Центральное правительство приняло ряд военных мер против сикхов. Правительственные войска штурмовали главную сикхскую святыню — Золотой храм в г. Амритсаре, превращенный сепаратистами в крепость. Сикхские экстремисты, в свою очередь, совершили убийства премьер-министра Индии Индиры Ганди и лидера ведущей сикхской организации Лонговала, которому они не могли простить заключения компромиссного соглашения с центральным правительством страны.

Возможность отделения Пенджаба от Индии маловероятна. Путь террора и военных действий, избранный частью сикхской верхушки для достижения своих политических целей, не находит поддержки у народов Индии. Пенджаб интегрирован в общеиндийскую экономику. Значительная часть сикхской общины проживает за пределами Пенджаба. Дисперсное расселение

сикхов и индусов в Пенджабе сводит к минимуму возможность выкраивания территорий с «чисто» сикхским населением для создания будущего Халистана. Кроме того, успех сепаратистского движения зависит от иностранной военной помощи, объем которой для этого, как полагают, недостаточен.

ЕМ. Ларина