logo search
Этнология_Под ред

Черты духовной культуры

Религии и верования. Подавляющая часть населения Латинской Америки официально принадлежит к католической форме христианства. В действительности же история и современное состояние религиозных верований у народов региона куда сложнее и многообразнее. Для верований древних цивилизованных народов Америки характерен политеизм (многобожие). У ацтеков одним из главных богов был бог войны, важную роль играли боги правосудия и судьбы, бог дождя, воды и грома и наконец, «Пернатый змей» — бог ветра и воздуха, покровитель жрецов. Верховными божествами инков считались солнце (Инти), гром (Ильярпа), лупа (Килья). С культом солнца связано обожествление верховных правителей, которых почитали как «детей солнца». Обряды древних культов включали жертвоприношения, в том числе человеческие.

Распространение христианства отнюдь не вытеснило полностью дохристианские верования и обряды,

что, в частности, сказалось в почитании мадонны (Божьей Матери) и многочисленных святых, заменивших собой прежних языческих богов. Так, в Мексике в качестве национальной святой почитается Божья Матерь Гуадалупская; в день этой святой (12 декабря) в ее храм в пригороде Мехико — замечательный памятник архитектуры XVI в. — стекаются десятки тысяч паломников. Интересно, однако, что истоки почитания Мадонны Гуадалупской не только христианские: ее образ заменил собою образ древней ацтекской богини земли Тонацин. Иные христианские храмовые церемонии вобрали в себя древние ацтекские обряды — ритуальные танцы в масках. Индейские и христианские ритуалы зачастую дополняют друг друга. Так, в Бразилии брак почти всегда освящается в церкви, но на свадебный праздник и пир приглашают и колдуна, который «охраняет» молодых «от сглаза», отгоняет «злых духов» и т. и.

В ряде стран Латинской Америки сложились верования, возникшие в результате смешения различных африканских религий, испытавших на себе также воздействие христианства. Наиболее полное развитие такие культы получили в Гаити, Бразилии и на Кубе. Религия гаитийских негров — водуизм (от дагомейского воду — дух, божество) — представляет собой своеобразный вариант политеизма и веры в духов. Водуистский пантеон многочислен, Интересно, что в сознании верующих божества сохраняют следы своего африканского — регионального или этнического — происхождения: есть божества дагомейские, конголезские, связанные с народом йоруба, мандинга и др. Одна группа божеств —петро — имеет местное гаитийскос происхождение. У каждого божества обычно есть свой двойник в лице христианского святого.

Отсталые племена индейцев отчасти сохраняют свои племенные религии, шаманизм и т. п.

Развлечения, обычаи. Пение и танцы — постоянные явления народной жизни. Среди используемых музыкальных инструментов есть ударные (различные виды барабанов, мексиканская маримба— разновид-

ность ксилофона), духовые (ксчуанские флейты разного вида) и струнные — многочисленные формы гитары: кубинская — с тремя двойными струнами, венесуэльская — с четырьмя такими же струнами, боливийская — с пятью двойными струнами и другие. В Мексике распространены полубродячие народные оркестры (марьячи), за небольшую плату играющие на семейных торжествах, народных праздниках и увеселениях. На Кубе и в некоторых других странах Латинской Америки очень популярны состязания певцов, которые сами сочиняют десятистишия (десимы) или четверостишия (квартеты) и сами аккомпанируют себе на гитаре.

Своих привычных, этнически своеобразных, иногда — архаических форм культуры чаще всего придерживаются сельские жители, будь то индейцы, афроамериканцы или креолы. Но есть такие формы массовой народной культуры, которые больше связаны с городским бытом. Это прежде всего латиноамериканский карнавал, ярче всего празднуемый в Бразилии и на Кубе, Карнавал восходит к древним земледельческим обычаям европейских народов. Это — костюмированный массовый праздник, шествие. В составе карнавальных шествий — пение, пляска, состязания театрализованных представлений, избрание «королевы карнавала» и другое.

В некоторых латиноамериканских странах — Венесуэле, Мексике, Колумбии, Перу — еще живет зрелище, некогда завезенное сюда из Испании, — бой с быком (коррида де торос): быка сначала стараются раздразнить, а затем матадор— главный участник представления, — проделав ряд опасных манипуляций, должен убить быка одним-единственным ударом шпаги. В Панаме бытует своеобразная бескровная коррида, где для достижения победы достаточно дотронуться до разъяренного быка. Во многих странах устраивают родео — скачки на молодых бычках.

Истоки профессиональной духовной культуры. Во всех странах и у всех народов Латинской Америки языки, культура, форма, повседневного быта несут в

себе черты многих влияний, смешений и взаимодействий. Это относится и к той части культуры, что, вырастая на почве народного творчества (фольклора), создается профессионалами — писателями, композиторами, артистами и прочими представителями национальной художественной творческой интеллигенции. Важное условие развития национальной профессиональной культуры — подъем народного образования, уровень которого в разных странах весьма неодинаков. Неграмотность почти полностью ликвидирована только на Кубе; ее уровень очень высок в Гаити, Венесуэле, Эквадоре; даже в таких развитых странах, как Мексика, Аргентина и Бразилия, уровень народного образования ниже, чем в странах Европы.

Развитие образования в странах латиноамериканского региона осложняется национальной неоднородностью их населения. В колониальную эпоху никто и не помышлял об обучении грамоте индейцев и негров; позднее потребность в более квалифицированной рабочей силе сделала народное образование, просвещение всего населения объективной необходимостью. Этому способствовали и сторонники индеанистского движения, ставившего своей целью улучшение положения индейцев, в том числе их школьного и профессионального образования. В наши дни в начальной школе детей индейцев (например, в Мексике) стараются обучать на местных индейских языках: науатль, отоми, майя, тараска и других. Параллельно мало-помалу вводится преподавание испанского языка. Такая система не всегда оправдывает себя: нередко учащиеся остаются малограмотными на обоих языках обучения.

Художественная литература и другие виды творчества. Национальная интеллигенция, сложившаяся у многих народов и в разных странах региона, создала национальные литературы, национальные проявления театрального искусства и иные формы духовной культуры. Процесс этот начался давно. Уже в XVI в. на языке кечуа была записана драма «Апу-Ольянтай» (ее ранние варианты, вероятно, сохранялись в устной передаче). В ней говорится о любви полководца Оль-

янтая к красавице Коси Койлюр, дочери Верховного Инки. Инки, считавшие себя детьми бога Солнца, не допускали мысли о браке с обычным человеком: попытка заключения такого брака каралась смертью. Но Коси Койлюр, тронутая горячим чувством Ольянтая, ответила ему взаимностью. Ольянтай просит ее руки у Верховного Инки, ее отца. Ольянтаю грозит смерть, но он бежит в горы, где начинает борьбу за свое счастье. Эта драма была и остается популярной, ее исполняют при организации индейских праздников.

Среди языков, ставших литературными, может быть упомянут гуарани. На этом языке в 1930-е гг. создавал свои стихотворения Ортис Герреро. Хулио Каррера (1908— 1954) стал основателем театра гуарани; его перу принадлежит, например, драма «Голод несчастных».

Одним из влиятельных и распространенных направлений национальных литератур в Латинской Америке в XIX в. стал костумбризм (от испанского костумбре— обычай). В своих произведениях сторонники костумбризма описывали обыденную, типичную жизнь народов своих стран, способствуя тем самым осознанию национальных проблем, формированию национального самосознания. В XX в. всему миру стали известны яркие романы бразильца Жоржи Амаду, детские книги его соотечественника Жозе Монтейру Лобату, поэмы чилийца Пабло Неруды, произведения кубинцев Алехо Карпентьера и Николаса Гильсна, романы колумбийца Габриеля Гарсии Маркеса. Крупный вклад в мировую музыкальную культуру внес признанный знаток фольклорной музыки и композитор Эйтор Вила Лобос. Мировую известность получила аргентинка Лолита Торрес — талантливая киноактриса и исполнительница национальных эстрадных и народных песен. Бразильский спортсмен Пеле (настоящее имя его Эдсон Арантес ду Насименту) достиг выдающихся результатов в очень популярной в Латинской Америке игре в футбол.

Из всего сказанного видно, что вклад латиноамериканских народов в мировую этническую историю и культуру очень велик. Если к этому добавить, что имен-

но здесь были выведены культурные формы картофеля, томатов, кукурузы, хлопчатника, какао, гевеи (дерево, главный источник натурального каучука), а кроме того, припомнить, что популярные танцы танго и румба созданы латиноамериканцами, то значение этого региона в мировом этнокультурном процессе будет описано более точно.

В.В. Пименов