logo search
Этнология_Под ред

Жанры и исполнители русского фольклора

Среди традиционных жанров русского фольклора древнейшим видом народной поэзии были обрядовые песни. Они сопровождали важнейшие семейные со-оытия (семейно-свадебные, величальные, шуточные песни, похоронные причитания — причеты, заплачки), а также календарные праздники («колядки» и «веснянки» и т. п.). Вот пример веснянки:

Дай, весна, добрые года,

Годы добрые, хлеборобные.

Зароди жито густое,

Жито густое, колосистое.

Колосистое, ядернистое,

Чтобы было с чего пиво варити,

Пиво варити, ребят женити.

Ребят женити, девок отдавати.

Богата сюжетами лирическая народная поэзия. К ней относятся любовные, семейные, ямщицкие, шуточно- сатирические и иные песни. Для русского фольклора характерны песни протяжные. С развитием литературы и распространением грамотности в России появились песни на слова русских поэтов.

Необычайно интересны и разнообразны русские . казкн и их персонажи: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Жар-птица. Здравый смысл, остроумие и мудрость русского народа от-

ражены в многочисленных пословицах, поговорках и загадках.

Ярким проявлением героического начала в народной поэзии служили былины — произведения исторического эпоса, воспевающие мужество русских богатырей — крестьянского героя Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и др. В народе эти фольклорные произведения назывались старинами. Они исполнялись нараспев народными и отчасти полупрофессиональными сказителями (главным образом в северных губерниях Европейской России).

Народной любовью в Древней Руси пользовались бродячие актеры-«скоморохи», выступавшие на городских ярмарках, и типичные персонажи их представлений. Скоморохи подвергались гонениям со стороны Церкви, усматривавшей в их импровизациях следы древнего языческого ритуала. В 1648 г. царь Алексей Михайлович запретил представления скоморохов.

Еще в XVIII и XIX вв. распространителями некоторых форм фольклора (духовных стихов, исторических песен, сказок и др.) выступали бродячие нищие, «калики перехожие».

Содержание более позднего фольклора у русских, как правило, отражает новые этапы социально-политической жизни страны. К нему относятся песни, частушки, анекдоты, устные рассказы.

Широкое распространение среди русских имели народные игры, народная драма и театр. Большой популярностью пользовался кукольный театр «Петрушка». Менее известен театр самодеятельных актеров, возникший, вероятно, в XVIII в. Из народных драматических произведений наиболее популярными были «Царь Максимильян», «Лодка», «Голый барин» и др.

Очень разнообразна русская народная музыка, в которой вокальная сторона преобладает над инструментальной. Типичной чертой русской народной вокальной музыки было хоровое многоголосие. Русская народная музыка служила источником вдохновения для многих выдающихся русских композиторов прошлого века: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, Н.А. Римского-

Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чай-конского и др.

Русские народные музыкальные инструменты очень разнообразны. Один из древнейших — это гусли (струпный щипковый инструмент). Среди смычковых инструментов — гудок, домра. В качестве музыкальных инструментов широко использовались трещотки, бубны, деревянные ложки. Из духовых народных инструментов известны рожок, жалейка, волынка. С XVIII в. многие перечисленные народные музыкальные инструменты дополняются и вытесняются балалайкой. Н XIX в. на селе и в городе распространились семиструнная гитара и гармоника (гармонь).

В настоящее время народная музыка вызывает к себе большой интерес. Пользуются вниманием народные и профессиональные ансамбли, исполняющие народные песни и мелодии.

С глубокой древности у русских существовали илиски и танцы, исполнявшиеся под музыку и часто сопровождавшиеся пением. К числу старейших видов танца принадлежат обрядовые пляски (святочные и масленичные пляски ряженых и др.). Устойчивой формой русского танцевального искусства были хороводы. V северных великороссов хороводы отличались плав-н< >етыо и величавостью, у южных и средних они были I»>лое разнообразными и быстрыми. В XIX в. появились и получили распространение новые, «городские» ганцы: кадриль, цыганочка, барыня и др.

Под воздействием урбанизации и сложных социальных процессов на рубеже XIX—XX вв. русская традиционная культура претерпела значительные изменения.

В настоящее время на основе народных традиций создана и живет новая культура народного фольклора и ганца. Она функционируете форме самодеятельных и профессиональных песенно-танцевальных коллективов Таковы Академический хор русской народной песни им. М.Е. Пятницкого, Русский воронежский народный хор. Мировую известность получили профессиональные хореографические ансамбли: «Березка»,

Ансамбль народного танца под управлением И.А. Моисеева и др.

8. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Наиболее распространенным видом народного изобразительного творчества издревле было декоративное шитье. Вышивки на протяжении столетий сохраняли традиционные образы. Некогда связанные с древними культовыми представлениями, эти образы постепенно превращались в орнаменты. В народном быту вышивкой покрывались предметы одежды, полотенца, покрывала, скатерти и т. п. Начиная с XVII в. во многих областях России, особенно в Вологодской, Нижегородской и Московской, получило распространение плетение кружев. Кое-где этот промысел сохранился и поныне. Русским было знакомо и узорное тканье, вышивка жемчугом, золотошвейное дело, набойка (нанесение рисунка на ткань с помощью резных досок, покрытых краской).

В лесной полосе России исстари известно искусство художественной обработки дерева: изготовление резной и точеной расписной посуды, игрушек, мебели, орудий труда и многого другого. Богато и изящно подчас выглядел декор жилища. В сельской местности и в провинциальных городах дома украшались ажурными наличниками, накладными узорами на фасадах и крыльцах, узорной обшивкой помещений и т. п. Наиболее богатым выглядело резное убранство многих северных и поволжских сельских домов второй половины XIX в.

В Поволжье, Предуралье, Приангарье и в других районах расселения русских получило распространение украшение домов росписью (чаще всего растительными орнаментами), выполнявшееся масляными красками.

Интерьер крестьянского жилища и домов горожан дополняли лубочные картинки. В XIX в. они составляли также необходимую принадлежность постоялых дворов и почтовых станций. Лубки, или лубочные картинки — одно из характерных явлений русской народ-

ной культуры. Это по преимуществу изделия профессиональных писателей (часто анонимных) и издателей-капиталистов. Для них характерна стилизация под народные вкусы. Лубок представлял собой бумажный лист с картинкой и текстом либо небольшую книжку — опычпо примитивного содержания. Среди лубков попадаются и интересные издания, отвечавшие народным вкусам. Офени (коробейники, занимавшиеся торговлей в разнос) в своих лубяных коробах распространяли такие картинки повсюду. Описывая обстановку почтовой станции, А.С. Пушкин не обошел своим вниманием народные картинки, прибитые на стенах: «Погребение кота», «Спор Красного Носа с сильным морозом» и т. п. В лубке, который непременно сопровождался назидательным или шуточным текстом, подчас проявлялись народная смекалка, нравы и быт времени. Тематика луоочных картинок разнообразна: она охватывает религиозные, исторические и нравоучительные сюжеты, народный эпос и сказки. В лубочных картинах высмеиваются излишества моды, пьянство, брак по расчету и т. п., описываются сцены крестьянской свадьбы. Широко известны лубки: «Мыши кота погребают» (сатира на императора Петра 1), «Шемякин суд», «Повесть о Ерше Ершовиче — сыне Щетинникове», «Кот Казанский» и др. Теперь народные картинки рассматриваются как произведения массовой культуры.

Одним из видов русского народного мастерства ныла резьба и роспись по бересте. Из нее изготавливались, например, украшенные сосуды с крышками (для переноски и хранения жидких и сыпучих продуктов, ягод). Во многих местностях было распространено плетение корзин из прутьев лозы.

Русские владели искусством художественной обработки металла. Своим качеством славились тульские ружья и самовары, чугунное литье Урала и Подмосковья Деревни имели своих кузнецов, которые были полу ремеслоппиками-полузомледольцами.

Производство керамических изделий у русских достигло особого развития там, где имелись месторождения высококачественных глин (Гжель, Ярославль,

Липецк, Скопин и др.). Деревенские мастера изготавливали горшки, кружки, тарелки, кувшины и др. Часть этих изделий украшалась поливой и росписью из схематических узоров, часть была однотонной, без поливы, иной раз с тиснеными узорами. В Нижегородском крае получило развитие производство изразцов.

К художественному гончарству примыкает промысел по изготовлению глиняной игрушки. Главными центрами его были Вятская, Тульская, Архангельская и Пензенская губернии. Наибольшую известность получила вятская — дымковская (по названию слободы Дым-ково) — игрушка-свистулька, фигурки животных, женщин в широких платьях и др. В настоящее время глиняная игрушка чаще всего используется как декоративный элемент жилого интерьера или сувенир.

На основе местных крестьянских производств в России возникли центры художественного промысла, теперь широко известные всему миру. До сих пор славится гончарная продукция подмосковной «голубой Гжели», расписные шедевры «золотой Хохломы» (Нижегородская область), лаковые миниатюры Палеха (Ивановская область), Федоскина (Московская область) и Мстеры (Владимирская область), жостовские расписные подносы (Московская область), изящная резьба по моржовой кости (Архангельская область) и др.