logo search
Этнология_Под ред

Урало–поволжье как историко этнографическая область

История формирования Урало-Поволжской ИЭО. К Урало-Поволжью относится обширная территория, расположенная в бассейне Средней Волги и ее двухсот притоков, среди которых такие крупные реки, как Кама, Ока, Сура и другие. Восточной границей ему служат Уральские горы, отгораживающие европейскую часть России от азиатской. Волга — крупнейшая в Рнропе река — играла и играет важную роль в истории российских народов. В сознании русского народа она издавна воспринималась как русская река. Но Волга — это не только русская река. Задолго до появления на ее берегах древнерусских крестьян-смердов, искавших здесь спасения от нужды и неволи, задолго до начала строительства поволжских крепостей московскими служилыми людьми и основания монастырей православным духовенством приволжские земли оi,i л и уже освоены и заселены.

В I тыс. до н. э. бассейн Волги стал местом притяжения племен преимущественно финно-угорского происхождения. Позднее, во второй половине I тыс. н. э., их потомки стали основой формирования трех современных народов —марийского, мордовского и удмуртского. В первой половине I тыс. н. э. в Среднее Поволжье из приазовских степей пришли тюркоязычные народы, в том числе кочевники-булгары. С X по XIII в. на территории Поволжья существовало раннефеодальное государство — Волжская Булгария, — сыгравшее значительную роль в экономической и политической жизни Восточной Европы.

Население Волжской Булгарии приняло участие в формировании всех современных урало-поволжских народов; собственно булгары стали предками татар, чувашей и отчасти башкир. В результате монголо-татарского завоевания Волжская Булгария была разгромлена, а Урало-Поволжье оказалось под властью Золотой Орды. В XV в. из Золотой Орды выделилось Казанское ханство со столицей в городе Казани; однако после 1552 г. и позднее в результате походов Ивана Грозного оно перестало существовать, а Среднее Поволжье было присоединено к России. Потомки древнего населения Волжской Булгарии, Казанского ханства и других древних политических образований Поволжья и Приура-лья продолжают жить здесь и в наше время. А длительные и тесные контакты обитающих здесь народов, общность исторической судьбы и природно-климатических условий способствовали формированию многих сходных черт культуры и в конечном итоге складыванию Урало-Поволжской историко-этнографической области (ИЗО).

Народы и республики. Территория Урало-Повол-жья издавна была контактной зоной на границе Европы и Азии, местом смешения различных расовых типов. В своем внешнем облике народы Урало-Поволжской ИЗО сохраняют следы взаимного влияния двух рас — монголоидной и европеоидной. История этих народов — это также и история метисации (смешения) расовых компонентов.

К числу самых северных народов Урало-Поволжской ИЗО относятся удмурты и бесермяне, населяющие земли Камско-Вятского междуречья. Более ранние названия удмуртов — арские люди, вотяки. К западу от удмуртов, в междуречье Волги и Вятки живут марийцы (известные с IX в. под названием черемисы). Небольшая "часть марийцев — горные марийцы, расселенные на правом берегу Волги, отличаются особым диалектом от остальных марийцев, которых именуют луговыми марийцами. На западе и юго-западе региона расселена мордва. Мордва — собирательное этническое название. Оно известно по историческим источни-

кам еще с VI в. В составе мордвы выделяются две этнические подгруппы — эрзя и мокша. Эрзянский и мокшанский языки разные, хотя и близкородственные.

В тесном соседстве с мордвой и марийцами на правом берегу среднего течения Волги живут чуваши: чуваши-вирьялы — выше по ее течению и чуваши–анатри – ниже. Срединное положение в Урало-Поволжье занимает этническая территория татар (точнее, поволжских татар). Название (этноним) «татары» ыкронилось за этим народом сравнительно недавно. 1'лно в XIX в. татары нередко называли себя булгарами. I |оволжские татары подразделяются на. две группы: кацапские татары и татары-мишари. На восток и юго-восток от татар — в Приуралье и отчасти Зауралье — простирается область расселения башкир. Этот этноним известен с X в. Одна из особенностей башкирского этноса состоит в том, что в памяти башкир до сих вор сохраняются следы древнего родоплеменного деления. Таких групп в составе башкир было более сорока (например, племенные группы юрмат, бурзян, усерган н др.), и этим они напоминают народы Среднеазиатского региона.

Общая численность каждого из этих шести крупных этносов колеблется от шестисот с лишним тысяч (марийцы) до 3 млн. человек (татары). Все они имеют свои национальные государственные образования – шесть республик, каждая из которых носит имя соответствующего народа и входит в состав Российской Федерации в качестве ее субъекта. Исключение составляют малочисленные бесермяне (около 11 тыс. человек). Национальные республики — Башкирия (Башкортостан), Марийская республика (Марий Эл), Мордовия, Татария (Татарстан), Удмуртия и Чувашия — многонациональны. Самой многочисленной этнической группой, с которой повсюду соседствуют народы здешних мест, являются русские. Без учета контактов и взаимовлияния с русскими трудно понять особенности формирования местных этносов и их культур.

Значительная часть каждого из названных этносов живет за пределами «своих» национальных республик. Нанример, в Татарии живет немногим более

половины поволжских татар, в Чувашии — около половины чувашей, а в Мордовии мордва (эрзя и мокша) составляет лишь треть от всей мордвы, которая расселена чрезвычайно разбросанно (дисперсно). Многочисленные группы татар, чувашей, мордвы проживают не только в соседних со своими республиками областях России, но и далеко за их пределами.

Межэтнические контакты и взаимовлияния. Контакты между поволжскими народами и русскими имеют многовековую историю. Включение Поволжья и Приуралья в состав Русского централизованного государства в середине XVI в. ускорило складывание Урало-Поволжской ИЭО, внутри которой постепенно устанавливались прочные взаимные связи. Процесс этот не был легким, сопровождался конфликтами. Местным народам нередко навязывались чуждые им способы существования. Уже само присоединение к России далеко не всегда носило добровольный характер — вспомним завоевание Казани. Принудительная христианизация языческого населения, продолжавшаяся в течение XVI-XVIII и отчасти XIX в., наталкивалась на явное и скрытое сопротивление как местных феодалов и жрецов, так и крестьянских масс.

В исторической памяти поволжских народов отчасти до сих пор сохраняются воспоминания об эпохе присоединения их родного края к Московскому государству как о тяжелом, а нередко и трагическом времени. Так, среди татар бытует предание о том, что после взятия Казани им было запрещено заниматься кузнечным делом, чтобы они не смогли обзавестись оружием для организации сопротивления новым властям. День взятия Казани (15 октября 1552 г.) с 1990 г. отмечается в Татарии как День памяти погибших. Христианизация также не имела тех результатов, на которые рассчитывали московские власти. До сих пор в христианстве поволжских народов сохраняются элементы языческих верований.

Вместе с тем изменение многих элементов материальной и духовной культуры поволжских народов проходило более органично, в ходе совместной хозяй-

ственной и культурной деятельности— в процессе совместного труда, торгового и иных видов обмена. II XIX в. значительный объем строительных, кузнечных, пи сырных работ выполняли русские разъезжие кустари, привнося тем самым в местную среду образцы русской материальной культуры. В частности, «русская» духовая печь, некоторые приемы деревянного строительства и орнаментации домов были заимствованы поволжскими народами у русских. В свою очередь, русское население восприняло у местных народов немало производственных навыков и способов использования природных ресурсов.

Значительная часть поволжского крестьянства была вовлечена в отхожие промыслы — работу по найму за пределами своего места жительства. Во второй половине XIX —начале XX в. крестьянское отходничество стало одним из важнейших способов межэтнического культурного обмена. Возвращаясь домой, отходники приносили с собой более широкие взгляды на жизнь, новые трудовые навыки, городскую одежду, знание другого языка, прежде всего русского, инонациональные песни и многое другое.

Важную роль в усилении межэтнического взаимодействия сыграли и продолжают играть города, особенно нынешние столицы республик — Уфа (Башкирия), Йошкар-Ола, в прошлом Царевококшайск (Марийская Республика), Чебоксары (Чувашия), Саранск (Мордовия) и Ижевск (Удмуртия). Основанные в XVI— XVII вв. как крепости-форпосты Московского государства, они поначалу формировались как русские поселе-пия. Усложнение их этнического состава, увеличение доли городского населения за счет представителей ме-( тпых пародов — явление XX в., особенно его второй половины. Особое место занимала Казань — столица Казанского ханства, позднее Казанской губернии, игом Татарии. Исторически, до середины XVI в. она ныла по преимуществу татарским городом. Доля татар в населении Казани оставалась заметной и позднее. Это способствовало большей устойчивости татарского этноса по сравнению с другими народами Урало- Поволжья. Важным показателем интенсивности межэтнических связей стали этнически смешанные браки, число которых в ряде городов Урало-Поволжья.

Важным показетелем интенсивоности межэтнических связей стали этнические смешанные браки, число которых в ряде городов достигало в 1960 — 1970-е гг. 20 — 25% от общего числа заключенных в этот период браков.

Таким образом, с ранних времен все эти народы формировались в процессе этнического и расового смешения. Этот процесс продолжается и в настоящее время.