logo search
Этнология_Под ред

3.Субэтнические группы русских

Многообразие в единстве. В пределах основной территории расселения русского народа выделяются два основных диалектных массива: северные и южные великороссы. Существует и переходная между ними, среднерусская зона, которая охватывает междуречье Оки и Волги. В послемонгольское время именно эта территория стала ядром русской (великорусской) го-

государственности, местом формирования великорусской народности, русского народа. Здесь складывался общерусский литературный язык. В материальной и духовной культуре этой части русского населения тесно сочетаются те или иные северные и южные черты.

Региональные особенности русского населения, однако, не исчерпываются данными зональными различиями. В процессе многовекового расселения по просторам Восточной Европы у некоторых региональных групп русского народа складывалась определенная специфика хозяйства, культуры и быта. Иногда эта специфика значительна. По отношению к таким группам применяется название субэтнические группы. Субэтнические группы различались по величине занимаемой территории и численности, имели свой уклад хозяйства и культуру, выделявшие их как из основной массы русского народа, так и из других подобных групп.

На западе (в основном в Смоленской и Псковской областях), на территории, некогда входившей в состав Киевской Руси, расселены группы русских, своеобразная культура которых имеет определенное сходство с культурой белорусов. Это как бы переходный тип населения между двумя славянскими народами.

В Среднем Поволжье, в XVI—XIX вв. сформировалось русское население, в материальной культуре которого в типах жилищ, одежды, сельскохозяйственных орудий— обнаруживается много общих черт с культурами финно-угорских и тюркских народов Урало – Поволжья.

В культуре русских северо-востока европейской России Приуралья— прослеживаются элементы, присущие и северной части русского народа (например, «оканье»), и жителям средней полосы России П пни жилищ, одежды и др.).

И лесной (северной) части Рязанской области расселена так называемая мещёра — сельское население Мещерском стороны, происхождение которой связывав и со слиянием славян с автохтонным неславянским населением края. В культуре мещеры немало элементов культуры пародов Поволжья.

В западной части южнорусской полосы — в Калужско- Орловско-Брянском Полесье — проживают так называемые полехи, или полешане. Часть их может считаться потомками древнего местного населения; в их культуре сохранилось много древних — даже дославянских — черт. Вместе с тем у них прослеживается и явная связь с культурой белорусов и литовцев.

Среди южных великороссов прежде выделялись так называемые однодворцы. Это в большинстве своем потомки служилого населения (главным образом выходцы из северорусских и среднерусских областей государства), переселенного еще в XVI —XVII вв. правительством на степную окраину страны для защиты границ от кочевников. В их состав вошли и потомки более поздних переселенцев, главным образом представителей различных слоев крестьянства. Однодворцы занимали как бы промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками. Живя обособленно от окружающего населения, они сохранили некоторые отличия в материальной и духовной культуре: особый тип поселений и жилых построек с дворами-крепостями, оригинальный комплекс женской одежды и др.

Северные великороссы переселялись не менее активно, чем другие региональные группы русского народа. Постепенно они большими массами заняли территории древней новгородской колонизации (побережье Белого моря, Архангельская губерния и др.). В их групповых самоназваниях закрепились местные географические термины: например, поозеры, то есть живущие по берегам озера Ильмень, в Поозерье. В Пошехонье (по реке Шексне) проживали пошехонцы, вокруг озера Лача и г. Каргополя — каргополы, на берегах Белого озера — белозеры, по берегам Баренцева и Белого морей — поморы и т. д. Поморы освоили морское рыболовство и промысел морского зверя, создав нетипичный для восточных славян культурно-хозяйственный тип, свойственный с глубокой древности местному населению Севера.

В середине — второй половине XVII в. — после церковной реформы патриарха Никона — произошел

раскол Русской православной церкви, и русское общество разделилось на православных и старообрядцев (староверов, раскольников). Спасаясь от преследований со стороны государства, приверженцы раскола селились по рекам Ветлуге, Керженцу (так называемые ктолжские старообрядцы) и в других труднодоступных местах. Их быт и традиции, русские в своей псионе, отличались приверженностью глубокой старине (особенно в духовной культуре, обрядах, одежде к т. п.).

Своеобразен культурно-бытовой уклад восточно- славянского (русского и украинского) казачества. К -началу XX в. в России сложилось более десяти групп казачьего населения. Самый ранний рубеж формирования некоторых из них — XV—середина XVI в. (время складывания донского, запорожского, яицкого, терско-гребенского казачества и др.). С конца XVII в. государство стало привлекать казаков на постоянную воинскую службу, а затем объявило их особым воинским (служилым) сословием. Особые условия военизированной жизни на окраинах государства, другие исторические и социально-экономические факторы способствовали тому, что к началу XX в. казаки оформились в особые этносоциальные группы в составе восточнославянского населения. В наши дни российские казаки с обновленным интересом обращаются к своей культуре и организуют собственные влиятельные политические движения.