logo search
Этнология_Под ред

9. Этническая тема в произведениях русских писателей

Русский народ — одна из крупнейших государство-образующих наций мира. Он не раз в своей истории являл миру образцы подлинного патриотизма; особенно показательны в этом отношении периоды Отечественной войны 1812г. и Великой Отечественной войны (1941—1945). Вместе с тем, его этническая история говорит о широких историко-культурных связях с другими народами, особенно народами Европы и Азии.

Духовная культура русского народа содержит в себе высокоразвитую литературу (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, A.M. Горький и др.), в которой, в частности, выражено его национальное сознание и самосознание. Суще-

ствоппая черта русской литературы состоит в том, что una включает в себя как идею народного патриотизма, так и уважение к истории, достижениям и культурам других пародов. Патриотические и интернациональные мотивы прослеживаются, например, в произведениях многих русских писателей XIX в.: достаточно вспомнить мечту А. С. Пушкина о временах, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

Характерен пример Кавказа, занимающего видное место в творчестве многих русских писателей.

С искренней любовью и уважением к кавказским пародам относился русский поэт и дипломат А.С. Грибоедов. Он называл горцев «вольным и благородным» народом, выступал против «барабанного» насилия по отношению к ним. Его стихотворение «Дележ добычи» («Хищники на Чегеме»), написанное по впечатлениям от поездки в Кабардув 1825г., прославляет удаль горцев, их любовь к родине. Романтическое восхищение бесстрашными горцами выражено в стихах поэта декабриста А.А. Бестужева-Марлинского.

Важным видом связи между народами Кавказа (кабардинцами, осетинами, чеченцами, ингушами, черкесами и др.) и русскими выступает поэзия А.С. Пушкина. В своей поэме «Кавказский пленник» Пушкин воспевает идею мирного содружества народов, выражает уверенность, что Кавказ «забудет алчной брани глас, оставит стрелы боевые». В этом произведении и в поэме «Тазит» отражены многие стороны жизни народов Кавказа: обычаи аталычества, гостеприимства, кровная месть, обряд похорон, игры и забавы местной молодежи, элементы фольклора.

С детских лет с Кавказом был связан М.Ю. Лермонтов. Поэту трижды (в 1818, 1820 и 1825 гг.) довелось бывать на Северном Кавказе в молодые годы, а в 1837 г. он был сослан на Кавказ царским правительством за стихотворение «На смерть поэта».

«Далекая страна», «жилище вольности простой», — как поэт называл Кавказ, — судьбы его народов никогда не оставляли Лермонтова равнодушным. Кавказская тема прослеживается в его произведениях «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Валерик», «Измаил-бей», «Хаджи-абрек», «Герой нашего времени» и др. Жизнь на Кавказе обогатила поэзию Лермонтова большим количеством местных слов и выражений.

Много лет прожил на Кавказе Л.Н. Толстой. Кавказ показан в таких произведениях писателя, как «Набег», «Рубка леса», «Казаки», «Хаджи Мурат» и др. Толстой дружил с кунаками-горцами и даже был первым собирателем чеченского фольклора.

Этническая тема (о народах Севера, Сибири и других регионов) заняла в русской литературе существенное место.

Л.Б. Заседателева